Философия жизни» и культура: Ф. Ницше, В. Дильтей
К концу XIX – началу XX века резко меняется парадигма культурологического мышления. В понимании культуры включается постижение индивидуально неповторимого, иррациональных, бессознательных процессов. Возникает стремление определить культуру как то, что соотносится с духовностью и самодостаточностью индивидуального бытия, соответствует изначальной непостижимости, тайне и загадке внутреннего мира личности.
Важное место в западной общественной мысли рубежа XIX – XX вв. занимает «философия жизни» – течение, выдвигающее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Жизнь самоценна и самодостаточна, поэтому культура не может быть осмыслена из чего – либо иного, нежели сама жизнь.
Один из основоположников «философии жизни» немецкий философ Фридрих Ницше (1844 – 1900). Философия культуры Ницше нашла свое отражение во многих его работах: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Генеалогия морали», «Воля к власти», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» и др.
Центральное место в философско-культурологической концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу которой образует воля. Понять импульсы воли, выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Согласно концепции мыслителя, создание средств культуры – языка, логики – приводит к искажению действительности, к подмене «жизни», как она есть сама по себе, «сущим», т. е. всем устойчивым и регулярным. «Вину» за эту подмену философ возлагает на науку.
Только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека как искусство способна раскрыть суть жизни человека.Ницше подчеркивает огромную роль искусства в развитии культуры и самосознании человека. Являясь «добровольным стремлением к иллюзии», искусство непосредственно связано с жизнью, понимаемой как вечное движение, становление. Ницше определяет интеллект и фантазию как главные свойства человека, обеспечивающие его выживание.
В самом же искусстве Ницше различал два начала: аполлоническое и дионисийское. Аполлон и Дионис – противоположные символические типы. Аполлон – олицетворение небесного, солнечного начала, источник света, выражение покоя и порядка. Дионис – олицетворение земного начала, плодородия, жизненных сил, радости жизни, безудержного веселья.
Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как аполлоническое и дионисийское.
Аполлоническое – рациональное, устойчивое, упорядоченное, созерцательное, связанное с разумными ограничениями, чувством меры, приоритетом логики и интеллекта. Дионисийское – чувственное, избыточное, связанное с нарушением всякой меры. Эти начала «прорываются» из самой природы, а человек только «подражатель» и проводник имеющихся в природе сил. Ницше различает типы культуры как типы мироощущения личности. Поступательное движение культуры может совершаться только при равновесии и гармонии этих двух противоположных начал.
Анализируя человеческую природу, Ницше приходит к выводу, что культура несет в себе нечто противоестественное, она подавляет природный инстинкт, выступающий в форме «воли к власти», к могуществу. Культура направлена на то, чтобы нейтрализовать этот инстинкт, уподобить людей друг другу. Тем самым культура вступает в противоречие с жизнью, в которой не существует равенства. Поэтому необходима переоценка ценностей культуры. Ницше не отрицает культуру, а стремится придать ей новый смысл. И этим смыслом является воспитание нового типа человека будущего, наделенного стремлением к воспитанию воли.
Культура раз рожденная человеком, бесконечное число раз рождает самого человека, имеющего двойственное отношение к культуре: он может искать в культуре знакомые ценности, идеалы, воспроизводя вокруг себя уже освоенную культурно – социальную ситуацию при помощи стереотипов, а может сам создавать культурные ценности, становясь сверхличностью, отвергнувшей власть духовных и социальных авторитетов.
Ницше убежден, что основой культуры является деятельность отдельных личностей, подчиняющих себе массу, ибо люди, по его мнению, нуждаются в могучих, властных натурах. Культура – область и результат деятельности элитарного человека, наделенного волей к жизни и свободного от предустановленной морали. Ницше выступает за свободу от морали, но во имя морали. Он против морали, прикрывающей духовную нищету и коллективизм. Он за свободную мораль индивида физически и нравственно здорового, волевого, устремленного в будущее.
Сверхчеловек у Ницше выступает как идеал социокультурного развития человечества, это абсолютно свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в истории и культуре. Сфера бытия сверхчеловека – элитарная культура, создающая поле для всестороннего развития личности.
Ницще выводит интересную закономерность: последствия погружения человека в культуру будут больше отрицательными, чем положительными, так как носитель высокой культуры, как правило, тонко духовно организован, не удовлетворен ни собой, ни существующим положением вещей, особо требователен к себе и потому гораздо несчастнее по сравнению с людьми среднего или даже низкого культурного уровня, менее защищен и чаще подвержен разочарованиям, глубоким переживаниям, стрессам. Это глубокое противоречие между человеком и культурой, по Ницше, предопределено и непреодолимо.
Историк культуры Вильгельм Дильтей (1833-1911) понимал как культурно-историческую реальность саму жизнь. Свои идеи В. Дильтей изложил в работе «Введение в науку о духе» и др.
Мыслитель определяет коренное отличие «наук о природе» и «наук о духе», подчеркивая своеобразие предмета и метода этих наук. Науки о духе, к которым относится философия культуры и собственно культурологическое знание, изучают неповторимую живую целостность, саму жизнь как поток субъективных переживаний, любое событие которой порождено сложным столкновением и переплетением чувств и инстинктов. Понять жизнь можно только из нее самой.
Вся социальная и культурная реальность – это система текстов, важнейшая категория жизни – смысл. К нему и обращено исследование культуры. Историю культуры Дильтей рассматривает как ряд замкнутых культурных систем, не связанных друг с другом. Истолкование феноменов культуры должно осуществляться через мировоззрение, которое составляет их смысловое ядро и является основой целостности культурных систем. Поэтому история культуры, по Дильтею, это история мировоззрений. Рассматривая различные типы мировоззрения, Дильтей указывает на их обусловленность теми областями культуры, которые их создают. Соответственно ученый выделяет религиозное, поэтическое и метафизическое (философское) мировоззрение.
В. Дильтей разработал новый метод интерпретации, который называл герменевтикой, подразумевая под ней искусство понимания фиксированных проявлений культуры; «вживание», «сопереживание», «вчувствование» с целью толкования многозначных явлений или конкретных памятников культуры, будь то моменты целостной духовной жизни, письменно зафиксированные в текстах или произведения изящных искусств.
Именно таким образом, считал Дильтей, возможно реконструировать культуру прошлого как нечто цельное. Единственный способ достижения этой цели – «симпатизирующее понимание» или встраивание силой мысли и воображения в «дух эпохи». Принципиальная роль при этом принадлежит интуиции. Эти идеи заложили основу целого философского направления и сыграли значительную роль в формировании проблемного поля современной культурологической науки.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 5949;