Возрождение (Ренессанс)
С XV века в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы произошли изменения, которая получили название Возрождение (Ренессанс). Культура Ренессанса являлась синтезом античности и средневековой культуры. Италия первой вступила на этот путь, чему способствовали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Перемены в умонастроениях общества были связаны с процессом секуляризации – освобождения от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни, науки. Идеологией Возрождения стал гуманизм. Рождение гуманизма произошло в Италии, затем он распространился по всей Западной Европе. Гуманистическое мировоззрение признало достоинства человеческой личности и ее творческих способностей, мораль оправдывающую «честное обогащение», радости мирской жизни. Венцом успеха стал считаться престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль человека. Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство. В отличие от средневековой традиции они не считали бедность атрибутом нравственной жизни. Осуждались страсть к стяжательству, неумеренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дворянства противопоставлялась бережливость, честные методы накопительства, щедрые траты на образование, меценатство. Большинство гуманистов стояло на антифеодальных позициях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.
Реформация
В XV-XVI веках католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызывало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. В политически раздробленной Германии князья желали ограничить всевластие церкви, но не имели для этого реальной силы. Бурный экономический и социальный подъем в обстановке неблагоприятных условий национального развития явился причиной Реформации – события общего для ряда европейских стран.
Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546), который критиковал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 годов. В ходе нее усилилась светская власть. Когда в 1529 году император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами». Часть немецких земель осталось в лоне католичества.
В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531). Сменивший его Жан Кальвин (1509-1564) завершил Реформацию в Швейцарии. Кальвин считал, что главная обязанность христианина делать свое дело честно, добросовестно, старательно. Каждый служит Богу на своем месте, учил Кальвин. Его учение распространилось во Франции (гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидерландах кальвинизм стал идейной основой революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566-1609). В Скандинавских странах более привлекательным оказалось учение Лютера. Всех сторонников Реформации стали называть протестантами. Реформация создала предпосылки становления институтов индустриального общества.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 725;