А. В. Подосинов, Н.И. Щавелева Школы в Древнем Риме

В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как и в Греции, до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром рабов, нередко ими были греки, учившие их гре­ческому языку. Затем они отправлялись в шко­лы, где обучались сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, т.е. бывших ра­бов. Владельцами таких частных школ чаще все­го были греческие рабы, получившие свободу. Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством литератора, который учил их (как в Греции грамматист) чте­нию, письму и счету. Иногда арифметикой зани­мался особый учитель, именуемый знакомым нам словом «калькулятор». Счетным материалом, как и в Греции, служили камешки, а также паль­цы на руках. На левой руке были единицы и де­сятки, на правой — сотни и тысячи. Таблицу ум­ножения ребята должны были зазубрить. Заучи­вая на память, ученики повторяли хором за


учителем. В школе царила жесточайшая дисцип­лина. Применялись и телесные наказания, про­тив которых выступали милосердные учителя и • прогрессивные философы. Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме «фериями» (feriae), т.е. праздничными днями. Религиозных и государ­ственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всхо­дил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали канику­лярные дни — каникулярии (caniculares), иначе «дни собачек», самые знойные в году. Дети пре­кращали занятия и возобновляли их только к середине октября, когда спадала жара. Зато учи­лись римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда. Специальных школьных зданий, подобных совре­менным, не было, обычно снимали помещение в частном доме. Столов тоже не было, учитель восседал на катедре (кафедре) — кресле с вы­сокой спинкой, а дети располагались на стульях

Бревиарий (лат. breviarium — сокращение) — римско-католический служебник, содержащий от­рывки из Библии, трудов отцов церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении. Фак­тически то же самое, что Часослов.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V— начало VII века). М., 1989. С. 207-283.

Глоссарий — собрание глосс — непонятных слов или выражений с толкованием (толковый глос­сарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий).

ВИЗАНТИЯ

Традиции античной образованности сохранила и преумножила христи­анская Византия. Тысячелетие существования Византийской империи це­ликом укладывается в хронологические рамки средневековья. Возникшая в 395 г. на месте греческой колонии Византа, Восточная Римская империя со столицей в г. Константинополе пала под ударами турок-османов только в 1453 г. Византийцы, именовавшиеся ромеями (римлянами), считали себя законными наследниками и продолжателями античных традиций.

Византия сохранила римскую систему управления и законы, но по язы­ку и культуре была греческим государством, имела монархию восточного типа, а самое главное — ревностно хранила христианскую веру. Веками Византийская империя выступала как хранительница греческой культуры, благодаря ей к цивилизации приобщились славянские народы.

Духовным стержнем, определявшим целостность и своеобразие визан­тийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Православие провозгласило верность традиции и неизменность идеалов. В основе православного вероучения положены Священное Писание (Биб­лия) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Со­боров, творения «отцов церкви», жития святых и т.д.).

Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах — в Евро­пе, Азии и Африке,— включала Балканский полуостров, Малую Азию, Си­рию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточ­ного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн кв. км с населением 30—35 млн жителей.

В период с IV по VII в. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения), к основным чертам которого истори­ки относят: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ре­месла и торговли; централизованный государственный аппарат и налого-

или табуретах, держа в руках и на коленях школь­ные предметы. Писали, как и греки, на навощен­ных табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже пергамент, который после упот­ребления продавался торговцам для обертыва­ния. На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с изображе­нием мифологических и исторических сцен. Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали свое образование. Девочки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию жен­щин. Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математи­кой и даже медициной. Лучшим комплиментом молодой римлянке были слова «puella docta». Мальчики 12 лет приступали к среднему школь-


ному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, дра­матургов. От него они получали знания о литера­туре, ее жанрах, о музыке. Необходимым счита­лось изучение астрономии, грамматики и геомет­рии.

Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья высшая ступень образования: школа ритора (риторика значит «красноречие»). Здесь учились ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в составлении речей на историче­ские, литературные и политические темы, овла­девали декламацией. Жители провинций отправ­ляли подростков и юношей учиться в большие го­рода.

Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культу­ру. М.: Прогресс, 1994

вую систему; отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассально-ленной системы; непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городских коммун38.

Даже в эпоху нашествия варваров на Европу в IV—VI вв. в Византии про­должали функционировать античные высшие школы, сохранившиеся со времен позднего эллинизма в Александрии, Антиохии, Афинах, Бейруте, Кессарии. Эти провинциальные высшие школы создавали и поддержива­ли образовательный уровень империи на всем ее образовательном простран­стве. Особенно высок был авторитет Александрии, сохранившей просвети­тельские традиции со времен Птолемеев. Сюда устремились философы и ученые, спасаясь от политического хаоса в Риме эпохи поздней империи. Значительный вклад в развитие системы образования Византии сделал им­ператор Феодосии II (401—450), получивший в юности блестящее домаш­нее образование. Он был сведущ в матема­тике, астрономии, истории, рисовал, писал красками, владел греческим и латинским языками. С именем императора Феодосия связаны два крайне важных события визан­тийской истории — открытие первой госу­дарственной высшей школы и выход в свет так называемого Кодекса Феодосия — пред­шественника Кодекса Юстиниана. До это­го образование было либо частным, либо муниципальным, но ни как не общегосу­дарственным, хотя списки учителей в шко­лах утверждались императором. В 425 г. Феодосии издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылось высшее учебное заведение, получившее наименование «Аудиториум» — по сути дела, первый средневековый европейский универ­ситет.

В то время когда Западная Европа являлась добычей варваров, Византия осталась очагом мировой культуры. По численности городского населения Византия IX—XII вв. превосходила другие страны средневековой Европы. Однако и здесь сельские жители преобладали над городскими. Деревни, буд­то ореолом, окружали каждый сколько-нибудь значительный город. Боль­шие села встречались редко. Обычно (особенно на Балканах) в деревнях насчитывалось 10, 20, 30 дворов, а в хуторах (проастиях, метохах, зевгила-тиях), принадлежавших частным лицам, церквам и монастырям, и того меньше39. По уровню развития ремесла Византия опережала страны Запад­ной Европы. Особенно было развито горное дело.

До V в. одним из главных центров преподавания языческих наук в Рим­ской империи были Афины, где находилась знаменитая философская шко­ла. Туда отовсюду собирались софисты, т.е. греческие учителя риторики и философии, из которых одни желали блеснуть своими знаниями и оратор­ским искусством, другие надеялись хорошо устроиться в качестве профес-

Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство VI-XV вв. М., 1967. См.: Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 1997.

соров-учителей. Последние частью получали жалованье из императорской казны, частью из сумм того или иного города. Частные уроки и лекции так­же оплачивались в Афинах лучше, чем в других городах. Торжество христи­анства в конце IV в. нанесло сильный удар значению афинской школы.

Кроме того, умственная жизнь в Афи­нах была нарушена в самом конце того же IV в. тем, что Греция подверглась опустошению от вторгнувшихся туда под предводительством Алариха вест­готов. После их удаления афинская школа опустела; философов стало мало. Еще более сильный удар афин­ской языческой школе был нанесен основанием при Феодосии II высшей христианской школы, или универси­тета, в Константинополе, профессо­ров было 31; они преподавали грамма­тику, риторику, законоведение и фи­лософию. Преподавание велось частью на латинском языке, частью на греческом40.

Указ говорил о трех риторах (oratores) и десяти грамматиках, знатоках латинского языка, и о пяти риторах, или софистах (sofistae), и десяти грам­матиках, знатоках греческого языка; кроме того, указ предусматривал од­ного специалиста-философа и двух юристов. Хотя государственным языком оставался все еще язык латинский, тем не менее учреждение кафедр с гре­ческим языком указывает на то, что сам император начинал признавать в новой столице права и за этим языком, который в восточной половине империи был, конечно, более понятен, чем латинский. Нелишне отметить, что риторов с греческим языком было в высшей школе пять, а риторов с латинским языком всего три. Для новой высшей школы, которую ученые иногда называют университетом, было отведено особое здание с обширны­ми залами для аудиторий, где читали лекции. Профессора не имели права обучать кого-либо у себя на дому, но все свое внимание и время должны были посвящать преподаванию в здании высшей школы. Профессора пользова­лись определенным содержанием из государственных средств и могли до­служиться до очень высоких чинов. Новый христианский центр просвеще­ния в Константинополе явился опасным соперником для Афинской язы­ческой школы, которая приходила во все больший упадок. В последующей истории Византии высшая школа Феодосия II явится тем очагом, около которого будут объединяться лучшие умственные силы империи41.

В конце VIII в. в Византии существовали начальные и средние школы, среди знати процветало домашнее образование. Грамотность была широко распространена во всех слоях среднего класса. Появление в IX в. таких об­разованных людей, как патриарх Иоанн Грамматик, Лев Математик и пат-

40 См.: Васильев А.А. Лекции по истории Византии. (Время до эпохи крестовых походов до 1081 года).
Пг., 1917.

41 Там же.

риарх Фотий, свидетельствует о высоком уровне развития школьного обра­зования в Византийской империи42.

Имя Константина Багрянородного (середина X в.) настолько хорошо из­вестно историкам, что порой оно используется для обозначения целого исторического периода: византинисты нередко говорят об эпохе Констан­тина Багрянородного. При этом имеется в виду главным образом отнюдь не тот факт, что ни один византийский император, начиная с Константина Великого, т.е. с IV по X в., не занимал официально трон так долго, как Кон­стантин Багрянородный (908—959) (его самостоятельное правление было недолгим: 945—959), а особая атмосфера в духовной жизни империи — вре­мя расцвета ее культуры. Константинополь, как некогда, при Юстиниане I, стал снова средоточием роскоши, блеска и величия, невиданных ни в од­ной другой столице Европы. К нему вернулась слава «мастерской велико­лепия». Вновь расцвели изобразительные искусства. Высокого совершен­ства достигли художественные ремесла. Воздвигались поражающие изяще­ством и красотой новые дворцы знати и храмы. Углубился возобновившийся полвека назад интерес к античному культурному наследию43.

Император Константин Багряно­родный был энциклопедистом и орга­низатором науки,образования и куль­туры. О поистине колоссальной лите­ратурной и авторской деятельности Константина VII известно то, что его перу принадлежат следующие труды: «Жизнеописание Василия», «О фе- мах», «О церемониях византийского двора»44 и «Об управлении импери­ей»45. Под руководством Константина было составлено до 53 собраний, боль­шая часть которых безвозвратно утрачена. Сохранившиеся же донесли до нас, хотя и в сокращениях или в выписках, немало утерянных трудов, в том числе сочинения Приска Панийского и Менандра Протиктора, посвященные опи­санию народов, с которыми империя сталкивалась в V—VI вв. Как полагают, император поставил целью подготовить справочники энциклопедического характера почти по всем существовавшим тогда отраслям знания: агрономии, зоологии и ветеринарии, медицине, юриспруденции, воинской тактике, ад­министративном устройстве, дипломатии, системе титулов, организации дворцовых церемоний. Он выстроил свод Византийской учености, органи­зовав составление около полусотни справочников по всем известным тогда наукам, от агрономии до тактики осады горных крепостей46.

В Византии вплоть до XII в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование, т.е. обучение чте-

Византийские очерки / Тр. советских ученых к XIV конгрессу византинистов. М., 1971. Подробнее см.: Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977. Обрядник, регулирующий порядок приемов, церемоний и всякого рода празднеств и процессий; служил в качестве руководства, используемого в повседневной жизни императорского дворца. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. Подробнее см.: Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977.

нию и письму, давалось в частных школах грамматистов. Продолжался цикл начального образования обычно 2—3 года. Получали его в возрасте от 5 до 8 лет. Вплоть до VII в. учебная программа грамматических школ основыва­лась на материалах языческой мифологии древней Эллады, лишь позднее — на христианских текстах. Среднее образование (ekkukliws peideia, букваль­но— цельное, развернутое или систематическое обучение) давалось по ан­тичным руководствам по грамматике и риторике. Философия, которая изу­чалась в разной степени в разных шко­лах, делилась на теоретическую и практическую. Теоретическая вклю­чала в себя математический квадриум, т.е. арифметику, геометрию, астрономию и музыку, и физиологию как на­уку об окружающей природе. Преподавание практической философии сво­дилось к изучению этики, политики и экономики. Иногда в философию включались и логика с диалектикой. Наилучшие школы включали в про­грамму среднего образования и изучение истории47.

Мрачным эпизодом на общем фоне культурного и образовательного подъема Византии выглядит указ Юлиана Отступника (от 17 июня 362 г.), запрещающий профессорам-христианам преподавание в школах. А в 475 г. в Константинополе по ходу дискуссии о монофизитстве была сожжена пуб­личная библиотека, содержавшая 120 тыс. томов рукописей, что нанесло большой урон делу образования и уровню образованности общества. Были и другие потери. В 529 г. Юстиниан Великий издал эдикт, закрывающий Афинскую Академию, запрещающий преподавание философии и лиша­ющий политических прав тех, кто придерживался эллинских воззрений и еретических верований48. Иконоборец Лев III (717—741) поступил еще про­ще, он для ясности закрыл все учебные заведения, в том числе и Констан­тинопольскую высшую школу и библиотеку при ней, запретив византий­цам пользоваться книгами. Но диссидентствующая профессура почитыва­ла втихаря. Тогда Лев пошел на более радикальные меры и в 726 г. сжег библиотеку — вместе с профессорами49. Так просвещенные византийские монархи расправлялись с язычниками, а заодно и с греческими преподава­телями, которые принесли на византийскую почву семена античной циви­лизации. Дурной пример был подан, и через несколько веков уже Римская империя, тоже вроде бы просвещенная и христианская, начнет поход на Византию и разрушит ее памятники. Во второй половине IX в. Карл Вели­кий повел германские народы на славянский мир, а в 1453 г. Константино­поль пал под ударами турок-османов, которые считали себя главными хра­нителями арабской культуры и образованности.

Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской импе­рии, создала великую и уникальную культуру, выполнив транзитную функ­цию: через нее античное культурное наследие, созданное в Греции и пре-

47 Карлов Н.В. В начале была школа... (http://spkurdyumov.narod.ru).

48 Каждан А.П. Византийская культура. М, 1968.

49 Некоторые специалисты полагают, что рассказ об этом является поздней легендой. См.: Brehier L.
Notes sur l'histoire de l'enseignement superieur a Constantinople. Byzantion, 1927. Vol. III. P. 74-75;
1929. Vol. IV P. 13 28.

51G

вратившееся в эллинистическое благодаря вкладу народов Египта, Сирии, Палестины и Италии, передавалось другим странам, в том числе России. Византию называют «вторым Римом», так как ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает вкладу Римской империи.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1287;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.