Американская антропологическая школа

Ф. Боас, Л. Уайт

Исследования Л. Моргана и других представителей антропологического направления оказали большое влияние на формирование антропологии в Европе и США. В начале ХХ века сложилась американская антропологическая школа, представителями которой являются Ф. Боас, Л. Уайт, Э. Сепир, М. Мид и др. Эти ученые обогатили изучение культуры методами семиотики, структурной лингвистики, математики, кибернетики, прибегая к широкому сотрудничеству с еще целым рядом наук: биологией, психологией, теологией, социологией, искусствознанием и др. Внутренние резервы открылись и в самой антропологии как науке о природе человека, который понимался в конкретно – историческом многообразии культур как величина не постоянная, а переменная.

Плодотворными в американской антропологии явились исследования Франса Боаса(1858 – 1942) - этнографа, антрополога и лингвиста, основавшего в США школу исторической этнологии. Основные работы Ф. Боаса: «Ум первобытного человека», «Расы, языки и культуры», «Антропология и современная жизнь». В структуре культуры ведущее место он отводил языку. Исторический метод Ф. Боаса предусматривал изучение культуры в состоянии статики. Достижение американской школы исторической этнологии состояло в накоплении этнографического и археологического материала, развитии технических приемов полевого исследования, а также введении некоторых общих понятий: область распространения культуры, аккультурация, параллелизм и т. п.

С именем Боаса связано понятие культурный шок – результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя. Среди учеников и последователей Боаса следует назвать таких ярких ученых, как А. Кребер, М. Мид, Л. Уайт.

Лесли Уайт (1900-1975) – американский антрополог и культуролог, ему принадлежит заслуга обоснования культурологии как самостоятельной науки и введение в широкое использование самого термина «культурология». Главные труды ученого: «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации».

Уайт разрабатывал принципиально новый путь в изучении культуры, ведущий от частных наук, исследующих отдельные аспекты и формы культуры к целостному ее рассмотрению. С именем ученого связана концепция неоэволюционизма. Л. Уайт по-иному, чем последователи учения Ч. Дарвина, понимал законы наследования. Он утверждал, что, в отличие от биологического, генетического наследования, которое может идти лишь от родителя к ребенку, культурное наследование распространяется даже между не связанными друг с другом кровнородственными связями людьми. Из этого он делал вывод о необходимости и универсальности культурной эволюции. Эволюционный процесс возникает благодаря действию механизмов адаптации к окружающему. Эти механизмы, имеющие биологическую и культурную форму, контролируют отношения людей с их окружением. Если изменения затрагивают саму структуру объектов, повышая уровень организации системы – это и есть эволюция.

Ученый подчеркивал, что все культурные формы, состоящие из слияния различных элементов культуры: вырастают одна из другой в хронологической последовательности; движутся в своем развитии в одном направлении; формируют общие закономерности культурно – исторического процесса.

Уайт понимал культуру как сложную и постоянно изменяющуюся систему, в структуре которой он выделил и описал технологическую, социальную и идеологическую подсистемы. За счет чего же происходит развитие, динамика культуры как системы? Основным содержанием динамики культуры ученый считал наличие и максимально эффективное использование энергии, начиная от первого ее уровня и источника – человеческого организма и заканчивая освоением атомной энергии. Л. Уайт доказывал, что возрастание количества энергии, используемой обществом, способствует максимальному достижению целей эволюции. Энергетическая теория Уайта объясняет эволюцию культуры как целого, обосновывает принципы существования различных элементов культуры, формулирует законы культурных явлений и систем, показывает, как «культура вырастает из культуры».

Ученый формировал свое цельное видение культуры. Уайт понимал культуру как способ овладения, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Основой культуры, по его мнению, является материально-технический фундамент, который определяет ее социальный, интеллектуальный и поведенческий уровни.

Л. Уайт многое сделал для утверждения культурологии как самостоятельной науки, в частности, благодаря его усилиям культурология была включена в Международную энциклопедию социальных наук (1968), где определялась как отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) «как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам». Ученый был уверен в том, что культурология должна занимать лидирующее место среди философских и гуманитарных дисциплин. Уайт писал даже о существовании «культурологической революции» в гуманитарном знании ХХ века – революции, «связанной с введением принципа культурологического объяснения».

 

11. 6. Историческая антропология:
Школа «Анналов»

Название школы «Анналов» традиционно закрепилось за группой французских историков во главе с Марком Блоком и Льюисом Февром, основавшими в 1929 году одноименный журнал. Представителями этой школы так же были Ф. Бродель и Ж. Ле Гофф.

Суть этого научного направления состояла в замене классической «истории – повествования» «историей – проблемой», т. е. в отказе от описательности в пользу проблемности. Ученые стремились создать «тотальную историю», то есть историю, показывающую все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные. Создавался комплексный, синтезирующий подход, который требовал привлечения данных смежных наук: этнологии, географии, социологии, археологии, истории техники, языка, истории быта, религии и т. д. Такой подход порождает антропологический принцип исследования, познания историко – культурного процесса изнутри – через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.

По мнению представителей школы «Анналов» историческая наука, до некоторой степени, сама конструирует свой объект. Исследование из однозначного поиска фактов превращается в «диалог» с прошлым. Исходя из идеи «тотального» описания, школа «Анналов» поставила проблему массовых представлений, историчности сознания, ментальности, смены установок, систем ценностей на протяжении веков.

В «Анналах» нашли отражение практически все эпохи истории, различные культуры и общества – от древнейших до современности. Обращение Блока и Февра к истории культуры и социальной психологии непременно сопровождалось пристальным вниманием к явлению ментальности. Ментальность (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающая общую картину мира, формирующая единство культурной традиции какого – либо сообщества.

Это понятие ввел в научный язык французский философ и социолог Л. Леви - Брюлль. Представители школы «Анналов» применили понятие ментальность для исследования и воссоздания «картины мира» и умонастроения средневекового человека. Мироощущения людей данного общества, их верования, особенности мышления, традиции, ценности, эмоциональные установки, переживания, представления о жизни и смерти – вся эта культурная целостность реконструирована как средневековая ментальность.

 








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 5298;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.