Выраженность речевой тревожности в структуре личности заикающихся
РЕЧЕВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ | |||
УРОВЕНЬ | Кол-во баллов | Кол-во | % |
(М±s) | Человек | ||
Низкий | |||
Средний | 13,442,5 | 33,9% | |
Высокий | 20,4±2,5 | 66,1% | |
М±s по | |||
группе | 18,07±4,17 | ||
(n=59) |
О переживаниях по поводу собственной речи свидетельствуют записи пациентов в дневниках-жизнеописаниях. Т.Ч.: «Когда я общаюсь с очень важными людьми, я очень волнуюсь, думаю о том, как я говорю, боюсь показать себя с плохой стороны». С.Д.: «Я очень долго переживаю свои речевые неудачи, чувствую унижение, подавленность».
Таким образом, можно отметить, что у большинства обследованных нами заикающихся (71,2%) уровень личностной тревожности совпадает с уровнем речевой тревожности. Совпадение уровня речевой и личностной тревожности у большинства заикающихся может свидетельствовать о том, что нарушение коммуникации приводит не только к появлению боязни речевого общения и переживаний по поводу собственной речи, но и способствует формированию негативного личностного реагирования на наличие речевого дефекта. Повышенная тревожность затрагивает не только речевую сферу заикающихся (речевые уловки, избегание речевых контактов, уход от трудных речевых ситуаций, как, например, разговор по телефону или выступление перед группой), но и приводит к дезорганизации всей личности человека, формируя тип избегающего поведения, проявляющегося в стремлении оградить себя от возможных переживаний и трудностей не
только в речевых, но и неречевых ситуациях.
Рисунок 11. Соотношение личностной и речевой тревожности заикающихся.
Сопоставительная характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых, влияющих на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания.
В связи с тем, что между самооценкой, уровнем притязаний, тревожностью и мотивационной направленностью личности существует взаимосвязь, их необходимо изучать в комплексе: с одной стороны, триаду самооценка — уровень притязаний — тревожность, а с другой — преобладание в структуре личности мотивационной тенденции на достижение успеха или на избегание неудач. В результате экспериментального изучения заикающихся подростков и взрослых нами были выделены три группы пациентов в зависимости от преобладания у них той или иной мотивационной тенденции. Именно этот показатель был взят за основу для сопоставления с другими индивидуально-психологическими особенностями заикающихся подростков и взрослых.
Группа 1. Индивидуально-психологические особенности заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции избегания неуспеха — 47 человек — 79,6% (см. рисунок 12).
Характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции избегания неуспеха
Рисунок 12. Характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции избегания неуспеха.
Для пациентов данной группы характерно преобладание негативной мотивационной тенденции избегания неуспеха в структуре мотивации достижения (БН2), представляющей собой страх перед социальными последствиями неудачи, ожидание негативной оценки со стороны социума (по МД-решетке Х.Д. Шмальта), что отрицательным образом сказывается на личных достижениях заикающихся, а также на процессе их социально-психологической адаптации.
Для большинства пациентов данной группы был характерен преимущественно средний уровень мотивационного настроя на преодоление заикания (по методике изучения мотивационного настроя).
Характер самооценки пациентов данной группы отличался противоречивостью и неадекватностью. Так, у них отмечалась низкая самооценка по тесту-опроснику и преимущественно высокий ее уровень по методике Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн. Для большинства заикающихся этой группы была характерна низкая речевая самооценка. Расхождение уровня самооценок, полученных разными методами, их противоречивость, говорят о дисгармоничном состоянии личности, неумении адекватно оценивать себя. Наличие речевых проблем оказывает влияние на специфику самооценивания через призму речевого нарушения, а также приводит к формированию некоторых особенностей характера (неуверенность в своих силах, нерешительность, замкнутость, осторожность).
Исследование уровня притязаний, как «неречевого», так и «речевого» компонентов (по модифицированной методике Ф. Хоппе) показало, что для пациентов данной группы было характерно преобладание мотива избегания неудач в процессе экспериментальной деятельности. Пациенты данной группы отличались гипертрофированной зависимостью от успешности работы. При успехе они демонстрировали осторожную стратегию, перестраховывались. Хронический неуспех приводил к дезорганизации деятельности, которая приобретала хаотический, неуправляемый характер. В основе деятельности лежала недооценка достигнутого успеха и интенсивное переживание неудачи. Специфическая особенность, наблюдаемая у пациентов с преобладанием мотива избегания неудачи, — снижение притязаний после успеха, что объяснялось боязнью неуспеха на более сложных заданиях. В данной группе отмечался преимущественно средний уровень «неречевого» компонента притязаний и низкий уровень «речевых» притязаний.
Наряду с этим у заикающихся данной группы было выявлено преобладание высокого уровня личностной тревожности (по методике Ч.Д. Спилбергера) и речевой тревожности (по методике Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина — Л.Н. Мацько). Совпадение уровня речевой и личностной тревожности у большинства заикающихся показывает, что наличие речевого дефекта затрагивает не только речевую сферу заикающихся (речевые уловки, избегание речевых контактов, уход от трудных речевых ситуаций, как, например, разговор по телефону), но и приводит к изменениям некоторых личностных свойств, в частности, появлению тревожности как черты характера.
В большинстве случаев характерно сочетание высокой речевой тревожности, низкой речевой самооценки и низкого, неустойчивого, не достаточно адекватного уровня речевых притязаний, что можно объяснить доминированием мотива избегания неудач и выраженными переживаниями по поводу собственной речи. Высокий уровень личностной тревожности у большинства пациентов сочетался с противоречивым, неустойчивым характером «неречевого» компонента самооценки и средним уровнем «неречевых» притязаний.
Преобладание мотивационной тенденции избегания неудач в сочетании с описанными индивидуально-психологическими особенностями качественно влияет на стратегию поведения личности, отражаясь в избегании ряда ситуаций, отказе от намеченных планов с целью защитить себя от возможной неудачи. Цитаты из речевых дневников заикающихся наиболее полно отражают особенности их поведения.
А.Т.: «Стараюсь не вступать в споры, мне тяжело отстаивать свою точку зрения ...стараюсь избегать подобных ситуаций. Но, однозначно, это очень мешает мне в жизни. Пример такой ситуации — мне продали бракованный мобильный телефон, тяжело было доказать это продавцу. Ощущения — просто злоба на самого себя, что не могу внятно объяснить человеку, что он не прав».
А.И.: «Когда у нас в школе 7, 8, 9 классы разыгрывали исторические сцены, то я тоже хотел играть, но не смог бы. И если бы я даже и попросил, чтобы мне дали роль, то все приняли бы это за шутку. Я чувствовал себя униженным».
Д.К.: «Я хотела бы продолжить учиться дальше в институте, но заикание мешает поступить в институт. А мне бы хотелось бы получить какую-нибудь профессию. За время болезни у меня не было никаких побед».
Группа 2.Индивидуально-психологические особенности заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции стремления к успеху — 8 человек — 13,6% (см. рисунок 13).
Характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции стремления к успеху
Рисунок 13. Характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции стремления к успеху.
У всех пациентов данной группы отмечалось преобладание мотивационной тенденции стремления к успеху (НУ — надежды на успех по МД-решетке Х.Д. Шмальта). Причина успеха объяснялась ими собственными способностями и большим старанием. Данную мотивационную тенденцию можно обозначить как наиболее позитивную.
Для всех пациентов был характерен высокий уровень мотивационного настроя на преодоление заикания, они понимали необходимость собственных усилий в работе над речью и важность самостоятельных упорных занятий.
У всех представителей данной группы отмечался средний уровень самооценки по тесту-опроснику, средневысокий ее «неречевой» и средне-низкий «речевой» компоненты по методике Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн. Отмечалось меньшее расхождение результатов исследования самооценки, полученных разными методами, чем в группе с преобладанием мотивационной тенденции избегания неудач, что говорит о более адекватной самооценке.
Исследование «неречевого» уровня притязаний по методике Ф. Хоппе показало, что в данную группу вошли пациенты, сочетающие стремление к достижению цели с рациональным и гибким подходом. Члены этой группы предпочитали работать в той «зоне» сложности, где успех требует определенных усилий. Для них было характерно умеренное повышение притязаний после успеха, незначительное снижение притязаний после неудачи, т.е. адекватная реакция на успех или неуспех в деятельности, что благоприятным образом влияло на ее результативность.
В данной группе отмечался средне-высокий уровень «неречевого» компонента притязаний и средне-высокий уровень «речевых» притязаний, таким образом, значительного расхождения между уровнями общих и речевых притязаний не наблюдалось. Наряду с мотивом достижения цели при выполнении «неречевых» заданий, в основе выбора «речевых» заданий испытуемыми лежал познавательный мотив, т.е. желание узнать, какие задания предложит экспериментатор.
Наряду с этим у представителей данной группы отмечался преимущественно средний уровень личностной и речевой тревожности (по методикам Ч.Д. Спилбергера и Р. Эриксона с адаптации В.А. Калягина — Л.Н. Мацько), что несколько ниже, чем у заикающихся с доминирующей тенденцией избегания неуспеха.
Таким образом, при сравнительном анализе данных, собранных разными методами, значительного расхождения результатов «неречевых» и «речевых» компонентов исследуемых свойств личности не наблюдалось, что говорит о более гармоничном состоянии личности представителей данной группы.
Преобладание мотивационной тенденции стремления к успеху в сочетании с описанными индивидуально-психологическими особенностями отражается на стратегии поведения личности. В речевых дневниках они отрицают наличие жизненных ситуаций, в которых вынуждены были отказаться от своих целей, сдавались из-за заикания.
А.К.: «Недавно я искал новую работу и ездил на многочисленные собеседования, общался с работодателями и практически не заикался. У меня получается не заикаться, если мне это очень надо».
П.Н.: «Я особо никогда не сдавался и делал, что надо. На втором курсе у меня была философия, условием получения зачета было требование подготовки всевозможных докладов. Я упорно приносил их на каждую пару, чем мучил нашего философа, но зато зачет получил одним из первых».
Эти данные позволяют свидетельствовать о том, что пациенты данной группы способны на активные действия, направленные на достижение успеха, что имеет большое значение для успеха в ходе коррекционного процесса.
Группа 3. Индивидуально-психологические особенности заикающихся с равным соотношением мотивационных тенденций избегания неуспеха и стремления к успеху — 4 человека — 6,8% (см. рисунок 14).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1941;