Школа чиновников в Древнем Египте
В Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практиковались в переписывании различных дел и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника шло на фоне принижения других профессий. В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна; гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...» В следующем тексте описываются злоключения офицера: «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».
Высмеивание различных профессий в угоду канцелярской службе являлось мощным дидактическим приемом воспитания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве, они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по
службе, жалобы, приказы, производили различные вычисления, например, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.
Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, говорить нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия уделять, как разговаривать и в каком тоне с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные доклады. У школяров формировалась своя субкультура, обычаи и традиции, даже существовало особое чиновное остроумие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.
Кожевники
раллельными рядами скамеек на два, три, четыре места. И парты, и школьные принадлежности, и учебный материал — все выполнялось из глины, чернильницы и клинописные таблички с «прописями» — из обожженной глины2.
В школах, где дети проводили значительную часть своей жизни, а именно с 5 до 16 лет, царили суровая дисциплина и телесные наказания. Основными «техниками обучения» служили элементарное зазубривание и запо-
Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаками принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством. Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть сюда — заветная мечта представителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать
повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их». Визирь царя V династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу, память и долголетие, которое для идеального египтянина составляло 110 лет. Он пишет: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалованье в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».
Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. I. Л., 1936. С. 222-223, 321-322
2 Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
минание материала. Таким способом обучали чтению, письму и счету, правда, гимнастические упражнения, плавание и этикет (церемониальный свод хороших манер) требовали уже более «творческого» подхода. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрошенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов3.
В эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Школьные папирусы использовали многократно. Перед
[оршечники
очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали4.
В школах для знати обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов5.
Defrates J. What do we know about the Egyptians? N.Y., 1991. Образование и литература Древнего Египта (http://www.tmn.fio.ru). Defrates J. What do we know about the Egyptians? N.Y., 1991.
Школа называлась Домом учения. Учащемуся надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью»6.
Всех египетских мальчиков, независимо от происхождения, принимали в школу при храме. Одна из надписей рассказывает о бедном юноше, который «достиг стоп фараона благодаря своей дощечке для письма». Каждый день матери носили учителю плату в виде съестных припасов. Подававшие надежды ученики по нескольку лет жили на территории храма. Завершив образование, включавшее изучение множества иероглифов, овладение искусством письма и чтения, а также арифметикой, геометрией и географией, ученики удостаивались звания «писца, получившего дощечку». За этим следовало назначение на административную должность. Особо одаренные могли продолжать занятия в «Доме жизни» на территории храма, где изучали труды великих архитекторов, ученых (медицина, фармакология, химия, астрономия и геометрия), литераторов, а также философов и мудрецов. Обучение включало практические упражнения и лабораторные занятия7.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Индия— единственная страна в мире, где культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен. Великие цивилизации древности — египетская, шумерская, Древний Рим, кельты — возникали и растворялись в небытии, индийская традиция пребывала неизменной, такой она и сохранилась до сих пор.
В Древней Индии образование было пронизано религиозным началом больше, чем в какой-либо иной крупной державе. Осталось оно таковым до известной степени и сегодня. Случилось так, что верующих в стране было почти столько же, сколько и грамотных. По расчетам специалистов, про-
6 Образование и литература Древнего Египта (www.tmn.fio.ru).
7 Дерош-Ноблькур К. Жизнь на земле фараонов // Курьер ЮНЕСКО. 1988. № 10.
цент грамотных в Древней Индии был значительно выше, чем, например, в Афинах и Спарте или в той же Индии в период английского владычества8. Другой фактор, способствовавший широкому распространению образования, — его доступность. Образование в Древней Индии было бесплатным и потому доступным всем имущим категориям населения. Учителя и учащиеся были освобождены от всех налогов.
В древние времена жизнь мужчин-индуистов, принадлежавших к четырем высшим варнам брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, традиционно
подразделялась на четыре стадии: брахмачарин, грихастха, ванапрастха и саньясин. Брахмачарин — первая жизненная ступень, которая начиналась с церемонии надевания священного шнура — символа служения богу, после которой пятилетний мальчик покидал отчий дом и жил в гурукуле — удаленной от мирской суеты школе, состоящей из нескольких простых хижин, построенных в лесу или уединенном месте. Здесь жил учитель-гуру вместе со своей семьей и учениками, которые, независимо от своего социального статуса, должны были заботиться об учителе, как о родном отце, и выполнять все его распоряжения, включая черную работу.
Гурукула,т.е. проживание ученика в доме учителя на правах члена его семьи в течение всего периода обучения, представляет чуть ли не самую удивительную форму социальной организации школы, подаренной миру Индией. Ученики почитали учителя как отца: они обслуживали его лично и участвовали своим трудом в его домашнем хозяйстве. Учитель, в свою очередь, заботился о них, как о собственных детях. Характерной чертой системы гурукула было своеобразное нищенство учеников. Регулярный сбор милостыни на содержание учителя и самих себя считался первейшей и почетной обязанностью учеников. Другой характерной чертой системы гурукула был индивидуальный метод обучения. Как правило, каждый учитель имел учеников разных возрастов и сроков обучения и занимался с каждым индивидуально. Поэтому дом учителя, несмотря даже на большое число учеников, не превращался в школу. Школ в нашем понимании этого слова, т.е. стационарных учебных заведений, имевших постоянные помещения, определенную программу и сроки обучения, в Индии, по-видимому, не было до первых веков нашей эры, когда возникают буддийские монастырские школы9.
Учеников принимали только при соблюдении ими ряда условий и требований, указанных учителем. Первое из них гласило: «Это знание не сле-
Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972. Сегодня грамотность в возрастной группе от 7 до 45 лет возросла до 65%, а в южном штате Керала эта цифра— 100%.
Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972; Кузнецов М.К. О народном образовании в Древней Индии // Индийский этнографический сб. М., 1961.
дует передавать неверующему, нечистому и порочному». Обычный период ученичества продолжался от 12 до 24 лет, но встречаются упоминания и о большей длительности. Возраст, когда начиналось ученичество, и период, проводимый в доме учителя, могли быть различны в зависимости от индивидуальной склонности ученика. Считалось, что почтение к учителю необходимо для высшего рода знания10.
Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение навыков будущей профессии. Ученик подчинялся жесткой дисциплине школы, ему запрещалось иметь отношения с противоположным полом и покидать стены монастыря в одиночестве".
Под руководством гуру ученики познавали Гаятри-мантру, практиковались в искусстве йоги, заучивали наизусть священные писания, изучали различные искусства и науки, а также должны были вести простую жизнь,
исполненную спартанской дисциплины. Брахмачарин давал обет безбрачия, был обязан говорить только правду, работать, не забывая о высшем законе-дхарме, служить старшим, а также почитать своего учителя, родителей и гостей гурукулы, как богов. Закончив свое обучение у гуру, юноша в 20—25 лет возвращался в мирскую жизнь, чтобы жениться и обзавестись семьей. Для него начиналась вторая ступень жизни, он становился домохозяином — грихастха. Между двумя словами — «гуру» и «гурукула» — очень много общего. Гуру подразумевает учителя, и кула — это переиначенное слово «шикул», т.е. школа либо дом (но в значении дом для обучения): «В слове "гурукула" — первый слог — гу. В слове "ришикула" первый слог — ри или, в другом произношении,— ру. Два эти слога и составляют слово "гуру" — наставник. Подразумевалось, что человек, которого именовали риши (руши) должен быть свободен от желаний и пристрастий. Всеми помыслами своими такие люди были устремлены к Атме; жертвенность и ровное отношение были присущи им, и эти качества они стремились привить своим ученикам. Образ жизни риши был примером. Потому ашрамы и назывались ришикула — "обитель риши"». Подобных обителей теперь не существует. Исчез первый, священный слог ри. Осталось лишь шикул, т.е. школа в ее современном виде12. Во всех гурукулах обучали правилам поведения и общения. Святые наставники говорили там об идеях добра, об идеалах справедливости. Они обучали тому, как сохранять принципы, как вести добродетельную жизнь. В гурукулах учили морали и нравственности, а в ришикулах на первое мес-
10 Индийское образование (www.tmn.fio.ru).
11 Ветров И.И. Ведическая культура (http://ashtanga.narod.ru).
12 Здесь обыграно созвучие английского слова school «школа» в том виде, как оно произносится в
просторечии (шикул) и санскритского ришикул(а).
то выдвигались идеалы служения людям и деятельность ради процветания мира. Теперь же таких учебных центров более не существует»13.
Слово «гуру» вошло почти во все языки мира. Еще 5 тыс. лет назад молодые люди отправлялись в гурукулу (дословно переводится как «дом учителя»), дабы набраться жизненной мудрости, освоить навыки военного дела, политологии, религии, искусства. Они жили с учителем по нескольку лет и на время обучения полностью подчинялись ему. За учебу платили одеждой и другими товарами, чтобы учитель и его семья могли поддерживать чистоту и порядок в гурукуле. К гуру в основном приходили люди из высших слоев общества, большое значение имело кастовое происхождение ученика, но всегда были исключения для талантливых и самостоятельных детей.
Школа для индусов — это прежде всего Учитель
Гуру — это духовный наставник и учитель, который ведет своего последователя, или ученика (шишья или чела), по духовному пути, направляя его к конечной цели — абсолютной самореализации. Когда приходит надлежащее время, гуру совершает обряд посвящения своего ученика и сообщает ему священную молитву-мантру, которая должна направлять его до конца жизни. Согласно учению тантризма, гуру-человек является лишь земным проявлением Всевышнего Гуру. Традиционно гуру воплощает высшие ценно-
Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване. Курс лекций по индийской культуре и духовности (http://sss.vn.ua/brind73.htm).
сти, к которым стремится простой человек. Лучше всего, если ученик живет в течение 12 лет со своим учителем, постигая Путь Жизни. Истинный гуру со своими учениками живет на добровольные пожертвования верующих, пребывая в самых глубинах тишины. Человеку нужно искать своего гуру, который подвергнет будущего ученика строгой проверке и, возможно, даже отвергнет его. Выбранный однажды гуру навсегда остается высшим авторитетом для своего ученика. Приняв ученика в начале отношений, гуру часто, если не всегда, уничтожает этого ученика, чтобы создать его заново. Самостоятельным типом религиозной школы надо считать ашрам. Ашрамом называют уединенное жилище индийского аскета или учителя, которое является центром религиозного учения и практики. Это может быть
просто место, где живет гуру со своими учениками, а может быть и очень сложный религиозный комплекс со множеством школ, где получают традиционное духовное образование, центрами медицинской помощи, большим количеством благотворительных заведений и даже гостиницами для паломников и гостей. Существование ашрама зависит от добровольных пожертвований отдельных верующих и богатых общин, занимающихся коммерческой деятельностью. Во главе ашрама обычно стоит религиозный наставник гуру. Он ведет суровую жизнь аскета, состоящую из медитаций и наставления учеников и последователей. В индийской традиции ашрамы часто называют местами, где процветают мудрость и закон-дхарма.
Одной из особенностей индийской системы образования был преимущественно устный метод обучения. Наизусть заучивались не только священные тексты и эпические поэмы, но своды законов и научные трактаты, например по грамматике, логике и медицине. Учащиеся гурукул должны были полностью надеяться на силу своей памяти и концентрации в приобретении знаний, потому что не было ни бумаги, ни ручек, ни карандашей, чтобы записать то, что говорил учитель. Их обучение заключалось просто в слушании учителя и, тем не менее, они добивались высокого образования. Процесс обучения подчинялся определенным правилам. Не следовало начинать занятия в день новолуния, на восьмой день ущербной луны, в полнолуние или на закате или рассвете — в то время, когда день встречается с ночью,— в дни плохих знамений, т.е. в те дни, которые брахманы считают неблагоприятными для изучения Вед, поскольку тело в эти дни недостаточно чисто. Ученик должен был исполнить необходимые обряды и прочитать ежедневные молитвы и, очистив тело и разум, сесть рядом с наставником и повторять за ним строки авторитетных трактатов до тех пор, пока каждую из них он не запоминал наизусть. Их необходимо было повторять не слишком поспешно и не слишком медленно, не громко и не тихо, но отчетливо и ясно, так, чтобы ум мог усвоить произнесенное. Ученик должен был быть сосредоточен на учении; во время повторения он не должен был жестикулировать или делать излишние движения. Никому не следовало проходить между учеником и учителем во время занятий.
Гурукулы просуществовали несколько тысячелетий и сохранились до наших дней. Правда, стечением времени изменилось ее понимание. Теперь это не уединенная лесная школа для отшельников. Сегодня принято несколько трактовок гурукулы: а) школа духовного учителя; б) школа с кришнаитским уклоном; в) школы-интернаты для детей кришнаитов; г) ведические гимназии — школы полного среднего и духовного образования.
Есть гурукулы и в России. В 1991 г. Министерство образования РФ зарегистрировало необычное учреждение — гимназию им. А.Ч. Бхактиведанты, названную так в честь индийского святого. Это единственное в Москве и самое крупное в России учебное заведение с ведическим уклоном. Сегодня в ней 44 ученика — в основном дети исповедующих вайшнавскую веру (кришнаизм). В 1991 г. школа располагалась в арендованной комнате, разделенной пополам занавеской, где в первом и втором классах занимались по четыре ученика. Ныне это среднее учебное заведение, имеющее государственную лицензию; в его 11 классах в 2001 г. обучалось около ста молодых людей. Программа гурукулы включает как духовные, так и общеобразовательные дисциплины. Для взрослых предусмотрены образовательные курсы по ведической философии, культуре и духовной практике.
Учиться здесь может любой. Главное условие — не есть мяса, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь. В обмен на воздержание от пороков вам гарантируется уникальное духовное знание. Наряду с обязательными предметами, входящими в программу среднего образования, в гурукуле преподаются основы санскрита и ведической философии. В 1996 г. в России было зарегистрировано 112 кришнаитских общин и 10 средних учебных заведений вайшнавов — так называемых ведических гимназий (гурукул), где получают светское и духовное образование. Они открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Только в США насчитывается около 20 тыс. членов Общества Сознания Кришны и десятки тысяч постоянных прихожан храмов Кришны. Филиалы есть во Франции, Англии, Германии, России. Сегодня гурукулы (ведические гимназии) существуют не только в Индии, но и в России (как и в других странах Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии). Религиозное воспитание в современных гурукулах сочетается с преподаванием обширнейших теоретических и практических знаний, содержащихся в Ведах. Социологические исследования, проведенные в ряде аналогичных школ на Западе (всего в мире их насчитывается около 30), показали, что учащиеся гурукул куда менее агрессивны, нежели их сверстники из других школ. Кроме того, ученые обнаружили, что «гурукулята», хоть и мало смотрят телевизор, обладают большим знанием об окружающем мире. В них сильно развито творческое начало. Они с удовольствием поют, рисуют, танцуют, искусно владеют разными музыкальными инструментами, часто выступают с благотворительными концертами на городских массовых гуляньях.
Однако есть и совсем иные данные, характеризующие гурукулы с негативной стороны. Так, известно, что в начале 2000 г. сорок выпускников из различных государств, воспитывавшихся в нескольких (не менее чем в шести)
кришнаитских гурукулах (школах-интернатах) в США и Индии и ставших в детском возрасте жертвами сексуальных, физических и эмоциальных пыток со стороны кришнаитских гуру (учителей), подали в суд на «Международное общество сознания Кришны» (MOCK) иск в размере 400 млн долл. В исковом заявлении описаны такие случаи издевательства над детьми, которые нормальный человек даже представить себе не может. Они включают в себя изнасилования, сексуальные издевательства, физические пытки и эмоциональные запугивания детей, начиная с трехлетнего возраста. Многие из этих детей так и не выросли. Самоубийство стало выходом из кришнаитского ада для многих из них, начиная с 1972 г., когда в Далласе (США) была основана первая школа МОСК. Руководство MOCK вынуждено было признать обвинения, всячески выражать сочувствие жертвам и приносить им свои извинения, но пока это лишь слова. По утверждениям истцов, существуют еще тысячи людей, таким же образом пострадавших в гурукулах, которые готовы подавать иск (по материалам сайта Стивена Хассана (http://www. freedomofmind.com) и агентства Ассошиэйтед Пресс от 12 июня 2000 г.).
Сегодня в Индии противопоставляют друг другу две системы образования — традиционную национальную, восходящую к гурукуле, и современную прозападную, основанную на кол ледже. Первую критики считают источником духовного просветления и народной культуры и мудрости, хранимой Упанишадами, а вторую — рассадником бездуховности. Одиннадцатая анувака Тайтирья Упанишады содержит наставление учителя для учеников, которые только что закончили свое обучение и должны скоро покинуть гурукулу: «Говори правду, соблюдай этические обязательства, не уклоняйся от изучения писаний, не уклоняйся от приобретения мастерства в различных работах, пусть мать твоя будет для тебя богом, пусть отец твой будет для тебя богом, пусть гость твой будет для тебя богом, выполняй лишь те работы, которые чисты от пороков, и никакие другие, из наших поступков следуй лишь хорошим и никаким другим».
Сторонники религиозных принципов обучения полагают, что все знания уже находятся внутри нас, и образование должно пробудить их, а не привить извне. Цель образования заключается в том, чтобы научить нас самих думать за самих себя, а не загружать нашу память чужими мыслями. Стандарты западного образования, которые восходят к идеям Аристотеля, предполагают, что ученик поглощает из внешнего мира все больший поток информации и знаний, которые помогут ему преобразовать его, подходя к себе и своей судьбе с рационально-карьерных позиций. Оно стремится подавлять недостатки, а не развивать добродетели.
В середине 1-го тысячелетия н.э. на территории Индии существовали тысячи буддийских монастырей с сотнями тысяч монахов. Каждый монастырь был одновременно и школой, и почти каждый монах был учащимся. В монастырских школах обучались и миряне. Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий — возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В основе педагогической системы, выработанной буддийскими монахами, следующие принципы: возможно меньшее количество учеников у одного на-
ставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т.е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочисленные приемы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и ученика, в том числе логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация. В зависимости от статуса монастыря при нем существовала начальная и высшая школа. В школы принимались дети 5—8 лет без учета их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15—25 лет, велось на местных языках. Система обучения учитывала возрастные особенности детей14. Кроме духовного ил и общего образования учащиеся могли получить специальное или профессиональное образование по самым разнообразным дисциплинам.
В первые века нашей эры некоторые монастырские школы начинают давать высшее образование. Буддийские монастырские школы VII в., подобные Наланде, Валабхи и Викрамшиле, являлись настоящими высшими учебными заведениями. По составу учащихся и учителей, по предметам, программе и методу обучения они представляли собой то, что в литературе принято называть университетами. Принадлежность монастырям не мешала им быть еще и центрами светского образования, а также научных изысканий.
Буддийские монастырские школы отличались от христианских аналогов большей демократичностью, веротерпимостью и свободой режима. Их программа была несравненно шире, в них было меньше схоластики. Все это, вместе взятое, а также отсутствие социальной дискриминации сделало индийские школы доступными всем слоям населения15. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности — ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники которых нередко становились профессиональными жрецами. Индия, страна с тысячелетней культурой, знает, пожалуй, самые старые системы образования в истории человечества. Благодаря такой преемственности, передаче знаний от отца к сыну, от учителя к ученику выпускники индийских школ делали величайшие открытия и создавали шедевры в области математики, философии и словесности, разрабатывали теорию поэзии и технику военного искусства, строили огромные города с дорогами и канализацией. Уже 2600 лет назад в Индии широко практиковались хирургические операции в системе Аюрведы, быстро развились традиции библиотек, школ, вузов. В первые годы буддизма (500 лет до н.э.) существовали университеты Наланда, Такшила и тысячи известных школ.
Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).
Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде // Страны и народы Востока. Вып. 14. М.,
За 150 лет до н.э. в Индии была построена крупная дамба. Спустя 50 лет индусы уже пользовались десятичными дробями. Также широко распространились астрология и астрономия, которые требуют сложных и точных математических расчетов16.
Агрессия со стороны мусульманского мира начиная с XIVв. почти полностью уничтожила традиционную индийскую систему образования. Были разрушены школы, университеты, сожжены библиотеки, убиты учителя, отказавшиеся принять исламскую веру. В XVIII—XIXвв., когда Европа переживала промышленную революцию и запуск первого парового двигателя, Индия была подчинена Британской империи. Под флагом просвещения было разрушено почти все, что удалось спасти от моголов.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
На протяжении многих веков Китайбыл изолирован от западной цивилизации, сам собой представляя целый мир. В XIIIв. в Китае насчитывалось 110 млн жителей, что составляло около 30% всего населения земного шара. Священная Римская Империя в те времена имела не более 10 млн. Сейчас в Китае более 1,3 млрд жителей. Китай — одна из четырех стран мира, где прежде всего зародилась блестящая цивилизация. По уровню развития древней цивилизации, насчитывающей 7 тысячелетий, Китай стоит в одном ряду с Древним Египтом, Вавилоном и Индией. Недавно археологи обнаружили иероглифы на глиняной посуде, датирующейся 4000 г. до н.э. Оказалось, что китайским иероглифам столько же лет, сколько и египетским. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XIвв. до н.э.).
Учение Конфуция (551—479 до н.э.) служило этической стороной всякого школьного образования в средневековом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям17. Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпретации тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения.
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их ле-
16 Яковлев А. Индийский вариант (http://ps.lseptember.ru).
17 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
жали общефилософские и социальные воззрения. Он создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» шести искусствам: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
В эпоху Чжоу (XI—III вв. до н.э.) в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ), причем первые — в столице, вторые — в провинциальных городах. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи.
Во II в. н.э. вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере. В соответствии с конфуцианскими принципами путь к карьерному продвижению, к чинам и непосредственно связанному с ним материальному благополучию должен быть открыт перед любым человеком, вне зависимости от его происхождения. Единственным критерием отбора следовало считать наличие индивидуальных способностей и образования, причем не специального, а весьма широкого. Воплощением конфуцианского идеала стала экзаменационная система, которая просуществовала в Китае два тысячелетия и давала выходцам из низов по крайней мере формальные возможности головокружительной карьеры. В конфуцианской цивилизации сложился настоящий культ как собственно образования, так и всякого рода ученых степеней и званий18.
Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а преемникам — ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и «от сердца к сердцу», по сути дела, исключала возможность превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться письменными источниками без помоши наставника было совершенно невозможно, поскольку долг ученика перед наставником и старшими товарищами является пожизненным и неоплатным19.
Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (V-IV вв. до н.э.). В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное,
Рывчина Ю. Путешествие на Восток за знаниями (http://aboutstudy.ru). Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть», «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца». В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспи-
Изготовление бумаги в Древнем Китае
тания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7—8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года — питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет — насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет — способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».
Классическое китайское образование давало ученику колоссальный объем знаний, но все уроки в основном были рассчитаны на запоминание. Ученик приобщался к новой культуре, но его отнюдь не поощряли развивать собственное абстрактно-логическое мышление. Этот «соборный дух» сказывается и в том, что по сей день японский или китайский школьник, для того чтобы доказать какое-либо положение, не станет излагать свои аргументы, а скорее сошлется на какого-нибудь историка или писателя20.
СПАРТА
Особенно жестко государство регламентировало воспитание и обучение в Спарте— главном городе области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), давшем название целому государству. В начале VI в. до н.э. здесь сложилось военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы (отсутствие свободы в выборе про-
2(1 Степанко М. Классическое китайское образование. Китай, Япония // Образование за рубежом. 2003. № 2.
фессии, обязательное участие в совместных трапезах — сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом и серебром, запрет на использование при строительстве дома каких-либо инструментов, кроме топора и пилы и т.д.)> в брачно-половые отношения (узаконенные пережитки кросскузенного брака и др.) и воспитание детей (уничтожение слабых младенцев; строжайшее воспитание в «стадах» — агелах с семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена интересам государства.
Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении ребенка только государство определяло, вырастет из него здоровый гражданин или нет. Отец приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тай-гета. Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных общественных обязанностей гражданина, было делом исключительно государства.
Сильные новорожденные проходили курс спартанского воспитания. Первые годы жизни мальчик проводил дома. Кормилицы не пеленали детей, давая рукам, ногам и телу полную свободу, приучали их есть немного, не брезгуя никакой пищей, не бояться темноты, не капризничать и не плакать.
С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре, разбившись на особые отряды. Чтению и письму они учились крайне немного. Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Кроме того, с малых лет их приучали отличать хорошее от дурного и судить о поведении граждан. В ответе должны были заключаться и причина, и доказательство, но в краткой, сжатой форме.
Чем старше возраст, тем суровее подготовка и жестче воспитание: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. Спали они на постелях, сделанных из тростника. Жили подростки практически на самообеспечении, так как их намеренно приучали доставать себе все необходимое воровством. Попадавшегося без пощады били плетью. Так формировались ловкость и бесстрашие.
Достигший совершеннолетия и показавший успехи в обучении мог претендовать на заметное место в обществе. Однако те из спартиатов, которые не смогли удовлетворительно пройти испытания, не допускались в аристократическое «братство трехсот». В 20 лет молодой спартиат присоединялся
к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. Происхождение из знатной семьи, хотя и требовалось для успешной карьеры, не было тем не менее обязательным. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гим-насии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии.
Плутарх в «Жизни Ликурга» так описывает социальные отношения. Обращаясь к каждому отдельному взрослому мужчине-спартиату, власть пыталась регулировать его поведение путем поощрения и наказания. Убежденный холостяк наказывался государством и был презираем обществом. С другой стороны, отец трех сыновей освобождался от воинской повинности, а отец четырех детей — от каких бы то ни было обязанностей перед государством. Пытались регулировать и качество потомства путем подбора супружеских пар по евгеническому принципу. Спартиатский муж получал полное общественное одобрение, если, не удовлетворенный качеством потомства, уходил от жены к другой женщине, с которой надеялся получить лучшее потомство. Так же общество относилось и к женщине, если она в аналогичной ситуации выбирала себе другого мужа.
Поскольку воспитание захватывало все слои населения и строилось на основе единой концепции, плана и технологии, охватывало все виды жизнедеятельности человека, в том числе труд, учебу и досуг, то можно говорить о первой в истории системе тотальной социализации, подчиненной милитаристским принципам. Милитаризация всей жизни спартиатов означала, что они постоянно находились в положении воинов, живущих в военном лагере. Спартанская консти туция, изобретенная Ликургом в IX в. до н.э., требовала от граждан соблюдения жесткой дисциплины и подчинения закону независимо от возраста, пола и социального происхождения. Спартанцам было запрещено заниматься чем бы то ни было, кроме военного дела. Труд — дело периэков и илотов. Ликургова реформа ввела возрастные классы; дети также распределялись по возрастным группам, причем старшие присматривали за младшими и обучали их. Эти юношеские объединения были первоначальной ступенью подготовки к взрослым «общим столам». Всего было сорок таких «годовых классов»; все члены их были военнообязанными. Высшей точкой тринадцатилетнего образования спартанского мальчика была аттестация для вступления в один из «общих столов». Процедура принятия во фратрию была основана на кооптировании, и единственный «черный шар» означал отказ в принятии. Кандидат, которого кооптировали в «общий стол», оставался бессменным членом его в течение сорока лет. Он вносил регулярные взносы пожертвованиями и деньгами. Предательство или трусость, проявленные на войне, влекли за собой неминуемое исключение из фратрии21.
21 Тойпби А. Спартанцы (http://blacklight.hl.ru).
Спарта в отличие от других древнегреческих полисов не произвела на свет ни одного известного мыслителя или ученого. Но зато она прославила античность выдающимися героями и патриотами. Тем не менее Спарта проиграла не только интеллектуальное, но и, как следствие, политическое и экономическое соперничество в Древней Греции. Интеллектуальный капитал и в ту эпоху имел решающее значение.
АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ
Древняя Грециядала миру образцы демократического образования и светского воспитания. Демократизм проявлялся уже хотя бы в том, что в стране отсутствовала единая и централизованная система обучения. Греция тогда состояла из автономных образований, была крайне разнородной и многоликой. Таким же было и образование.
Первые достоверные сведения об аттическом образовании дает знаменитый историк Геродот, который упоминает о существовании школы для подростков в 496 г. до н.э. Другой историк Павсаний упоминает иную дату рождения античной школы — 491 г. до н.э. Тогда для ее обозначений употреблялся термин «didaskaleion», означавший «место для инструкций». Более
привычное нам слово «школа» войдет в повседневный оборот позже. Дело в том, что его первоначальное значе ние — время досуга, или свободное время — обозначало на раннем этапе греческой истории только одну из особенностей образа жизни богатого класса. Действительно, только у его представителей было то самое scolh. Другим сословиям приходилось трудиться настолько много, что никакого досуга у них попросту не было.
В Греции, по всей видимости, в очень ранние времена большое внимание начали уделять образованию детей. С VI в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. Система воспитания, сложившаяся в Афинах в «век Перикла», предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (так называемое мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома. После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий ребенка»), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в грамматическую школу, где обучались чтению, письму и счету, а позже (или одновременно) мальчики поступали в кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет они переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.
В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в других полисах в V в. до н.э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определенную специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько — для обучения разным предметам. Занятия происходили в
частных зданиях. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (так как цифры изображались буквами). В восточной Греции, особенно в Ионии, обучение в школах, доступное для всех свободнорожденных, велось педагогами (оплачивались за счет общества) и было рассчитано на 2 года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе.
В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. За Гомером шли Гесиод и Феогнид ради их нравоучительных сентенций. Крупными отрывками заучивали наизусть их произведения. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилом (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с другой стороны. В этом случае диптихи служили «конвертами» для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе22.
В Древней Греции основным методом воспитания было подражание мифологическим образцам, в том числе гомеровским героям, которые выступали образцами поведения для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из функций государства, а основным воспитательным институтом в VIII—VI вв. до н.э. служила система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения «мусическим искусствам». Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.
С 12 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно «тренирующий ребенка»). Государство и
22 Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1994.
семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Пе-дотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты23.
Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо.
С 16 (в некоторых местностях Греции с 18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов. Гимна-сии распространились по всей Греции. Название «гимнасий» происходит от греческого слова gymnos, что значит «голый, обнаженный». Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В Аттике гимнасий были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Были при гимнасиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасий, построенном в месте, носящем имя героя Академа. А неподалеку от Афин находился Ликей (современный лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасий24. К V в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет.
иоаосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. 24 Там же.
Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков и др.). «Школы» в этих случаях именовались по имени ученого или месту обучения (Академия — школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.). Образование в Греции, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греции получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит)25.
Уже в VI в. до н.э. в Древней Греции начали складываться философские школы — главные из них пифагорейские и софистические. Древнейшей из
них была пифагорейская, оказавшая сильное воздействие на последующее развитие философской и педагогической мысли. В пифагорейском братстве обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным делом. Возможно, оно являлось первым в истории инновационным образовательным учреждением. Античная школа открыла миру фундаментальный принцип, на котором стала выстраиваться вся система образования. Софисты были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой, раздавая по пути советы и рекомендации в совершенствовании себя в ораторском мастерстве и философии. Их стремление сделать достоянием широких масс последние достижения науки и философии как ничто другое ускорило процесс инсти-туализации образования. Большую роль в этом сыграла деятельность Сократа, который в отличие от гастролирующих софистов учил только на улицах и в палестрах Афин. Наиболее популярным в тот период был особый педагогический метод Сократа, майевтика — приведение собеседника в противоречие с самим собой, который успешно применялся в малых ученических группах (5—8 человек). Вокруг Сократа сплотился круг единомышленников, считавших себя его последователями. Организационно они не оформились в школу в принятом смысле слова, а после казни учителя разбрелись по разным городам Греции, где и возникли самостоятельные школы, получившие название сократических.
25 Бузескул В.П. Античность и современность. 3-е изд. Л., 1924; Медынский Е.Н. История педагогики. М, 1947; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М, 1963.
В IV в. до н.э. философские школы создавали ученики Сократа — Евклид в Мегаре (она просуществовала около 200 лет), Федон в Элиде, Антисфен в Афинах. В своей школе Аристипп, уроженец африканской Кирены, первым из учеников Сократа начал брать плату со слушателей. В 390 г. до н.э. открыл риторскую школу Исократ26. За 40 лет существования школы в ней прошло
обучение около ста учеников, из которых вышли прославленные ораторы (Иссей, Ликург), историки (Эфор, Феопомп), политические деятели и полководцы. Главным предметом занятий была систематизация правил риторики и упражнение в составлении речей. Исократ считал, что «гораздо лучше иметь правдоподобное мнение о вещах полезных, чем о бесполезных иметь точное знание». Курс был рассчитан на трех-четырехгодич-ное обучение, причем из-за высокой платы (около 1000 драхм) был доступен весьма состоятельным людям27. В конце IV в. до н.э. возникли философские школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр образования. В 387 г. до н.э. самый знаменитый его ученик Платон учреждает свою Академию, которую историки считают первым европейским университетом. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало III в. до н.э.) — знаменитый Мусейон с Александрийской библиотекой и в Перга-ме — Пергамская библиотека. В Александрии на базе Мусейона и Библиотеки готовили корпус учителей всех ступеней образования. Здесь трудились Архимед, Евклид и Эратосфен. В V—IV вв. до н.э. Александрия превратилась в университетский город в современном понимании слова.
Возникшие в этот период школы условно можно разделить на философские — школы сократиков, преимущественно развивавшие искусство ведения бесед (диалектику) и споров (эристику), и риторические, разрабатывающие прежде всего искусство составления разного вида речей. Среди последних особенно выделялась школа ученика Горгия и Продика, Исократа (436-338 до н.э.)2".
Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы.
Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. 7 Johnson H. A note on the number of Isocrates pupils // American J. of Philology. 1957. Vol. 78. P. 297-
Мочапова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля //AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 226-237.
С создания цепочки школ софистов начинается формирование регулярного школьного обучения, положив основу последующему образованию в
Европе. Именно с софистов начинается становление высшего образования. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали базовыми учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам. Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.
ДРЕВНИЙ РИМ
В Древнем Римеобучение прошло несколько исторических этапов. Поначалу, в период родового строя (до XI в. до н.э.) существовало только воспитание в семье, которое позже сменило школьное образование в привычном для нас виде. Однако семейное воспитание — древнейший из известных землянам институт образования — сохранилось и позже, но стало привилегией знати и было названо домашним обучением. Возникла необходимость приглашать учителей, стоивших немалых денег, по нескольким предметам, тем, которые изучались в школе, и дополнительным дисциплинам, которые необходимы были для подготовки юноши к политической карьере или профессиональной деятельности, а девушек — к ведению домашнего хозяйства и великосветской жизни.
Приблизительно в V—IV вв. до н.э. просвещение и научная жизнь в Риме достигают определенных высот и к 449 году до н.э. относится известие о первой школе. Дальнейший рост городского населения вызвал к жизни широкое строительство школ. Доступны они были далеко не всем. Расслоение римлян по имущественному признаку и знатности отразилось в делении школ на элементарные и грамматические. Первые обслуживали нижний слой среднего класса — небогатое и незнатное население. Богатые и знатные пропускали начальную ступень, предпочитая давать сыновьям домашнее образование. Элементарные школы были частными и платными. В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению.
Следующей более высокой ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных слоев населения. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе, истории). Умение красиво и убедительно говорить требовалось тем, кто собирался занять выборные руководящие должности в Римской республике.
Двухступенчатая система образования существовала на протяжении довольно длительного времени, а именно в эпоху Римской республики (XI— I вв. до н.э.). Позже — в период Римской империи (I в. до н.э.— V в. н.э.) — к ним прибавилась третья ступень — школы риторов, выполнявшие функцию высшего учебного заведения для подготовки политиков и государственных мужей. В них знатные юноши обучались ораторскому искусству, фило-
софии, правоведению, греческому языку, математике, музыке. Есть сведения, что они возникли уже в последние столетия республиканского Рима.
Так на свет появилась классическая римская система образования. Обучение в ней состояло из трех ступеней: начальной школы, школы грамматики и школы риторики. Грамматические школы и школы риторов, обладая статусом частных, требовали большой платы за обучение, а потому были доступны лишь привилегированным слоям общества.
В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, где давали углубленный курс риторики и фило софии. Императоры ассигновали крупные суммы на их содержание, поскольку они обслуживали политические потребности высшего класса. Владение риторикой было необходимым условием для занятия высших государственных должностей29.
Некоторое время Рим развивался в изоляции от греческой культуры. Но после завоевания Греции (146 г. до н.э.) афинская культура быстро проникает в Рим, и греческий язык становится языком знати. По отношению к классическому греческому искусству римляне выступали одновременно в роли завоевателей и филантропов. Во II в. до н.э. римские военачальники перешли к систематическому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур.
Все новые и новые завоевания способствовали обогащению римских граждан и невиданному развитию меценатства. Во времена императора Августа прославился Гай Цильний Меценат. Он оказывал материальную поддержку самым талантливым поэтам. Среди них были Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида», Гораций Флакк — мастер совершенной формы стиха.
Римские патриции, разбогатевшие на ограблении колоний, могли позволить себе выступить в роли спонсоров искусства. Они покровительствовали обедневшим греческим художникам и скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительствовали изобразительным искусствам и архитектуре. Многие богатые римляне, в том числе Цицерон, собирали коллекции греческой скульптуры. Именно римским копиям с греческих оригиналов мы обязаны большей части наших знаний о древнегреческой скульптуре.
Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. Гре-
ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима: Пер. с польск. В.К. Ронина. М., 1988.
ческие учителя, в большом числе приезжавшие в Рим в качестве преподавателей языка и ли
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 5155;