Богословские школы и направления в богословской науке. Общая характеристика
Общая характеристика состояния богословия в IV-V веках
IV-V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и «золотой век» богословия. Литературное богословское наследие того времени сопряжено с титанической работой мысли великих отцов христианства, по праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое нужно сказать о Григории Богослове и других церковных писателях. Где та сила, откуда черпали принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли, тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой художественностью мудрого церковного слова.
В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. Магистральное направление развития богословскй мысли пролегает в этот период на греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению, нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если наследием Востока были древнегреческие философские школы и, прежде всего, Платоновская Академия и Аристотелевский Лицей, еще доживавшие в это время свой век в Афинах, то собственное наследие Запада во существу ограничивалось римским правом. Однако в IV-V веках немалый вклад в общецерковную, сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада – блаженный Августин (христианская историософия, проблемы свободы воли и благодати), святятитель Амвросий Медиоланский (Миланский) (проповедничество), блаженный Иероним (библейская текстология).
Богословские школы и направления в богословской науке. Общая характеристика
Давая характеристику богословским школам, как центрам духовного просвещения, следует сразу же выделить три ведущие школы: Александрийскую, Антиохийскую и Восточно-сирийскую или Эдесско-Низибийскую.[1]
В Александрийской школе господствовало умозрительное направление с доминировнием аллегорического метода в толковании Священного Писания, нацеленного на прояснение его высшего таинственного смысла.
Антиохийская школа держалась рассудочного направления, и ее экзегеты преимущественно выясняли буквальный, исторический смысл священного текста и невысоко ценили аллегорию, а в догматике особое внимание уделяли божественной, таинственной стороне Священного Писания с выяснением ее человеческой природы.
К Антиохийской школе по принципиальным вопросам богословия примыкала, органично ее дополняя, Восточно-сирийская, или Эдесско-Низибийская школа.
Однако взаимообогащение названных школ допускало возможность перехода их в такую крайность, которая из поборников веры превращала богословов этих школ в разряд еретиков.
Умозрительное направление Александрийской школы могло перейти в мистицизм, что и выразилось в монофизитстве; рассудочное же направление Антиохийской школы могло разрешиться рационализмом, что и обнаруживалось в арианской и несторианской ересях.
Как особые течения богословской мысли Александрийская и Антиохийская школы существовали до Халкидонского собора. В догматическом определении этого собора были осуждены крайности того и другого направления. После собора эти направления слились, и богословская наука в христианской Церкви вошла в одно русло.
В лучшую пору своего существования эти школы дали выдающихся богословов и поборников православной веры.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1770;