Святитель Кирилл Александрийский

 

О раннем возрасте святителя Кирилла сведений не сохранилось. Известно, что он был племянником архиепископа Александрийского Феофила – врага Златоуста, и под его руководством получил свое образование. По своим познанииям он был выдающимся человеком своего времени: знаком был с церковными и классическими писателями, а Священное Писание почти все знал на память. Причисленный к клиру Александрийской Церкви, Кирилл по поручению своего дяди часто занимался проповеданием слова Божия и приобрел общее уважение православных.

Будучи в 412 году по общему желанию клира и народа избранным преемником Феофила, святитель Кирилл отличался сильным характером, непреклонной волей и особенной ревностью по вере.

С появлением ереси Нестория вся энергия святителя сосредоточилась на борьбе с ней и защите православия.

Кирилл был замечательным и плодовитым писателем Александрийской школы. Выдающийся отдел ого сочинений составляют его догматико-полемические трактаты. Главным образом они направлены против Нестория, но во многих из них он обличает и еретиков прежнего времени. К его догматическим произведениям относятся:

· три трактата о Святой Троице,

· три книги о правой вере,

· пять книг против Нестория,

· двенадцать глав или анафематизмов против него же,

· схолии о воплощении Единородного

· сочинение против аполлинаристов, о вочеловечении Господа.

 

Раскрытие и объяснение догмата о единстве лица в Иисусе Христе о сохранении в нем двух естеств составляют главное содержание догматических трудов Кирилла. Кроме этого, ему принадлежит много посланий догматического содержания. В их числе послание к Несторию и третье послание к Иоанну Антиохийскому Ефесским и Халкидонским соборами признаны «правилом веры для всех времен».

Но в христологии Кирилла, по существу православной, его противники (богословы несторианского лагеря) усматривали монофизитство. Поводом к этому явилось неточное употребление Кириллом понятий «естество» и «лицо» - «ипостась». Так, у него встречалось выражение: «едино естество Бога Слова воплощенное», вместо «едина ипостась Бога Слова воплощенная». Такое выражение, действительно, заключало в себе мысль об одном естестве во Христе. Но все подобные выражения Кириллом выяснены в православном духе с такой силой, что его православная репутация не подвергалась сомнению.

Не менее замечателен был Кирилл и как толкователь Священного Писания. Он оставил толкования: на пятикнижие Моисея, на книгу «Песнь песней», псалмы; на книги пророков Исайи, Иезекииля и 12-ти малых пророков; из новозаветных толкований: на Евангелия Луки и Иоанна, на Евангелие Матфея (сохранились отрывки), на послания апостола Павла к Коринфинам и Евреям.

Лучшими из его толкований считаются толкования на книгу «Песнь песней» и на Евангелие от Луки. В своих толкованаях Кирилл не был слепым сторонником экзегетов Алексанадрийской школы. В некоторых толкованиях он преимущественно раскрывал буквальный, исторический смысл священного текста, в других отдавал преимущественно таинственному смыслу. Аллегорический метод толкования особенно широко применялся им при объяснении обрядовых постановлений закона Моисея с целью показать, что Иисус Христос, возвещая поклонение Богу в духе и истине, не разорял этим ветхозаветного закона, но и исполнял его.

Кроме того, Кириллу принадлежит много бесед нравоучительного характера на разные праздничные дни, которые греческие епископы обязывались заучивать наизусть для произнесения в церкви.









Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 607;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.