И КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В III—V вв. н.э. все великие державы античного мира погибли. Их земли и население попали под власть иных народов, как правило, варваров, чуждых прежней цивилизации и городскому образу жизни. Период упадка и варварства, в которое стремительно погружался Запад в результате варварских завоеваний и непрекращающихся войн, получил название «темных веков». Научное название — Средние века. Историки датируют «Средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржуазной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма. Они продолжались в Европе более 1 тыс. лет. Историю средневековья принято делить на три периода: первый период раннего средневековья (V—XIвв.); второй период зрелого средневековья (развитого феодализма, XI—XV вв.); третий период позднего средневековья и начало Нового времени (XVI—XVII вв.).
Первый период — раннее средневековье — отмечен на культурной карте Западной Европы исключительным явлением, а именно Каролингским возрождением.Оно выразилось в организации школ, привлечении к королевскому двору ученых, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
Переход от античности к средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Папа Григорий I запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. Невежество царило в Западной Европе в V—X вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Культурный подъем, произошедший в годы правления Карла Великого(768— 814) и его преемников (Каролингов), получил название «Каролингского возрождения».
Период 650—1000 гг.— это время империи Каролингов. Крещение стало одним из средств распространения власти франкского короля Карла Великого. Тесные связи, установившиеся между папством и королем, благоприятствовали возрождению христианской империи. Военные победы Карла Великого сделали его властелином многочисленных племен, не имевших никакой культурной общности. По примеру Константина он использовал
христианство для объединения империи и насаждения христианской веры. Именно монастыри, многие из которых были основаны ирландскими, англосаксонскими и франкскими миссионерами, являлись очагами образования. В первый день Рождества 800 г. он был коронован как император Священной Римской империи, и это означало смещение центра власти из Рима на север Европы, ставший к 1000 г. не только политическим, но и культурным центром.
Средневековая академия — образцовое учебное заведение для своего времени
Влияние античности не менее ярко проявилось в каролингском изобразительном искусстве (в первую очередь в книжной миниатюре) и архитектуре. Франкские мастера, стремясь не только повторить, но и превзойти античные образцы, создали свой собственный живописный и архитектурный стиль. Архитектура напоминала стиль византийских построек в Равенне. При их возведении, по приказанию Карла Великого, использовались мраморные колонны, которые привозились из Италии50.
При дворе Карла возникла знаменитая франкская Академия — кружок богословов, историков, поэтов, которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Карл лично принимал участие в деятельности придворной Академии. В наставлении Карла «О занятиях науками» говорится: «Каждый должен изучить то, что он желает исполнять. Душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя Его ошибками». Карл приглашал придворных ученых к столу: секретарь стоял около него с восковой дощечкой, чтобы
м Тейс Л. Наследие Каролингов. IX-X века. М., 1993.
быстро записывать то, что он прикажет. Ученики придворной школы были наготове для разных поручений, справок. После обеда обыкновенно читали стихотворения. Чтение прерывали замечаниями присутствующих, на которые автор мог возражать31.
Христианство часто называют религией священных писаний (сакра скриптура). Основная масса средневековой теологической литературы написана в жанрах гомилий (проповедей), дидаскалий (учительских назиданий), комментариев, глоссариев. Фигура учителя, поклонение ему порождают идею примера, образца, возникают разного рода предписания, каноны, рецепты. Слово учителя не обсуждается, а точно воспроизводится, этим словом клянутся52.
В деятельности придворной Академии участвовали известные ученые того времени: англосакс Алкуин (ок. 735—804), лангобард Павел Диакон (720-799), вестгот Теодульф (760-821) и биограф Карла Эйнхард (770-840)-. Руководил Академией замечательный ученый Алкуин, который к тому же учредил дворцовую школу для детей Карла и детей королевских вассалов. Как это ни удивительно, сам Карл Великий, говоривший на нескольких языках53, так и не выучился писать.
Карл придавал большое значение распространению грамотности среди народа. По всему королевству возникли школы, в которых будущих клириков и чиновников обучали латыни, литературе, грамоте, богословию. Вся литературная беседа происходила на латинском языке. Для изучения его читали и списывали Вергилия, Авгус тина и особенно старались запомнить красивые обороты, чтобы вставлять потом «цветы речи» в разговор или письмо. На первом месте в учении было искусство говорить, давать ловкие ответы и хитрые определения, фантазировать и рассуждать на любую тему. В словах искали таинственный смысл, говорили аллегориями. Учитель приучал ученика к игре словами, к разгадке ребусов, к шуточным ответам54. В преданиях сохранились воспоминания о Карле как о короле-просветителе.
Для подготовки духовенства и обучения детей светской знати была обеспечена деятельность монастырских школ. В их преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами». Карл Великий уделял им большое внимание. Его указами предписывалось создавать школы при монастырях и церковных приходах с обучением чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Около 787 г. был издан «Капитулярий о науках», обязывающий создавать школы при всех епархиях, при каждом монастыре. В них должны были учиться не только клирики, но и дети мирян. В своих капитуляриях он требовал от монахов обязательной организации школ для обучения клириков чтению, письму, счету и пению, так как пастыри, обязанные наставлять народ, должны уметь
История средних веков: Европа и Азия. Минск, 2000.
Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. I. Новосибирск, 1993. Карл знал греческий и латинский языки, хотя грамоте учился лишь в зрелом возрасте. История средних веков: Европа и Азия. Минск, 2000.
читать и понимать Священное Писание. «Венцом образования» считалось богословие. Монастырские школы, основанные Карлом Великим, стали той базой, на которой выросли средневековые университеты. Через монастырские школы и деятельность монахов-просветителей культура и грамотность распространялись по всей империи55.
Ж. Ле Гофф
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 892;