НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Условным рубежом Нового временисчитается первая английская революция — 1640—1660 гг., во время которой был свергнут и казнен король Карл I (1649 г.); в Англии была провозглашена республика, а с 1653 г. — военная диктатура Оливера Кромвеля. Вторая английская революция, так называемая «Славная», 1688—1689 гг.: устанавливается конституционная монархия. Время «Славной революции» принято считать началом эпохи Просвещения.Конец эпохи Просвещения датируется Великой французской революцией — 1789—1794 гг. (хотя в ряде стран, например в Германии, эпоха Просвещения захватывает и начало XIXв.).
Новое время включает в себя XVII—XIXвв. и начинается с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в Англии XVIIIстолетия и Французской буржуазной революцией 1789—1794 гг. было положено начало эпохе капитализма в Европе. Однако преддверием Нового времени явилась эпоха Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляет собой переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV—XVI вв., в других странах — в конце XV— XVIвв.
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Но подобное уже происходило в мировой истории. В эпоху Каролингского возрождения и классического средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По суще-
ству, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в это время не происходило.
В искусстве произошел переворот, сравнимый с коперниканским, в результате которого на смену птолемеевской картине мироздания с Землей в центре вселенной пришла современная, полицентричная. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрождения не собирались приравнивать человека к Богу; человек относителен, а Создатель абсолютен. Но как только в центр культурной вселенной поставили существо относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма потому, что в латинском языке, который в то время выполнял ту же функцию общения между народами, какую ныне выполняет английский, «человечный» означало humanus.
Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.
Понятие о гармоническом, всесторонне развитом человеке обычно связывают с ренессансным гуманизмом. Второй раз — после Византии — возвращение к античному наследию произошло в Европе эпохи Возрождения. Это слово обозначало не просто сознательное обращение в прошлое, а преображение, возвращение в исходное состояние. За основу был взят церковный термин renovatio, от которого и произошли итальянские слова rinascita, Rinascimento. Под «возрождением» понималось не только обновление наук и искусств, но и изменение сути человеческой природы.
Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы на-
чала XIX в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.
Просвещение — необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.
Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.
В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVIIв. В середине XVIIIв. центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная — в Англии, политическая — во Франции, философско-эстетическая — в Германии. За сто лет — от 1689 до 1789 г.— мир изменился неузнаваемо.
Великая промышленная революция в Англии и Великая французская революция послужили провозвестницами нового порядка вещей, при котором
движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований, его зачинщиком является интеллигенция. С тех пор ни одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения — интеллигентов, людей науки и культуры. Они рекрутировались из всех слоев общества, но прежде всего из третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Утверждение просветительных идей шло во многом от имени этого сословия.
Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Завершилось все это тем,
что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою собственную культуру — высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры.
В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIIIстолетии выразила себя через научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие как свобода,благососто яние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.
В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англиифилософская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда.
Другой английский просветитель XVIIв. Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как на вместилище божественного разума.
Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дейвиду Юму (1711 — 1776), обновившему науку о нравственности. По Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя — экономиста Адама Смита (1723—1790), заложившего основы классической политэкономии.
Просвещение во Франциисвязано с именами Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Дидро, Ш.Л. Монтескье, П.А. Гольбаха и др.
Французский просветитель, правовед и философ Шарль Луи Монтескье
(1689—1755) страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII-XX вв.
На педагогические идеи эпохи Просвещения наибольшее влияние оказали идеи Руссо, который считал, что естественный человек, близкий к природе, намного выше по своим моральным качествам, чем цивилизованный: цивилизация портит людей.
Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер (1694— 1778) выступал против абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. Его роль в Просвещении определялась не столько политическими взглядами, сколько духом сомнения и скептицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778). Он создал теорию естественного воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. Он также утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Ж.Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780), философ-материалист Дени Дидро (1713—1784), как и Руссо, был неординарной личностью. В юности он был религиозен, часто постился и носил власяницу, а в 1726 г. даже стал аббатом. В 1732 г. он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. Знакомство с исторической и философской литературой сделало его деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом.
Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». Вначале 1740-х гг. парижский издатель А. Ф. Ле Бретон решил перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Но вскоре он и ставшие его компаньонами Дидро и Д'Алам-бер отказались от публикации слегка измененной версии английского словаря и стали готовить самостоятельное издание. Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии». В ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал 6000 статей) и Д'Аламбе-ра, такие гении Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор Ж.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добан-
тон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Составители «Энциклопедии» получили название энциклопедистов. Итогом явился универсальный свод современных знаний.
Появлению блестящей плеяды фи лософов-просветителей предшествовал тот интеллектуальный переворот в умах европейцев, который совершили их великие предшественники, прежде всего французский философ Рене Декарт (1596-1650), нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632—1677) и немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716).
Философия Просвещения в Германииформировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Философ-рационалист был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» И. Канта.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна ГенрихаПеста-лоцци (1746—1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека. Боле 50 лет И.Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII—XVIII вв. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно матери. Им была создана «теория элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.
Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии церкви и аристократии. Открытия XVII в. в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества
должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.
Подлинная образовательная революция происходит лишь после Великой французской революции 1789—1794 гг. в индустриальных обществах, когда в передовых странах создается и утверждается особый социальный институт образования, переставшего быть элитарным и приобретшего массовый, демократический характер. Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фабричной системы массового производ ства, но и к появлению массовой школы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее, потому что родители работают вне дома, и детям нечем себя занять, особенно в городах.
Массовая школа — результат возникновения фабричной системы производства |
От эпохи Просвещения XIX в. унаследовал внимание к проблеме воспитания и образования. Можно сказать, что именно тогда формируется педагогика как самостоятельная наука. Ее проблемы обсуждались и теоретиками-философами, и практиками, которые пытались наделе внедрить новые принципы и методы обучения.
В книге «Третья волна» Алвин Тоффлер (1981) писал о глубоких изменениях, происходивших по мере перехода западного общества из первой стадии развития — аграрного производства — во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде.
Промышленный переворот принес с собой стандартизацию, высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированной — и потому взаимозаменяемой — стала не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно. По заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей. По гудку они отправляются на обед и заканчивают работу.
Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они кончаются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преимущественно индивидуальными и разнообразными.
Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсчетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран останутся пока еще на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится, обработка информации. Наше время называют «информационным обществом». Ведущую роль в нем играют знания.
Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в.— фабричным или заводским рабочим, средний житель XXI в. будет занят
обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в про мышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей.
Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов отражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в популярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений.
Огромное внимание уделяется практическим и лабораторным занятиям, показу практического применения законов физики, химии, биологии и других наук. В учебном процессе применяются современные видеоакустические и иные технические средства обучения, возможности информатики, компьютеров. Используются лекционные и активные формы занятий — практикумы, семинары, дискуссии, диспуты, собеседования, консультации.
Успехи оцениваются, как и на предприятии, в основном по конечному результату: ответу на уроке, контрольной работе, экзамену. Учитель стимулирует прилежание, упорство, волевые усилия, проявленные при решении учебного задания, и соблюдение дисциплины. Школьная оценка имеет не только воспитательное значение, но также выполняет функцию контроля — она наказывает или поощряет ученика.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 803;