СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Есть такая субкультура и у военнослужащих. И появилась она очень давно — тогда же, когда при первобытно-общинном строе воины выделились в самостоятельную социальную группу со своими ритуалами, приемами ведения боя, церемониями и обрядами. То воинство еще не было ни регулярным, ни профессиональным. Но оно уже было субкультурным образованием.
Таким образом, воинская субкультура — наидревнейший и универсальный исторический тип субкультуры. Армейская субкультура гораздо моложе, поскольку ее формирование связывают с появлением крупных земледельческих государств и древневосточных империй. Армии стали массовыми, насчитывающими сотни тысяч человек. Они требовали от солдат профессиональной подготовки, длительного отрыва от семьи, проживания в закрытых военных лагерях и казармах, и соответственно формирования непохожего на гражданский образ жизни военного, или армейского образа
жизни. Наибольшего развития армейская субкультура получает в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Другое различие — возрастное. Воинскую субкультуру можно считать всевозрастной, а армейскую — молодежной субкультурой. Ярче всего молодежная атрибутика армейской субкультуры прослеживается в современной российской армии.
Если говорить о соотношении двух социологических переменных, то армейскую субкультуру следует считать частью или частным видом воинской субкультуры (рис. 26). Демаркационная линия между ними пролегает не только в области исторической хронологии. Дело еще в том, что воинская субкультура включает систему ценностей, артефактов и моделей поведения, относящихся как к мирному, так и военному времени. Поведение людей на войне и воинский быт — совсем иное дело, нежели поведение солдат и их быт в мирное время на казарменном положении.
Рис. 26. Соотношение понятий воинской и армейской субкультур
Субкультуру называют одним из видов господствующей в обществе национальной культуры. Видами культурымы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеа-
лы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этой праматерии культуры.
Воинская субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. Точно так же военное сообщество не функционирует в отрыве от всего общества, оно — его органическая часть, а потому в армейской субкультуре отражаются социальные условия существования данной социальной группы. Культурология и социология здесь тесно связаны между собой, как тесно связаны между собой армия и война. У социологии и культурологии на войну — особый взгляд.
Трудно дать социологическую характеристику такого многостороннего и весьма сложного феномена, каким является война. К ней относятся конфликты двух крошечных племен, целых народов и великих цивилизаций. Войны бывают древними и современными, продолжительными и кратковременными, кровопролитными, информационными, биологическими, гражданскими и мировыми. Да и какими они только не бывают. В войнах отражается все многообразие человеческого общества — со всеми его дос-
Врезка
Письмо солдата
Здравствуйте, родители мои! Получил от вас три письма сразу... Папа пишет постоянно «терпи, это у тебя адаптация». Такое ощущение, что я вам пишу, а вам все равно... Пополнения молодого у нас тут не будет, часть и так переполнена, и без того жрать нечего. Воспользоваться здесь деньгами невозможно. У нас к пацану одному родители приезжали, так у него старшина все забрал, дав им поговорить на КПП минут 20. И только через три дня ему дали увольнительную, вы представляете? Пришел он с увольнительной, все у него опять забрали, и еду, и полотенце хорошее, и мыло, и пасту, и обшмонали всего. Нашли 80 тыс., забрали и дали по башке за то, что так мало принес, а мать его уехала, ничего про это не зная. Но потом его вообще доконали, мать приехала и забрала его отсюда. И об этом можно рассказывать вечно, сколько здесь издевательств и не только от старослужащих, но и от офицеров. Лейтенант ночью, когда мы в наряде стояли, дал нам хаками своими. Это такие ботинки на железной платформе. Он мне пару раз как зарядил по спине, что у меня до сих пор не прошло. А потом к нам поставили в наряд на усиление старослужащих, потому что идет конфликт осетин с ингушами. Так вот за ночь над нами так наиздевают-ся. В сушилку заводят, говорят: «принять упор лежа». А мы не хотим. Сил уже нет. А нас бьют за это. И еще у них цепочка есть такая. Говорят: «руки вперед» и этой цепью бьют по рукам. Руки синие потом становятся и в царапинах.
Ни фига я тут толком не сплю. А недавно тут была стрельба, перебили транформатор, уже 4-й день нет света, вообще хуже стало. Идешь, темно, кто-нибудь как даст. Один раз зарядили ногой по яйцам, я полдня подыхал от боли... Мама, твое письмо я только через два дня прочитал, потому что всеми днями мы работаем, как ослы. Такая работа черная вам и во сне не приснится. Я как пись-
мо прочитал, у меня надежда какая-то появилась, я даже заплакал, как мне захотелось домой, поесть хорошо, с вами сесть поговорить, душу излить про эту проклятую армию. Клянусь вам всеми святыми, если я отсюда выберусь, пойду учиться или работать. Я буду дома помогать, буду делать все. А то у нас, мам, здесь эпидемия дизентерии идет. Полполка лежит уже в госпиталях. Я тут больной, голодный, как бомж, уже не моемся 2 недели, третья пошла — воды нет, света нет, кошмар. Я жду вас. Надеюсь, это правда, что ты мне написала, мама. Я верну вам эти деньги, которые вы на меня потратите.
http://beavis.nm.ru/33.htm
тоинствами и недостатками. О войне написаны сотни тысяч книг и статей, а еще больше будет написано. |
Обучение кадетов азам военного искусства
Но у социологии — свой взгляд на вещи. И коротко его можно сформулировать, на наш взгляд, так: война—
♦ это всегда экстремальная ситуация для общества, сопровождаемая крайним напряжением материальных и людских ресурсов;
♦ это регулярное событие в жизни большинства обществ —как традиционных, так и современных;
♦ это огромные миграционные потоки — приближение врага заставляет людей спасаться бегством, бросив все пожитки и накопленное имущество, при этом они чаще всего теряют в огне войны дом, семью, нажитый скарб;
♦ это переоценка всех ценностей, изменение мировоззрения, психологическая травма;
♦ это пробуждение-героизма, определенная романтика, памятное событие в жизни одного или нескольких поколений. Не случайно нынешние старики вспоминают войну как самое памятное событие своей жизни;
♦ это особый жизненный опыт, обогащение личной биографии такими событиями и переживаниями, которые нельзя получить в рутинной жизни;
♦ это гибель молодежи, поскольку война — всегда дело молодых;
♦ это раскол на тех, кто гибнет на фронте, и тех, кто трудится в тылу. Тыл и фронт — два новых социальных понятия, отсутствующих в повседневной жизни;
♦ это снижение уровня жизни до прожиточного минимума, жизнь впроголодь, появление огромного числа голодных, погорельцев, беженцев, нищих;
♦ это социальная дифференциация: войну начинают верхи, а ведут ее низы; дифференциация на фронтовиков и откосивших от армии;
♦ это трофеи, вывоз из покоренной страны огромного числа культурных и материальных ценностей;
♦ это образовавшийся впоследствии разрыв поколений — у них разный жизненный опыт, разные ориентации и понимание жизни, воевавшие и невоевавшие — это как бы два народа в одном;
♦ это большое число инвалидов, которых надо адаптировать к мирной жизни;
♦ это поствоенный синдром, когда война еще долго снится и ты просыпаешься в холодном поту;
♦ это культурная память поколений, когда новое поколение ставит памятники жертвам войны, разыскивает погибших, восстанавливает их имена, а многих не находит;
♦ это социальная забота государства о ветеранах войны, выделение особых льгот и привилегий;
♦ это создание памятников погибшим воинам, музеев славы, мемориалов в честь погибших, кинофильмов, книг, альбомов;
♦ это формирование новых ритуалов, обычаев, традиций, церемоний, например, церемония возложения венков у вечного огня, празднование Дня победы, рюмка за тех, кто не вернулся с поля боя, фотографии погибших отцов на шкафах и тумбочках, именование дивизий в честь памятных военных дат и полководцев;
♦ это особое окопное или боевое братство с особым типом социальной солидарности, традициями и нормами отношений.
РИТУАЛ ПЕРЕХОДА
В советское время с введением всеобщей воинской обязанности при минимальных льготах военная служба стала — и юридически, и фактически — обязательным этапом в жизни молодого человека1. Став неизбежным, этотопыт, подчеркивает Ж. В. Кормина2, со временем начал оцениваться как необходимый, и 2—3 года армейской (или флотской) службы превратились в функциональный аналог классической инициации в экзотических обществах. И осмысляться она стала аналогичным образом. Так, сложилось представление о том, что армия дает молодым людям некое особое знание, необходимое для настоящего мужчины. Факт «превращения» юношей во взрослых людей как результат армейского опыта констатировался сообществом через признание нового социального статуса за вернувшимися со службы. Не взятый на службу по здоровью получал обидный ярлык «браковка» и подозревался окружающими в физической неполноценности, предполагающей его несостоятельность в качестве брачного партнера. Во всяком случае, именно так было в провинции3.
1 Всеобщая воинская повинность как принцип организации армии была введена в 1874 г., однако
реально в мирное время попадало в армию не более трети молодых людей призывного возраста.
Действительно обязательной для каждого мужчины военная служба стала только в 1930-е гг.
2 Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного
фольклора) // (http://ivgi.rsuh.ru).
3 Отчасти в провинции ситуация такой и остается. В крупных городах, где в последние годы пре
стижность службы в армии резко упала, также существуют социальные группы, для которых ар
мейская служба остается престижной, например, для профессиональных чиновников.
Уходящие на службу, точно так же, как инициируемые в экзотических культурах, оказываются за пределами своего сообщества в географическом и социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями — дедовщиной — и корпоративным духом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.
В казарме сталкиваются на одном жизненном пространстве два возраста, разница между которыми всего один год. На гражданке они практически не чувствуются, но в армии — совсем другое дело. Это как бы два разных мира — один прошедший горнило испытаний и потому, как считают его представители, заслуживший немалые льготы, и другой — еще не хлебнувший армейских трудностей, который, по мнению тех же «стариков», просто обязан пройти через те же самые испытания.
Демаркационной линией между двумя поколенческими сообществами в армейском коллективе служит ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того как человек не прошел данный ритуал, члены группы демонстративно не признают его за «своего». Такие ритуалы получили в науке название инициации.
Ритуал перехода современного военнослужащего из одной неформальной группы в другую имеет весьма древнее происхождение
В узком смысле инициация (в полном соответствии с этимологией: лат. initiatio — совершение таинств, посвящение) означает только возрастные обряды перехода юношей в разряд взрослых мужчин, практикуемые исключительно в первобытном или родоплеменном (если оно сохранилось сегодня) обществе. Инициация — это испытание, которое внутренне перерождает человека, делает его другой личностью.
Инициации в широком значении — комплекс действий, посредством которых формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобре-
тение им особых знаний, а также функций или полномочий. Таковы обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в эпоху Средневековья, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. Широко понимаемые инициации получили более общее название ритуала, или обряда перехода. Именно это понятие представляет собой культурную и географическую универсалию, которая характеризует практически все типы общества и во все исторические эпохи, встречается на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приема в
пионерскую организацию, от посвящения в жрецы или в вожди до инаугурации президента. Сюда же относятся обряды включения в касту или профессиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купеческую гильдию), в религиозную общину (например, христианское крещение или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т.д.
Инициация выполняет две функции: 1) социальную, поскольку означает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в другую (взрослые); 2) культурную, так как разыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общегрупповой праздник. Социальную функцию инициации следует разделить на две части: а) инициация как элемент социальной структуры, связанный с социальной мобильностью (переход из одного статуса в другой); б) инициация как институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям.
Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 —13 лет (иногда — 13—15 лет). Зародившись в глубокой древности, она имела своей целью подготовку молодежи к трудовой, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением телесных повреждений, о чем, в частности, свидетельствуют дошедшие до нашего времени мифы и предания, восходящие, по мнению специалистов, к дородовому периоду истории человечества).
Инициация у большинства народов, групп и сообществ включает элемент клеймения — обозначения на теле человека несмываемого священного и значимого символа: фигурки змеи, кинжала, человека и т.п. Два типа армейских татуировок — силуэт патрона или ракеты — используется в качестве
художественных виньеток для выкалывания группы крови на левой половине груди, или на плече. Это является не жизненной необходимостью, но знаком инициации: «духи» не имеют права делать татуировки. Группа крови им «не положена по сроку службы». Только инициированные мужчины могут обозначать свой статус группой крови, вписанной в профиль снаряда. К. другому виду инициационных татуировок относятся знаки родов войск в композиции с изображениями характерных для них видов коллективного оружия: танки, БТРы, субмарины.
Мушкетер и обер-офицер дворянского Принца Конде полка
Инициация — неотъемлемый элемент традиционного общества. В индустриальном и постиндустриальном обществе ее место заняла другая культурная практика — псевдоинициации. Это превращенная форма первобытной практики, сохранившая только поверхностные черты, но потерявшая было культурное содержание. Такие превращенные формы следует также именовать паллиативными. Они знаменуют собой инициации, утратившие первоначальное значение.
К ним относятся подростковые преступные группировки с их жестокими правилами и ритуалами, асоциальные сообщества спортивных фанатов и рокеров с присущими им ритуалами псевдоинициации (раздел и маркировка «своей» территории, жестокая борьба с конкурирующими группами, знаки отличия в виде татуировок, особой формы одежды, собственного слэн-га, церемонии посвящения в «банду», которой предшествуют болезненные испытания, жесткая иерархия внутри группы, попрание общепринятых норм морали), сексуальной распущенностью, татуировки и испытание себя на боль, увлечение экстремальными акциями (поездка на крыше поезда, подножках вагона, на бамперах автомобиля), бравада выдуманными каче-
ствами и отношениями (физической силой какулюберов 1980-х гг., связями с криминальными авторитетами), ухарство и вандализм (знаменитые футбольные фанаты, после матча громящие витрины магазинов и поезда пригородных электричек), нравственный цинизм и бунт против родительских авторитетов, а также интересы к темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино).
Специалисты относят их к деструктивным формам поведения. По существу они являют собой суррогат — временный и искаженный заменитель — инициации. Наша культура, победив многочисленные пережитки и добившись всеобщей грамотности, не смогла найти достойной замены ритуалам инициации, разработать эффективные психосоциальные и духовные средства для поддержания человека, совершающего, быть может, самый сложный в своей жизни переход. Принятые в системе неуставных отношений посвятительные обряды относятся к числу деструктивных форм социального поведения.
Инициация несет в себе мощный воспитательный потенциал, которым не обладает ее превращенная форма. Псевдоинициации не воспитывают и не формируют социально зрелую личность, а деформируют и разрушают ее. После обряда инициации первобытный человек чувствовал радость, подъем душевных сил, а после псевдоинициации человек ощущает подавленность и унижение. Таковы тюремные практики псевдоинициации.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 992;