9 страница. Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры - дружинники крупных феодалов

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры - дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности - сотников, десятников и др. Эти должности позволяли получать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также многочисленное духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Трудящиеся - крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги - находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу - кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена и вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе с тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них - сабанчи - жили сельскими общинами и обрабатывали, помимо выделенных для них участков, земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие - уртакчи (издольщики) - кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли иные повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги тоже зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно - два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Государственный строй. Государственный механизм Золотой Орды обеспечивал эксплуатацию своих трудящихся, ограбление покоренных народов. Это достигалось установлением террористического режима, при котором подчинение младших старшим было безусловным и бездумным. При этом использовались как пережитки прежней, родоплеменной организации, так и новые, военно-феодальные принципы.

Верховная, деспотическая по существу власть в государстве принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайными или открытыми убийствами претендентов.

Хан прежде всего являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган - курултай, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопросам. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы из восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в той или иной отрасли управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

К высшим должностным лицам относился прежде всего визирь, в ведении которого находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков, секретарей диванов и других чиновников. Военное управление в государстве было сосредоточено в руках бекляри-бека, который направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане. Кроме того, в столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана и его визиря, и букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских частей и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распределением по указаниям хана и других высших должностных лиц.

В государственном аппарате имелись и другие чиновники, выполнявшие поручения центра, по учету населения, сбору податей, подавлению сопротивления подданных и зависимых народов, организации военных походов и т.д. К их числу относились даруги, баскаки, темники, сотники и др.

Улусами управляли члены ханской фамилии, джучиды-царевичи, наиболее авторитетные нойоны (их часто называли эмирами). В отдельные области, города, поселения назначались даруги, тысячники и сотники. В подчинении всех этих правителей находилось множество чиновников, занимавшихся переписью населения, сбором податей и налогов, привлечением населения к выполнению различных повинностей (поставке лошадей, перевозочных средств, снабжению чиновников и воинских подразделений различным довольствием, расквартированию войск и т.д.). Каждый местный правитель всегда опирался на гарнизоны или мобильные войска.

Военная организация Золотой Орды была основой государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений.

Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов, была основой военной мощи Золотой Орды. В отдельные периоды своей истории Золотая Орда могла выставить 150 и более тысяч конников. Построенная по десятичной системе, подвижная конница могла быстро собираться в указанном ханом или его командованием месте в огромную армию для наступательных операций или же мгновенно рассредоточиваться на обширных пространствах, перебрасываться из одной местности в другую, совершать внезапные налеты и набеги, держа в постоянном страхе подданных Золотой Орды и подвластные народы.

Высший командный состав - темники, тысячники - состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Сотниками и десятниками назначались обычно нукеры и другие представители родоплеменной знати. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Поэтому строжайше запрещался переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему подразделению и его командиру. В войске поддерживалась жесточайшая дисциплина. За любое ослушание, невыполнение приказа грозила суровая кара, вплоть до смертной казни.

Еще Чингисхан, придавая исключительное значение добыванию всевозможных сведений о предполагаемом противнике, организовал разведывательную службу. Ханы Золотой Орды - Бату, Берке и их преемники - обязывали своих воинских начальников вести разведку через лазутчиков, изменников, купцов, добывать сведения о численности и вооружении противника, его командирах, настроениях, распрях и т.п. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку. Все секретные сведения доставлялись бекляри-беку, визирю и докладывались хану.

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам - уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII - начале XIV вв. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам.

У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин - биев.

Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Отношения с Русью. После опустошительных завоеваний ханов Бату и Берке русские княжества на длительный срок попали в вассальную зависимость от золотоордынского хана. Установилось жесточайшее монгольское иго. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, а были просто продиктованы завоевателем. Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, получая от хана ярлык. Князья владимирские получали от хана особый ярлык. Сажали на престол великого князя специальные уполномоченные золотоордынского хана. Получение ханских ярлыков в Орде, а также при вызовах князей в Орду обязательно сопровождалось поднесением богатых подарков. Одной из главных вассальных обязанностей русских княжеств являлась уплата хану дани - десятой части всех доходов с населения княжества. От этого побора была освобождена только русская православная церковь. Кроме того, население должно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые торговые и ремесленные пошлины, предоставлять корм (пропитание), удовлетворять требования Орды, ее чиновников.

Дани и поборы с русских княжеств Золотая Орда поручала производить специально уполномоченным даругам и баскакам, наезжавшим в княжества с большой свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Во Владимире находился главный баскак, которому подчинялись баскаки иных княжеств - Рязани, Мурома, Смоленска, Твери, Курска и др. Время от времени даруги и баскаки производили перепись населения княжества, чтобы полностью обеспечить сбор дани.

Для устрашения русского населения, а также для дополнительного обогащения Орды монголо-татары систематически совершали набеги на княжества. При этом множество людей уводилось в плен, разорялись и сжигались города и селения.

Русский народ никогда не мирился с монголо-татарским игом и вместе с другими народами оказывал захватчикам упорное сопротивление, но окончательного освобождения от них он добился лишь в XV в.

Монголо-татарские завоевания на столетия задержали социально-экономическое и культурное развитие русского общества.

Право. Слабая из-за недостатка источников изученность права Золотой Орды ограничивает возможность сколько-нибудь обстоятельного его изложения. Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и в местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Эти распоряжения и предписания применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц, архаичность и юридическая неопределенность. Даже Яса Чингисхана стала нам известна не как единый писаный акт, а как отдельные упоминания и выдержки, содержащиеся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Например, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупали невесту из семьи или рода последней. В свою очередь, родственники невесты обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и приданого, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей брачующихся.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды, деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношений, низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому обществу, находящемуся в самой начальной стадии феодализма. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного воинского подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, - посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Можно было также зарезать человека "как барана".

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялся социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десятку или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

 

***

 

Время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это период тяжких испытаний для попавших под иноземное иго народов. Монголо-татарское нашествие надолго приостановило и отбросило назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.

Громадная империя Чингисхана недолго оставалась единой. Неумолимые законы развития феодализма привели ее сначала к распаду на крупные государства, а со временем ко все большему дроблению, что и предопределило в конце концов крушение всех монголо-татарских государств.

Монголо-татары, покоряя народы нашей страны, устанавливали различные формы их политической зависимости. Часто монголы-татары сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных князей в положение своих вассалов. Так было в Закавказье, на Руси, в некоторых других местах.

Правовая система, принесенная Чингисханом и его преемниками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные правовые системы.

 

Глава 7. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ

(XIII - XVI вв.)

 

§ 1. Образование и развитие

Великого княжества Литовского

 

В том же XIII в., но несколько позже, чем империя Чингисхана, на противоположных, западных рубежах Руси возникло другое государство, которому тоже суждено было сыграть заметную роль в истории нашей страны - Великое княжество Литовское. Литовцы с давних пор были соседями восточных славян, что обусловило определенные связи между этими народами - мирные и немирные. В середине XIII в. один из племенных вождей (Кунигасов) Миндовг (Миндаугас) принял христианство и был венчан по указанию папой Римским на королевство, хотя позже он отказался и от того, и от другого <*>, тем не менее принято считать именно Миндовга основателем литовского государства.

--------------------------------

<*> См.: Соловьев С.М. Соч. Кн. II. М., 1988. С. 174 - 176.

 

С течением времени к Великому княжеству Литовскому были присоединены украинские, белорусские и некоторые русские княжества. Его территория в начале XV в. составляла свыше 900 тыс. кв. км и простиралась от Черного до Балтийского моря. Первой столицей государства был г. Новогородок (Новогрудок), а с XIV в. - г. Вильно.

В 1385 г. представители Польши прибыли в замок Крево (около Минска) и предложили великому князю Ягайле - Якову, сыну великого князя Ольгерда (полурусскому), жениться на польской королеве Ядвиге, стать королем Польши и тем самым скрепить унию обоих государств, не допустить полного перехода Польши в руки немцев, так как Ядвига еще в детстве была обручена с Вильгельмом Габсбургом Австрийским. Ягайло, стремясь разорвать союз Польши с Тевтонским орденом, принял предложение польских послов и обязался начать распространение католицизма в Белоруссии, Литве и на Украине. Уезжая в Польшу, Ягайло передал власть в Великом княжестве Литовском своему брату Скиргайле (Ивану), а затем в 1392 г. великим князем литовским назначил Витовта - своего двоюродного брата.

Персональная уния с Польшей сохранялась до смерти Ягайлы в 1434 г. В 1448 г. уния была возобновлена после избрания королем Польши великого князя литовского Казимира - сына Ягайлы. Уния Великого княжества Литовского с Польшей способствовала разгрому Тевтонского ордена и приостановлению онемечивания Польши. Отрицательные последствия унии выражались в усилении феодального гнета и распространении в Белоруссии, Литве и на Украине католицизма.

В 1569 г. польским феодалам удалось, воспользовавшись Ливонской войной, отторгнуть от Великого княжества Литовского Украину и Подляшье и вынудить представителей Великого княжества Литовского согласиться на подписание акта Люблинской унии. В результате этой унии было образовано государство - Речь Посполитая. Великое княжество Литовское и в составе Речи Посполитой сохраняло определенную обособленность. Оно имело свою территорию, свои органы власти и управления, финансы, армию и законодательство. В конце XVIII в. была предпринята попытка превращения Речи Посполитой в единое унитарное государство. Этот процесс не был завершен, так как Белоруссия и Литва вошли в состав Российской империи.

 

§ 2. Общественный строй

 

Социальный состав населения Великого княжества Литовского характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых крестьян. В правовом отношении все население подразделялось на сословия. Внутри каждого сословия также имелось деление на определенные группы. Класс феодалов, составлявший небольшую часть населения, занимал господствующее положение в экономической, политической и идеологической жизни общества. Все феодалы входили в состав сословия - шляхты либо духовенства. Но не все шляхтичи были феодалами, так как многие из них не имели зависимых от себя людей или даже земельных владений и вынуждены были наниматься на службу к крупным феодалам.

Феодалы. Феодалы в экономическом и правовом отношении подразделялись на ряд категорий в зависимости от богатства, родовитости и занимаемой должности. В законодательных актах того времени различались феодалы высшей категории ("высшего стану") - князья, паны радные, паны хоруговные и низшей категории - земляне-шляхта, имевшие собственные имения.

Верхушка класса феодалов, заседавшая в совете великого князя (раде), именовалась панами радными. В ее руках находилось все управление государством. К этой же категории относились и католические епископы. Панами хоруговными были крупные феодалы, выезжавшие на войну не под знаменами поветов (уезда или волости), а под своими знаменами, так как они выставляли значительное число воинов.

Права всего сословия шляхты (дворянства) неуклонно расширялись за счет закабаления и ограничения в правах "простых людей". Но малоземельная и безземельная шляхта не могла пользоваться многими правами.

Промежуточное положение между феодалами и крестьянами занимали бояре. До XV в. все феодалы назывались боярами, а затем появился термин "шляхта", или "бояре-шляхта", а боярами стали называть "простых людей", находившихся на службе князя или пана в качестве вассалов, имевших на праве владения (но не собственности) две волоки (около 42 га) земли. Бояре считались лично свободными людьми и могли переменить своего господина, что сопровождалось, однако, потерей прав на землю.

Крестьяне. Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне, правовое положение которых определялось нормами обычного права, привилегиями (грамотами) и статутами. Процесс обезземеливания и закрепощения крестьян наиболее полно был выражен в "Уставе на волоки" 1557 г. В силу этого закона значительная часть земли отбиралась у крестьян и на отобранных землях образовывались фольварки (государственные или великокняжеские имения). К каждому фольварку приписывались крестьяне, которые обязаны были отбывать в нем барщину и вносить оброк. Число приписанных крестьян зависело от размера пахотной земли в фольварке. На одну волоку земли в фольварке приходилось не менее семи крестьянских хозяйств. Этим законом крестьяне лишались права на землю и права перехода. Все крестьяне в зависимости от их принадлежности подразделялись на людей господарских (государственных) и людей панских.

Господарские люди подразделялись на тяглых, осадных, огородников.

Тяглые крестьяне обязаны были выполнять барщинные работы по два дня в неделю с крестьянского двора, вносить оброк овсом, сеном, мелкой живностью (куры, гуси), отрабатывать четыре дня "толок" (особая летняя барщина в страду). На "толоки" обязаны были выходить все трудоспособные крестьяне. Кроме этого, крестьяне должны были убирать господское сено, нести сторожевую и отбывать подводную повинность, строить и содержать мосты и дороги, вносить серебщину - чрезвычайную подать на военные нужды, в случае войны выставлять с 8 или 10 дворов одного ратника и пр.

Осадными крестьянами назывались те, которые не выполняли постоянных барщинных работ, а обязаны были платить чинш 30 грошей и отбывать 12 дней "толок" в год или по усмотрению администрации вместо "толок" с них взыскивались 12 грошей плюс 1 бочка жита или 10 грошей. Остальные повинности осадных крестьян были такие же, как у тяглых. По сравнению с тяглыми, осадные крестьяне пользовались большей самостоятельностью. Они распоряжались своим рабочим временем и были менее зависимы от феодальной администрации.

Владельческие, или панские, крестьяне, как и господарские, делились на "похожих", сохранивших свободу перехода, и "непохожих", т.е. полностью закрепощенных.

"Похожие" крестьяне выполняли повинности наравне с крепостными, а позже слились с ними. Их закрепощению способствовал закон о сроке давности, в силу которого крестьяне, прожившие на земле феодала свыше 10 лет, превращались в "непохожих" и теряли право перехода.

В наиболее тяжелом положении были крестьяне-огородники, вышедшие в основном из бывших холопов, "челяди невольной". Огородники, согласно "Уставе на волоки", получали надел земли по три морга (около двух га) и обязаны были нести барщину по одному дню в неделю, а жены их работать летом шесть дней на поле или огороде феодала. В случае увеличения наделов огородники соответственно должны были нести большие повинности.

Особое положение среди сельского населения занимали крестьяне-данники, которые в XVI в. продолжали еще оставаться лично свободными людьми, а феодальную ренту вносили в виде различных даней: полюдья, дякла, куницы и других в государственную казну. Создание фольварков и приписка к ним свободных крестьян-данников, а также пожалование целых деревень и волостей отдельным феодалам привели к тому, что к концу XVI в. число крестьян-данников резко сократилось, а число тяглых крестьян, обязанных отбывать барщину, возросло. Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений и усиление эксплуатации сопровождались последующим разорением крестьян и появлением таких разрядов, как халупники и кутники. Халупники имели собственное жилье, но не пользовались пахотной землей. У кутников же не было даже собственного жилья, они ютились по чужим углам (куткам). Они нанимались на работу к купцам, ремесленникам и зажиточным крестьянам.

Городское население. Развитие ремесла и торговли в городах способствовало упрочению экономических связей как внутри страны, так и с соседними государствами, что, в свою очередь, вело к увеличению городского населения, основная масса которого оформилась к XVI в. в особое сословие - мещан. В городах проживали также феодалы и духовенство.

Для защиты своих интересов от бесчинств феодалов и конкуренции со стороны крепостных ремесленников городские ремесленники объединялись в союзы по профессиям - цехи.

 

§ 3. Государственный строй

 

Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.

Господарь. Во главе государства стоял господарь - великий князь. Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная власть. Однако все важнейшие государственные дела он решал не единолично, а совместно с "панами-радой" и сеймом (соймом). В ст. 2 раздела II Статута 1566 г. говорилось, что ни великий князь, ни паны-рада не имеют права начинать войну и устанавливать налоги без согласия сейма, на котором должны были присутствовать и представители шляхты.

Рада. В состав рады входили наиболее крупные феодалы и католические епископы (до 1569 г. четыре епископа, после Люблинской унии - два). Кроме того, господарь мог приглашать на ее заседания и иных феодалов. Для решения особо важных государственных вопросов рада собиралась в полном составе.

В отсутствие господаря рада руководила всеми делами самостоятельно. В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона государства, финансовые и важнейшие судебные дела.

Великий вальный сейм. Сейм Великого княжества Литовского вырос из древних вечевых собраний, на которые при феодализме стали допускаться только лица, принадлежащие к сословиям шляхты и христианского духовенства. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, шляхта же вынуждена была подчиняться воле панов. В XV и в начале XVI вв. на сеймы могли являться все шляхтичи по желанию. Но очень часто шляхта не являлась на сеймы, поэтому было установлено правило, по которому от каждого повета должны были избираться на поветовых сеймиках по два депутата. Кроме избранных депутатов (земских послов), на сейм приглашались все паны рады, верхушка православного духовенства и крупные феодалы, не входившие в состав рады. Определенных сроков и постоянного места созыва сеймов не существовало, собирались они в разных городах и замках по мере надобности, например в случае угрозы войны. К компетенции сейма относились дела о налогах, о защите государства, об избрании великого князя, некоторые судебные дела и вопросы законодательства.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1750;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.