Василий Белов Проводы в армию
Увы, мало кому удавалось откупиться от «солдатства», как это говорится в причете. «Рекрутская повинность, — писал в 1894 году собиратель северного фольклора Александр Мельницкий, — отрывает парней от крестьянских работ, а иногда и совсем отучает их от деревенского хозяйства». Во всю многовековую историю государства армия и флот свои главные силы черпали в крестьянстве. Между тем, как пишет тот же собиратель фольклора, «солдатское житье, по взгляду крестьян, невеселое, "непривычное"; там "потачки не дадут" "бока повымнут" научат "по струнке ходить"». Впрочем, ознакомимся с записью А. Мельницкого подробнее.
«Парни, состоящие "на очереди" еще задолго до призыва начинают пользоваться разными привилегиями... Их не принуждают к работе, не посылают на трудные зимние заработки, во всем дают большую свободу и смотрят сквозь пальцы на их поступки и шалости.
Летом перед призывом "некрут" обыкновенно (если он не из богатых) идет на заработки... Там он обязательно покупает себе гармонику и справляет праздничный костюм, в котором главную роль играют "вытяжные" черные сапоги и суконный "пинжак" Оставив остальной заработок на карманные расходы или, как говорится, "на табак", "некрут" в августе возвращается домой. С этого времени начинается его гулянье. Не проходит почти ни одной "ярмарки" или "гулянки" где бы он ни появлялся. Обыкновенно рекруты служат центром, около которого группируется на гулянках молодежь... В октябре месяце по воскресным и праздничным дням начинаются гулянья
рекрутов с парнями-односельчанами. Под вечерок парни собираются в избе у какого-нибудь бобыля или бобылки; здесь иногда "некрут" выставляет водку, а не то покупают ее все в складчину и, подвыпивши, начинают свои ночные прогулки по деревням, которые часто продолжаются "до петухов". Здесь рекруты — главные действующие лица: им предоставляется полный простор. Они заводят все танцы и игры, выкидывают разные "штуки" сидят на коленях у всех девушек, даже у "славутниц" угощают их пряниками и конфетами.
"Призыв" бывает обыкновенно в ноябре месяце. За неделю до назначенного дня гулянье рекрутов особенно усиливается, а за два-три дня начинает-
ся "гостьба" их по своим родным, к которым они ходят прощаться, — от с самых близких родственников. Рекрут идет в гости со своими сверстниками. Подносят рекруту на тарелке вина, причем хозяйка угощает. Рекрут садится с товарищами за стол, покрытый скатертью, на котором кипит самовар и стоят разные закуски: крендели, пряники, конфеты, а также непременно рыбник (рыбный пирог). Он выпивает немного вина, пробует закусок и выходит из-за стола. Хозяйка, кланяясь, благодарит его. Из гостей ведут рекрута "взапятки" т.е. лицом к большому углу, а спиной к двери с тою мыслию,
Проводы в армию в поселке геологоразведчиков Новоаганске с каждым годом становятся все популярней и масштабней, хотя в 2000 г., чтобы торжественно проводить призывников, за ними ездили по домам. Теперь торжественное мероприятие проводится в Доме культуры «Геолог». Свободных мест в зале не бывает. В течение вечера будущие защитники отечества соревнуются в конкурсах с военным уклоном: поражают мишени, разбирают автоматы, обезвреживают мины и даже танцуют. В концертной программе участвуют танцевальные коллективы, солисты, команда КВН вечерней школы. В завершении все призывники получают подарки от комитета по молодежной политике и администрации поселка.
В советское время служба стала действительно всеобщей. Она уже воспринимается не как альтернатива свадьбе, а, скорее, как некий предсвадебный этап. Девушка, провожающая молодого человека на армейскую службу, получает статус «ждущей парня из армии», типологически сходный со статусом «сговоренки» — невесты между просватаньем и свадьбой. Юноша, уходящий служить, берет с возлюбленной клятву верности. Солдатские
чтобы в скором времени опять бывать ему здесь в гостях.
С такими же церемониями ходит рекрут и по другим родственникам. Когда вечером, по большей части уже достаточно подвыпившим, возвращается он домой, мать встречает его причетами. Перед днем отъезда к месту жеребьевки родные рекрута обращаются обыкновенно к местным колдунам и колдовкам, которые по картам, по бобам или другим каким-нибудь способом предсказывают судьбу-счастье рекрута. Иногда накануне отъезда более смелые бабы спрашивают об участи рекрута даже у "нечистой силы" В большей части в таком случае обращаются к "дворовому" В самый день отъезда в избу рекрута собираются родственники и масса любопытных соседей. Устраивается угощение для ближайших родственников; все ухаживают за рекрутом и стараются предупредить его малейшее желание. После обеда все молятся богу, причем рекрут часто дает какой-нибудь "завет Богу" (обет) в случае освобождения его от военной службы. Родители благословляют рекрута и выводят его под руки из избы. Когда рекрут прощается с матерью, последняя обхватывает его руками и начинает причитать. Когда рекрут садится в сани, наблюдают за лошадью. Если она не стоит смирно, а переступает с ноги на ногу, то примета нехорошая. С рекрутом отправляется кто-нибудь из близких родственников-мужчин — отец или брат. На месте призыва уже не слышно причитаний, так как бабы редко ездят туда.
Но вот жребий вынут, произведен медицинский осмотр: рекрут оказывается "забритым" и превращается в "новобранца". Прежде чем отправиться к месту своей службы, он еще приезжает на неделю, на две домой погулять. Тут уже ново-
бранец кутит во всю ширь русской натуры. Он одевается в лучшее крестьянское платье — суконную "сибирку" яркий цветной шарф и меховую шапку. Домашние и родственницы дарят ему цветные платки, которые он связывает вместе концами и неизменно носит при себе. Начинается лихое гулянье новобранцев. На тройке лошадей с бубенчиками, с гармоникой и песнями, махая разноцветными платками, разъезжают они по гостям и "беседам". Неизменными спутниками новобранца являются два-три молодых парня-приятеля, которые водят его под руки. Наступает день отъезда на службу. Мать и женская родня все время заливаются горючими слезами. Опять происходит прощание новобранца со своими родственниками, сопровождаемое обильным угощением: а дома в это время укладывают его пожитки и пекут "подорожники" В самый день отъезда в избу новобранца собирается чуть ли не вся деревня. Мать уже не только не в состоянии причитать, но даже и плакать, а только охает, стонет. Начинается трогательное прощание новобранца. Он падает в ноги всем своим домашним и близким родственникам, начиная с отца. Те, поднимая его и обнимая, прижимают к своей груди; с посторонними он только обнимается. Новобранец проходит по всему дому: в каждой комнате он молится Богу и падает на землю. Потом он идет во двор — прощается со скотом; перед каждой животиной он кланяется до земли и благодарит ее за верную службу ему. Когда он в последний раз прощается с матерью, она обхватывает его руками и напутствует причетами.» Сокращено по источнику: Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М., 2000
письма, наполненные трагедией, неразделенной любовью и обязательствами «любить до гроба» — часть армейской субкультуры уже на следующем ее этапе — нахождения в казарме.
Об отношении к службе в армии позволяют судить, по мнению Ж. В. Кор-миной, данные по уклонению от службы: от описаний способов членовредительства с целью не попасть в армию в XIX в. до обязательно исполнявшихся на проводах частушек о «браковке» в середине XX в. В то же время для формирования отношения к армейской службе традиционно важное значение имеет идея службы как варианта судьбы, реализующаяся, например, в ряде сказочных сюжетов. Результаты исследования отношения к службе в армии современных молодых людей, живущих в провинции, демонстрируют, что в их оценке значения службы для реализации «правильного» мужского жизненного сценария сосуществуют и представление о службе как о неизбежном (судьбе), и как о способе обретения нового социального статуса — взрослого мужчины19.
Проводы в армию в советское время (1960-е гг.) — это гордость за Родину, которая сменилась страхом за своих сыновей в наши дни (2000-е гг.)
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 769;