РОВЕСНИКИ И/ИЛИ РОДИТЕЛИ

Иногда между родителями и ровесниками проходит незримое соревно­вание — кто больше влияет на подростка.

Чем младше подросток, тем более вероятно, что он согласен с ценностями и привычками родителей, и тем меньше влияние сверстников. При одном опросе учащихся средних классов школы они сами сказали, что на их пове­дение в школе родители влияют гораздо сильнее, нежели сверстники.

Обследование 272 девяти-, десяти- и одиннадцатилетних мальчиков и девочек, посещавших школу в крупном городе на юго-востоке США, обна­ружило очень высокий уровень согласия с родителями. Детей попросили указать, кто оказывает на них самое сильное влияние по ряду вопросов: ро­дители, сверстники или лучший друг. Результаты опроса представлены в табл. 3. Как видно из таблицы, родительское воздействие было минималь­ным только по четырем вопросам: выбор телепередач для просмотра (8), выбор музыки (9), выбор материала для чтения (10) и спортивные предпоч­тения (15). В этом возрасте родители в большой степени определяли даже выбор одежды и еды. Девочки в возрасте от 12 до 15 лет гораздо сильнее ори-

главную, верховодящую роль. Даже больше того! Зачастую класс юношей был единственным, об­наруживавшим признаки подлинной организации. Что же произошло при переходе от бесформен­ной орды, примитивнейшего людского сообще­ства, к организованному племени? Многие годы орды, состоявшие из 30-40 человек, кочевали, не встречаясь между собой: в то время людей на Земле было еще довольно мало. Представьте себе, какой поднимался переполох, когда две группы встречались впервые! Но со временем рождаемость росла, что привело к уплотнению населения.

Случилось так, что юноши из двух-трех соседних орд, побуждаемые инстинктом ровесничества, ре­шают объединиться — и уже, конечно, не для праздного провождения времени. Сами не зная того, они испытывают неприязнь к женщинам сво­ей орды, с которыми они связаны узами родства. Неприязнь к своим и тоска по чужим, незнакомым женщинам. Это, конечно, не то, что принято на­зывать любовью. Будучи насквозь мужским чув­ством, настоящая любовь является личной наход­кой, собственным открытием человека. Но когда любовь впервые выступила на арену истории, она была любовью издалека, любовью к далекой, незнакомой женщине. И это лишний раз подтвер­ждает, что любовь соткана из фантазии. Момент появления на свет первых творений ев­ропейской культуры (провансальский XII век, век труверов, трубадуров) — это момент рож­дения культуры куртуазной, начало которой было положено несколькими гениальными жен­щинами... И вот происходит одно из величайших


событий в истории человечества — юноши ре­шаются похитить девушек из соседних орд. Среди поздних примеров — знаменитое похище­ние сабинянок. Задуманное мероприятие не походило на увеселительную прогулку: орды не позволяли безнаказанно похищать своих жен­щин. Необходимо было сражаться, и война ста­ла пособницей любви. Но какая же война без вождя и без повиновения? Во время войны воз­никли власть, закон, социальная организация и дисциплина. Крупнейший немецкий социолог М. Вебер не раз повторял: «Дисциплина роди­лась в войске». Но само это войско было приду­мано в помощь делу любви. Сочетание дисцип­лины и повиновения укрепило духовную общ­ность, сплоченность. Именно в юношеских союзах родился культ магических сил, оформи­лись обряды и ритуалы.

Появилась необходимость в прочном и удобном жилище вместо прежних примитивных укрытий от непогоды. Поэтому первый дом, выстроенный человеком, был не помещением для семьи, а клубом. Здесь юноши готовили себя к войне, отправляли обряды, пели, пьянствовали, пляса­ли и предавались диким оргиям. Отсюда следу­ет, что отряд древнее семьи, а общежитие — древнее семейного дома. Взрослым мужчинам, женщинам и детям под страхом смерти запреща­лось переступать порог юношеского общежития, которое у этнографов получило название «дома холостяков». Ранние юношеские союзы имели характер тайных обществ, члены которого неус­танными упражнениями учились добывать пропи­тание охотой и готовили себя к войне.

ентируются на родителей, чем на ровесников. Однако с годами влияние сверстников возрастает, а родителей — уменьшается.

У юношей возникает больше разногласий с родителями, чем у девушек. Однако если девушки в чем-то не согласны с родителями, как правило, это выявляется в более раннем возрасте.

Степень ориентации на родителей или сверстников зависит и от мате­риальной обеспеченности семьи. Как правило, подростки из высших слоев общества находятся под более строгим родительским надзором и менее са­мостоятельны в поведении, чем подростки из низших слоев. Подростки из бедных семей чаще бросают школу ради работы. Они раньше становятся независимыми в материальном плане и меньше подвержены родительско­му влиянию и контролю по сравнению с ровесниками из среднего класса.

Будут ли подростки ориентироваться на родителей или на сверстников, во многом зависит от степени эмоциональной близости между родителями и детьми, т.е. от отношений привязанности. Для молодежи, испытывающей сильную привязанность к родителям, более вероятна «родительская» ори­ентация, чем для тех подростков, которые враждебно относятся к своим ро­дителям или отвергают их.

Итак, самой ранней формой политической орга­низации является тайное общество. В том же самом месте, где происходили оргии и пиры, раз­вивался религиозный и спортивный аскетизм. «Аскеза» в точном переводе с греческого озна­чает «упражнение». Монахи средневековья и поздней античности переняли это слово у грече­ских атлетов. Под аскезой понималось не что иное, как спортивная закалка, тренировка и воз­держание. Юношеское общежитие было не толь­ко древнейшей формой клуба, но и первой казар­мой и первым монастырем. По праздникам юноши выходили и начинали рас­кручивать в воздухе привязанный к концу жилы кусок дерева, производивший магический звук, заставлявший разбегаться женщин и детей. Не случайно наряд воина совпадает с праздничным одеянием. В обоих случаях это маски. Порази­тельно, что маска является одним из первых изобретений человека.

Итак, мы видим, что возникновение человече­ского общества есть нечто противоположное при­способлению к необходимости и потребности. Первое общество — это союз юношей, организо­ванный с целью похищения женщин и осуществ­ления других варварских вылазок. Он походит больше на спортивный клуб, нежели на парла­мент или бюрократическое правительство. Имен­но это я имел в виду, когда говорил, что у исто­ков государственности стоит спорт. В эту примитивную эпоху зарождается экзога­мия, то есть брачный закон, который допускает браки лишь с женщинами чужой крови. Его био­логическое значение для человеческого рода


очевидно. Похищение, умыкание женщины — это самый древний вид брака. Его пережитки видны до сих пор. В Риме жених вносил невесту в дом на руках, чтобы она первой не ступила на порог: этим он показывал, что она не сама пришла, а была похищена.

Юношеский клуб открыл для истории экзогамию, войну, власть как государственную форму объе­динения, спортивную закалку и самоистязание (иначе — аскетизм), закон, религиозные сообще­ства, танцевально-маскарадные празднества, а значит, и вообще праздники, в частности карна­вал. Известно ли вам происхождение слова «кар­навал»? В Риме на дионисийских празднествах, или вакханалиях (от римского варианта имени Диониса — Вакх), по улицам города на низких телегах возили корабли с изображениями этого божества. Такое сооружение называлось «carrus navalis», буквально — «корабельная телега». Отсюда и произошло слово «карнавал». Таковы истоки государственности во все време­на и у всех народов. Мы убеждаемся, что внача­ле была свобода от всякой цели, а не требова­ние необходимости. В давние времена на Тибете монахи построили дом, чтобы молиться в нем, и это был единственный дом во всей округе. Так монастырь и монахи сделались основателями тибетского государства. Очевидно, что основа государства закладывалась действием творче­ских сил, спортивных по своей природе.

Адаптировано по источнику: Ортега-и-1ассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни // Фи­лософские науки, 1991. № 12. С. 137-153

Таблица 3 Соотношение влияния родителей и сверстников на подростков

 

Вопросы Родители (%) Сверстники (%) Лучший друг (%)
1. Выбор одежды для посещения школы 72,2 25,9 1,9
2. Какую одежду покупать 75,3 14,4 10,3
3. Когда возвращаться домой 95,9 3,0 1,1
4. Посещать ли вечеринку 85,3 8,5 6,2
5. Предпочтения в еде 93,4 5,1 1,5
6. Как тратить деньги 69,4 16,6
7. Как проводить свободное время 54,2 29,2 16,6
8. Какие телепередачи смотреть 49,2 29,5 21,4
9. Выбор музыки 44,4 25,6
10. Выбор материала для чтения 33,5 38,9 27,6
11. Манера речи 70,9 15,1
12. Нормы поведения 13,7 3,3
13. Посещение церкви 92,4 4,4 3,2
14. Мнения о людях 70,6 26,8 2,6
15. Спортивные предпочтения 31,6 22,4
16. Советы по личным проблемам 70,6 7,3 22,1
17. Прическа 44,5 1,5
18. Выбор клубов 27,6 15,4

Источник: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 309.

Разногласия между подростками и взрослыми особенно часто возника­ют в таких областях, как употребление наркотиков и сексуальное поведе­ние.

Подростки младшего возраста чаще разделяли взгляды своих родителей. Мальчики более независимы во взглядах от родителей, чем девочки. Иссле­дования показывают, что даже в вопросах о свободе сексуальных отноше­ний, где молодежь более независима, подростки часто соглашаются с мне­нием своих родителей, если между ними имело место хотя бы умеренное количество бесед на темы пола.

Исследование 6000 подростков де­сяти национальностей показало, что в основном они не испытывали отчуж­дения от своих родителей. Современ­ная молодежь очень уважает родите­лей5.

Конфликты между поколениями обычно возникали по повседневным бытовым вопросам: шум, аккурат­ность, пунктуальность и проживание под одной крышей, а не из-за важных ценностей, таких как честность, настойчивость, упорство и забота об окру­жающих.

В частности, исследование старшеклассников показало, что в вопросах финансов, образования и профессиональных планов они ориентируются на родителей. Напротив, в таких вопросах, как стиль одежды, музыкальные

5 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 307—308.

вкусы, язык, наиболее популярные киноартисты и эстрадные звезды, обы­чаи и традиции свиданий и поведение на молодежных «тусовках», подростки больше ориентируются на сверстников.

Выяснилось, что чем меньшую эмоциональную поддержку подросток получает от родителей, тем более он восприимчив к влиянию сверстников,

обладающих преступными наклонно-

Знают ли родители товарищей своего стями> и наоборот.

ребенка? Юноши и девушки, любящие и це-

нящие своих родителей, испытывают меньшую потребность подстраивать­ся под требования сверстников, по­этому, когда им приходится прини­мать какие-то решения, они ориенти­руются в первую очередь на мнение своих родителей.

Опрос 1500 учащихся 7—12-х клас­сов в США наглядно показал, что по большинству принципиальных воп­росов подростки согласны со своими родителями. В табл. 4 показано, какое количество учащихся (в процентах) соглашается с мнениями отцов и ма­ терей по каждому из перечисленных пунктов. Социологам удалось установить, что в нормальной ситуации семья выс­тупает защитником и гарантом подростка от влияния факторов риска. Но если семья неблагополучная, например, с хронически пьющим отцом, то она из защитника превращается в дополнительный источник риска для ре­бенка, в результате чего тот получает «двойную дозу облучения» — со сто­роны внешней среды, что вполне естественно в современном обществе, и со стороны внутренней среды, что совершенно неестественно для большин­ства стран с развитыми и хорошо функционирующими институтами брака и семьи6.

У ровесников ребенок учится тому, как быть ребенком: защищать себя от взрослых, драться, относиться к взрослым и готовиться к следующим ста­диям взросления, как относиться к девочкам, как обманывать взрослых.

Группа подростков выполняет важную функцию перехода от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости (рис. 21). Она помо­гает подготовиться к взрослым ролям и при помощи терпимости к попыт­кам друг друга конструировать себя. Девочки труднее отделяют себя от вли­яния родителей. Ровесники часто подменяют родителей и выполняют те же функции социализации. Но между ними заметны различия: 1) родители формируют базисные ценности и долговременные цели; 2) ровесники боль-

Shek D. Family Environment and Adolescent Psychological Well-being, School Adjustment, and Problem Behavior: A Pioneer Study in a Chinese Context // J. of Genetic Psychology. 1997. Vol. 158 (1). P. 113; btern S., Smith С Reciprocal Relationships Between Antisocial Behavior and Parenting: Implications for delinquency Intervention // The J. of Contemporary Human Services. 1999.Vol. 80 (2), P. 169; Cookston J. parental Supervision and Family Structure: Effects on Adolescent Problem Behaviors // J. of Divorce & Remarriage. 1999. Vol. 32 (1/2). P. 107-120.

Таблица 4 Количество учеников 7—12-х классов (доля от общего числа опрошенных), согласных с мнением родителей по различным вопросам

 

Сфера Согласны с матерью, % Согласны с отцом, %
1. Наркотики 82,6 75,6
2. Образование 81,2 74,6
3. Работа 80,4 73,0
4. Политика 77,6 69,2
5. Выбор друзей 74,4 66,8
6. Религия 74,0 65,5
7. Секс 69,4 62,4
8. Одежда 64,5 53,0

Источник: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 26.

Рис. 21. Группа подростков как институт перехода к взрослым статусам'

ше влияют на сиюминутный стиль жизни — внешность, сексуальное пове­дение, досуг; это возраст, когда человек слишком стар, чтобы быть ребен­ком, и слишком молод, чтобы считаться взрослым.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1273;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.