Француаза Берто Египетские писцы
Для того чтобы пробиться в управленческий аппарат, надо было уметь хорошо писать. Из Древнего царства до нас дошел всего один папирус — советы отца собственному сыну. Он был много раз переписан и служил пособием во всех школах в течение двух тысячелетий. «Профессия писца — одна из величайших профессий. Нет ей равных. Даже юного писца все должны приветствовать с уважением. Ему доверяют передать важные бумаги. Я никогда не видел, чтобы с важным поручением посылали скульптора или ювелира. Я видел кузнеца за работой в кузнице — у пасти собственной печи. Его пальцы будто покрыты крокодиловой кожей, а пахнет от него еще противней, чем от людей кхы. Каменщик замечательно обтачивает любые твердые камни, но когда он заканчивает работу, его руки изранены. Когда он присядет в сумерках отдохнуть, его колени и спина согнуты. Добытчик папируса должен идти против течения к истоку реки — в болота. Он выбивается из последних сил, его поедают комары и болотные мухи. Что же до горшечника, то он хотя и не рискует жизнью, но все время дышит горячим воздухом своей печи. Одежда его задубела, он испачкан глиной. Пояс превратился в лохмотья. Охотник буквально страдает, оказавшись в пустыне. Его осел проедает больше, чем он может заработать. Кроме того, он должен платить пастухам, указавшим
ему верную дорогу. К тому же долгий путь утомителен.
юнец, отправляясь в дальние страны, завещает свое добро детям из страха перед львами и азиатами. И будь его дом из ткани или кирпича, он не живет со спокойным сердцем. Мойщик стирает белье на берегу рядом с крокодилами. Он зарабатывает на пропитание ценой всевозможных унижений, ведь ему приходится стирать также одежды женщин, у которых наступили месячные. Ему кричат: ну ты, мойщик грязного белья, из-за тебя нельзя подойти к берегу — такой он стал скользкий.
Птицелов тоже страдает. Когда полудные птицы пролетают над ним, он говорит: ах, если бы у меня было гнездо. Я расскажу тебе и про рыбака. Его занятие едва ли не самое ужасное. Кто кроме него чаще сталкивается с крокодилами. А когда настанет время сдавать улов, он не осмелится сказать, что при виде крокодила его словно парализовало от страха. Он скажет: такова воля бога.
Вот видишь, нет другой такой профессии, кроме профессии писца, при которой можно было бы быть начальником. Если ты читаешь книги, у тебя будет все в порядке».
В сословии писцов важную роль играли жрецы. Они назначались царем и он даровал им многочисленные привилегии. Их миссия была наиглавнейшей: управление царскими храмами, где совершалось поклонение царю всех живущих, делались приношения и записывались просьбы на папирусе.
исключительности, хорошо оплачивалось, придавало ему высокий социальный статус, обеспечивало ему безбедное существование.
Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. слов hieros — «священный» и glypho — «режу, высекаю») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 г. до н.э. Религиозные тексты, протоколы и т.д. записывали иератическим письмом, т.е. курсивной формой иероглифики. Демотика — упрощенное иератическое письмо, т.е. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII—VIIвв. до н.э., ас VIIв. до н.э. стала народным и официальным письмом Египта.
Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Знаки располагали горизонтально справа налево. При этом писец либо стоял перед горизонтально развернутым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток раскладывал перед собой.
Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую и идиографические и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховныхконтролеров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказаний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон.
Писцами в централизованном египетском государстве были, как правило, обладавшие властью чиновники, что подтверждают многочисленные находки их пластических изображений. Писец сидел на циновке, скрестив ноги. Левой рукой он раскручивал папирус, чтобы писать на нем тростниковой палочкой. Гордая осанка и взгляд, устремленный вперед, свидетельствуют о том, что писцы занимали в Египте высокое общественное положение.
Прежде чем получить высокий иерархический статус, они должны были обучиться в специальных школах, а затем долгие годы доказывать свое усердие и дипломатическое искусство на государевой службе.
Образованный человек в Древнем Египте пользовался большим уважением. Для того чтобы пробиться в управленческий аппарат, надо было уметь хорошо писать. Из Древнего царства до нас дошел всего один папирус — поучение отца, отдавшего сына в придворную школу. Этот культурно-исторический памятник называется «Наставления Дуау, сына Ахтоя, своему сыну Пиопи». Его автор повествует о том, что он определил своего сына в дом учения, дабы тот научился писанию, стал чиновником и не остался позади сыновей знати, которые при дворе.
В Древнем Египте существовал обычай передачи профессии по наследству — от отца к детям. К примеру, водном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц.
Таким образом, профессиональное образование, за исключением военного дела и чиновного ремесла, которые считались государственной привилегией, происходило целиком в рамках семьи. Иными словами, профессиональная подготовка в Древнем Египте в отличие от современных обществ была вынесена за рамки формального школьного образования. Хотя, несомненно, существовали какие-то краткосрочные курсы профессионального мастерства «по месту работы», где детей учили прикладным наукам, в частности мумификации, строительству пирамид и рисованию. Закончившие их юноши могли устроиться скульпторами, каменотесами, каменщиками, плотниками, рисовальщиками в пирамидах, строителями, кузнецами, горшечниками, кожевниками, ткачами, курьерами, ювелирами. Этому нельзя было обучиться в домашних условиях, поскольку большинство подобных профессий требовало предварительного обучения письму и математике.
В Египте школы открывались сначала при дворце фараона и при храмах, а со II тысячелетия до н.э.— также при крупных государственных учреждениях. Во многом они были похожи на нынешние: классные комнаты с па-
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 699;