Генезис средневековой цивилизации
Античная мысль выжила в средние века лишь в разодранном, искаженном и униженном христианством состоянии. Вынужденное прибегать к услугам своего поверженного врага, христианство сочло необходимым отнять у своего пленника память и заставило его работать на себя, забыв о своих традициях.
Клонившийся к упадку античный мир облегчил труд христианских ученых первых веков средневековья. Дело в том, что средневековье узнало лишь то из античной культуры, что оно получило от Поздней империи, которая настолько перемолола, упростила и разложила греко-римскую литературу, мысль и искусство, что варваризированному раннему средневековью легко было их усвоить.
Ученые раннего средневековья позаимствовали программу образования не у Цицерона или Квинтилиана, а у карфагенского ритора Марциана Капеллы, который в начале V в. определил семь свободных искусств в поэме «Бракосочетание Меркурия и Филологии». Они искали познаний в географии не у Плиния или Страбона, которые, впрочем, были уже ниже Птолемея, а у посредственного компилятора III в., века начала упадка, Юлиана Солина, который передал средневековью картину мира, населенного чудесами, чудовищами и дивами Востока. Воображение и искусство от этого, правда, выиграли, но наука несла убытки, средневековая зоология была зоологией «Физиолога», александрийского сочинения II в., переведенного на латынь в V в., где наука растворена в поэзии басенного стиля и в нравоучениях. Животные здесь превращены в символы. И средневековье извлекло из этого материал для своих бестиариев, так что и зоологические познания эпохи оказались на грани невежества. Эти позднеантичные риторы и компиляторы научили средневековых людей обходиться крохами познаний. Словари, мнемонические стишки, этимологии (ложные), флорилегии — вот тот примитивный интеллектуальный материал, который Поздняя империя завещала средневековью. Это была культура цитат, избранных мест и дигест.
Сочинения отцов церкви также были тем материалом, из которого хорошо ли, плохо ли извлекали суть учения. Настоящими источниками христианской мысли в средние века стали такие второстепенные и третьестепенные трактаты и поэмы, как «История против язычников» ученика и друга св. Августина Орозия, превратившего историю в вульгарную апологетику, или «Психомахия» Пруден-ция, низведшего моральную жизнь до борьбы пороков и добродетелей, или «Трактат о созерцательной жизни» Юлиана Померия, наставлявшего в презрении к миру и мирской деятельности.
Просто констатировать этот упадок интеллектуальной культуры было бы недостаточно. Гораздо важнее понять, что он был вызван необходимостью приспособить ее к условиям той эпохи. Эта эпоха, конечно, оставляла за аристократами, язычниками и христианами свободу предаваться игре в культуру — может
55 Левандовский А.П. Карл Великий. Через империю к Европе. М, 1995.
быть, и рафинированную, но ограниченную узкими рамками умирающего класса. Писатели же варваризировавшиеся работали на иную публику. Как справедливо писал P.P. Болгар по поводу систем образования св. Августина, Марциана Капеллы и Кассиодора, «самым большим достоинством новых теорий было, возможно, то, что они предлагали разумную альтернативу системе Квинтилиана. Ведь мир, в котором процветало ораторское искусство, был близок к смерти, а новая, идущая ему на смену цивилизация не хотела иметь дела с народными собраниями и форумами. Люди будущих столетий, чья жизнь должна была сосредоточиться в поместьях и монастырях, были бы сильно обескуражены, если бы им был предложен непонятный идеал традиционной системы образования и если бы Августин и Капелла не сменили бы Квинтилиана».
Наиболее образованные, выдающиеся представители новой христианской элиты вызывают удивление именно тем, что они, сознавая недостатки своего образования перед лицом великих предшественников, тем не менее отказывались даже и оттого запаса утонченной культуры, которым они еще владели или могли бы овладеть, ради того чтобы стать понятными своей пастве. Опроститься, чтобы завоевать сердца,— таков был их выбор.
В то же время это были и перемены в интеллектуальной сфере жизни, где, несмотря на варваризацию, шел поиск ценностей не менее важных, чем ценности греко-римского мира. Когда св. Августин заявлял, что он предпочитает «терпеть упреки знатоков грамматики, нежели оставаться непонятным народу» и что вещи, реалии имеют преимущество перед словами, то он выражал суть средневекового утилитаризма и даже материализма, который, возможно, к счастью, ослабил в людях античную склонность к словопрениям. Средневековые люди мало заботились о состоянии путей, лишь бы они к цели привели. И тот путь, по которому они брели, плутая, то в грязи, то в пыли, вел к мирному убежищу.
Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествий, в той или иной мере еще сохраняли жизнь.
Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями, а иногда — притоку паломников. Но наиболее крупными центрами становились городские резиденции новых варварских королей или же епископов, а также места популярных паломничеств.
Королевские и епископские дворы притягивали разнообразных ремесленников, особенно производивших предметы роскоши, таких как ткачи, ювелиры, каменщики, но в сокровищницах королей и епископов хранились преимущественно заморские вещи, в первую очередь византийские. Тем не менее такие королевские столицы, как Павия при Лиутпранде (712—744), Монца при королеве Теоделинде на рубеже VI и VII в., Толедо в царствование Реккареда (586—601) и до мусульманского завоевания в 711 г., Париж и Суассон при Меровингах, привлекали мастеров и создавали благоприятные условия для их работы, на которой, правда, ощутимо отражался всеобщий упадок экономики, техники и эстетического вкуса. Оскудение проявлялось во всем. Дома чаще всего строили деревянные, а если возводили каменные постройки, то очень небольшие и камень обычно брали из развалов древних зданий. Эстетические усилия при этом были направ-
лены на декорирование, дабы скрыть техническое несовершенство строений. Тесание камня, резьба по камню и изготовление объемной скульптуры, человеческих фигур — все эти искусства почти полностью исчезли. Вкус варваров к роскоши и блеску мишуры удовлетворялся мозаиками, изделиями из слоновой кости и драгоценных металлов, дорогими тканями — иначе говоря, произведениями искусства, которые можно хранить как сокровища в дворцах, церквах, а затем погребать в усыпальницах. Это был триумф малых форм искусства, давших, впрочем, немало шедевров, свидетельствующих о мастерстве и вкусе ремесленников-варваров, их тяготении к стилизованным мотивам искусства степей. Но эти шедевры оказались недолговечными, по большей части они недошли до нас, и только редкие фибулы, пряжки и головки рукояток мечей достались нам в качестве ценных и прекрасных свидетельств искусства той поры. К ним нужно еще прибавить и такие уникальные ценности, как короны вестготских королей, медный венец Агиульфа и меровингские саркофаги в Жуарре.
Однако наиболее крупными центрами раннесредневековой цивилизации были монастыри, причем монастыри сельские, изолированные от городов. В своих мастерских монастырь сохранял прежние ремесла и искусства, в скрипториях и библиотеках он поддерживал интеллектуальную культуру, а благодаря своим земельным владениям, сельскохозяйственной технике и труду монахов и зависимых крестьян он был важным центром производства и образцовым хозяйством, будучи, конечно, в то же время средоточием религиозной жизни и привлекая верующих обычно мощами какого-либо святого.
Понятно, что преобладание монастырей свидетельствует о незрелости западной цивилизации в раннее средневековье. Это была еще цивилизация отдельных очагов жизни и оазисов культуры среди пустошей, лесов и заросших полей, цивилизация сельского общества, которого едва коснулась монастырская культура. Развал системы коммуникаций и связи античного мира вернул большую часть Запада к примитивному состоянию, которое характерно для традиционных сельских цивилизаций почти доисторических времен, правда, с легким налетом христианства.
Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 106—113.
Была проведена реформа письма, составлялись учебники по различным школьным дисциплинам. Франкские монахи, переписывавшие древние и новые сочинения, создали удобный и соразмерный шрифт — каролингский минускул56, который послужил основой для современного начертания латинских букв. В 789 г. он распорядился открыть школы при всех монастырях и капитулах, а также предписал, чтобы все священники обучали народ основам веры и молитве «Отче наш» на латыни или местных языках. В том же 789 г. последовал указ императора о восстановлении церковных библиотек. С этого времени и ведет свой отсчет новый шрифт, считающийся прообразом строчных знаков современной антиквы57. Образцы его и поныне восхищают знатоков шрифта ясностью и благородством линий. В каролингском письме было разделение на строчные и прописные, но именно строч-
36 Минускулы (от лат. minusculus— маленький), буквы, имеющие строчное начертание, обычно в
почерках древнелатинской и греческой письменности. Термин «каролингский минускул» проис
ходит от имени Карла Великого {Carolingian — от имени Carolus Magnus).
37 Киселева Л.И. Готический курсив XIII—XV вв. П., 1974.
ные так блестяще вошли в историю печатного слова. Минускул сделал строку более экономичной, в ней помещалось большее количество букв, он стал наиболее красивым и совершенным из всех видов латинского письма. В XIII—XIV вв. каролингский минускул — строгий романский шрифт, ранее вытеснивший в Западной Европе все остальные виды латинского письма,— сменяется причудливой вязью готического шрифта.
Латинский язык к тому времени давно превратился в язык ученых. На латыни говорили в монастырях, епископских резиденциях и центрах образования, на ней же писали и книги. Карл приказал унифицировать как письменность, так и латынь. Ведь не зная ее, нельзя было понять Священное Писание. Однако многие глоссарии и латинско-немецкие словари, составленные в алфавитном порядке, по предметному принципу или в соответствии с учебным текстом, писали частично по-немецки. Они представляют собой наиболее ранние образцы письменного немецкого языка, весьма отличного от современного58.
Важным центром образования стала придворная школа в Ахене под руководством АлкуинаЙоркского. Сюда были приглашены наиболее образованные люди тогдашней Европы. Ближайший советник императора Карла Великого по вопросам образования и культуры, виднейший деятель Каролингского возрождения Алкуин разработал целостную программу обучения в придворной школе, основанную на семи свободных искусствах, впервые выделил диалектику в самостоятельный предмет обучения, подчеркнув особую роль логического мышления для формирующейся латинской схоластики. Учебник Алкуина «Дидактические сочинения»59 («Opera Didascalica») не утратил своего значения до XV в. Большинство сочи нений Алкуина написано в педагогических целях, их форма — диалог учителя и ученика или двух учеников, он использовал загадки и отгадки, простые фразы и сложные аллегории. С их помощью он стремился пробудить сообразительность учеников. Такова, например, загадка о том, сколько следов оставляет в последней борозде вол, который пашет весь день. Среди учеников Алкуина были: ученый-энциклопедист Ра-бан Мавр, историки — Павел Диакон, автор «Истории лангобардов», и Эйнхард, составивший «Жизнеописание» Карла Великого. После смерти Карла Великого культурное движение быстро идет на спад, закрываются школы, постепенно угасают светские тенденции, культурная жизнь снова сосредоточивается в монастырях60.
Каролингское Возрождение впитало в себя программу прежних церковных школ, в соответствии с которой «в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, письму, пению, счету, грамматике и заботились
Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи (Рукописная книга в Западной Европе). Л., 1978.
См.: Flacci В. Albini seu Alcuini. Opera omnia. Т. 2 // Patrologiae cursus completus. Series latina / Ed.
J.P. Migne. P., 1851. T. 101. Col. 849-976.
Наука в раннем Средневековье (http://lotus.liceuml550.ru).
о переписке книг». Правителям и купцам образование ни к чему. Иное дело — монахи: бесконечные споры о догматах той или иной веры упражняют ум не хуже, чем политические дискуссии в исчезнувшем мире Эллады. Оттого в монастырях жадно вчитываются в строки классиков: Будды и Конфуция, Лао-Цзы и Аристотеля, Евклида и Птолемея. Монахи первыми стремились приспособить знания древних язычников к новой, истинной, т.е. христианской вере61.
Культурное наследие Рима в той или иной степени перенимали варвары, захватившие Европу в ранний период средневековья. В Остготском королевстве в V—VI вв. н.э. продолжала действовать римская система образования, и варвары пополняли ряды учащихся. Король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и историки. Таким образом, даже в самое тяжелое время не пресекалась римская школьная традиция. Средневековье восприняло такой важнейший ее элемент, как система семи свободных искусств62.
После гибели античного мира сохранение античной культурной традиции, столь важной для становления цивилизации средневековой Европы, осуществлялось усилиями выдающихся ученых IV—VII вв., ставших систематизаторами и хранителями основных достижений классической древности. Им же принадлежит создание средневековой системы образования. Главные фигуры в этом ряду — Мар-циан Капелла, Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский. Особое место в формировании средневековой школы занимает Марциан Капелла(V в.), который создал «классический» свод школьных дисциплин, использовавшийся с V по XV в. в учебных заведениях Западной Европы; порядок преподавания, разработанный Капеллой, стал для средневековых школ нормой63.
Северин Боэцийокончательно закрепил формальное разделение системы семи свободных искусств на две ступени — тривиум и квадривиум, создал по предметам квадривиума серию учебных пособий и написал учебник логики, которая считалась введением в философию. Секретарь и первый министр остготских королей, консул и писатель Флавий Кассиодор(480— 575), преемник Боэция, в 535 г. ходатайствовал перед папой Агапитом о создании в Риме под эгидой церкви христианской высшей школы по образцу такой же школы в сирийской Нисибине (первый на христианском Запа-
61 ТейсЛ. Наследие Каролингов. IX^X века. М., 1993.
62 Там же.
63 Уколова В.И. Марциан Капелла и средневековая школа // Городская жизнь в средневековой Ев
ропе. М., 1987. С. 132.
де проект университета)64. После того как его попытка потерпела неудачу, в своем поместье в 554 г. он основал религиозную общину Виварий — культурный центр, объединивший школу, мастерскую по переписки книг (скрипторий65), библиотеку66. По своему значению этот монастырь в VI в. уступал только общине св. Бенедикта. Он также уделял много внимания проблеме надлежащего образования своих монахов как в религии, так и в светской области. С этой целью Кассиодор написал «Основы божественных и светских наук» {Institutiones divinarum et saecularium litterarum) в двух книгах. Вторая книга посвящена свободным искусствам, а первая — истолкованию Библии и изучению отцов церкви. К этому трактату прилагалось рассуждение об орфографии67. Хотя после VIIв. монастырь Виварий прекратил существование, он сыграл чрезвычайно важную роль: здесь был сделан почин по сохранению античных и ранних христианских сочинений; кроме того, он служил образцом монашеской жизни и повлиял на устав бенедиктинцев.
Созерцательная | ||||||||
Натуральная | Доктринальная | Божественная | ||||||
Арифметика | Музыка | Астрономия | [еометрия | |||||
Практическая | ||||||||
Моральн | ая | Хозяйственная | Гражданская | |||||
Классификация философии по Флавию Кассиодору Источник: История науки и техники (http://history.rsuh.ru).
Вестготская Испания выдвинула одного из крупнейших просветителей раннего средневековья Исидора Севильского(570—636)68, за которым закрепилась слава первого средневекового энциклопедиста69. Его главное произведение «Этимологии»70 (Origines)71 в 20 книгах — свод того, что сохранилось
Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // История культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17-64. Монастырские скрипторий — специальные комнаты для переписывания рукописей. См.: Colish M.L. Medieval Foundations of the Western Intellectual Tradition: 400—1400. New Haven and L., 1997. P. 42-51.
Шкаренков П. Флавий Кассиодор в зеркале риторики (на примере «Variae») // Зеркало истории: Личность в истории: Сб. статей / Отв. ред. д-р ист. наук, проф. Н.И. Басовская. Вып. 4. М., 2000. Относительно дат жизни св. Исидора, христианского писателя и церковного деятеля, учителя Западной церкви, архиепископа Севильского (память в католической церкви 4 апреля), в литературе существуют расхождения и немалые. В одних источниках указывают цифры 570—636, в других — 560-636, в третьих — 570-638. Encyclopedia Britannica (2004) указывает 560-636, в отечественных источниках преобладают даты 570—636.
Уколова В.И. Исидор Севильский и античная философия// Средние века. 1985. Вып. 48; Она же. Мир и человек в мировоззрении Исидора Севильского// Проблемы испанской истории. М., 1987. Этимологию Исидор понимал как поиск «исходных начал слов», отсюда и название трактата «Origines». «Этимология есть происхождение слов, когда сущность слова или имени раскрывается посредством объяснения». & Isidorus Hispalensis. Origines sive Etimologiae/Ed. W.W. Lindsay. Oxford, 1911. Vol. 1-2.
от античного знания. В ней Исидор знакомил своих современников с историей, географией, космологией, антропологией, теологией, грамматикой72. От другого крупного трактата «О природе вещей», выполненного в средневековой школьной традиции и потому служившего своеобразным учебным пособием, до настоящего времени дошло 17 рукописей. Трактат «О природе вещей» состоит из 48 глав. Они по содержанию могут быть разделены на три части: I—V1II посвящены гемерологии (науке о делении времени на дни, часы, годы и т.д.), IX—XXVII — космографии и астрономии, XXVIII—XLVII — описанию земли и неба, частей мира, явлений природы, моря, рек, горы Этны и т.д.73 Среди писателей VI—VII вв. севильскому епископу Исидору принадлежит особое место, сопоставимое с местом Августина Блаженного в культуре IV—V вв. Его труд приобрел огромное историческое значение для всего позднего средневековья, став главным источником образованности для ряда поколений и тем самым во многом определив интеллектуальный кругозор средневекового человека и методы его мышления74.
Империя Карла Великого оказалась недолговечной и распалась в IX в. после нашествия викингов и венгерских племен. К X в. непрекращающиеся войны и феодальные междоусобицы приводят Европу к политическому упадку. Начинается период «культурного безмолвия», образовательная деятельность вновь замыкается на монастыри. Только в них уцелели остатки научного знания. Но каролингский идеал христианской империи продолжал жить и в X в., когда Оттон I (912—973) восстановил прежний порядок. При его преемниках наметился возврат к могуществу и блеску каролингского двора. Основу европейской культуры теперь уже составляет христианская религия, и вместо того чтобы прославлять деяния императора, барельефы повествуют о жизни Христа. В начале XI столетия вся Европа была покрыта белоснежными церквями75.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1160;