Я. Полянская Дембельский альбом
Если покопаетесь в семейном архиве, то найдете творение папы или дедушки. И будете увлеченно рассматривать произведение народного искусства. Настоящий альбом дембеля украшен пышно. Материал для альбома — фотографии, куски картона, картинки с открыток, переплеты бархатные или шинельного сукна приберегают загодя. А вот «заготовку» — обычный семейный альбом передают родственники. На обложке большими буквами нужно написать «ДЕМБЕЛЬ» и год. Буквы, в худшем случае, из бумаги другого цвета, в лучшем, кто что найдет: даже светоотражающий состав соскребали с приборов на флоте. Пространство, оставшееся от букв, хозяин может украсить по своему вкусу танками, пушками и прочей военной атрибутикой. На внутренней стороне обложки приклеивают свою фотографию с подписью вроде «730 дней в сапогах» или «Я не
забуду эту дату Ведь 23.11.99 я стал солдатом», хотя можно отыскать и вовсе душещипательный текст: «Служить — 2 года, 24 месяца, 104 недели, 730 дней, 17 520 часов, 1 051 200 минуты, 63 072 000 секунды». А дальше — произвольная программа с обязательными элементами. Обяза-
тельными будут портреты себя любимого, друзей и сослуживцев, произвольным — манера оформления. Портрет любимой девушки и даже нескольких — туда же. Источник: http://vas-avdeev.narod.ru
21 Щуплов А. Потаенная армейская муза. Признанья дембельских альбомов... // Независимая газета. 2001.02.24.
художественный жанр. Дембельский альбом является той пограничной территорией, где встречаются армия и художественное творчество. По своему разнообразию и массовости он сродни народному искусству. Его каноны складывались десятилетиями, его язык универсален, а его материал прост и обыден.
Происходившая в 2001 г. в Петербурге выставка «Дембельский альбом — русский Art Brut» уже самим названием свидетельствует о родственной связи армейской субкультуры с брутальностью. Напомним, Арт Брут, согласно словарю искусств XX в., — это творчество «наивистов», дилетантов, душевнобольных. На выставке такое искусство демонстрируют классические обтянутые грубым шинельным сукном памятные армейские альбомы, солдатские письма, фотографии, образцы дембельской формы и наглядной армейской агитации.
По мнению кураторов выставки, дембельский альбом является самой радикальной разновидностью русского Арт Брута. На выставке были представлены дембельские альбомы, выполненные солдатами срочной службы всех родов войск с 1965 по 2000 г., образцы дембельской формы и наглядной армейской агитации. В проекте также участвуют современные художники Москвы и Петербурга, специально создавшие произведения, посвященные армейской теме. Эти работы призваны выявить свойства такого художественного явления, как дембельский альбом и дать возможность многостороннего осмысления этого артефакта. К выставке подготовлен сборник статей и материалов, посвященных феномену дембельского альбома.
Дембельские альбомы солдаты делают в тот момент, когда становятся «дедами». Потом их показывают девушкам, друзьям и родственникам, а через много лет — своим детям. И неизменно они — тема застольных мужских разговоров (служба в армии — обычная тема для служивших). Рассказывают, что дембельские альбомы были головной болью начальства в советские времена — солдатики часто фотографировались на фоне секретных объектов. Кроме того, альбомы разрисовывались ракетами, автоматами, гитарами, девушками. А «лирика» для альбома записывалась в специальный блокнот все время службы и потом заботливо переносилась в альбом.
Альбомы не менее важные исторические документы, чем мемуарные свидетельства, дневники, записи, письма с фронта. В художественном отношении дембельские альбомы и солдатские блокноты — пограничное явление между фольклором и самодеятельным (наивным) творчеством.
Для солдатских альбомов характерна художественная эклектика: высказывания великих, к примеру, Ницше, соседствуют с армейским фольклором и словотворчеством хозяина альбома: «Когда любовь на сердце леденеет, и на душе тоскливо, хоть убей, читай, устав, от радости балдея, и восхищайся мудрости своей!» В каждом альбоме есть жизнеутверждающие тезисы о пользе армии «Кто был студентом — видел юность, кто был солдатом — видел жизнь» или «Не тот мужик, кто был женатым, а тот, кто был солдатом». Тут же найдется что-то вроде «Армия — это единственное место, где молодой парень мечтает стать дедушкой» и философские замечания типа «Никто так не обнимает солдата, как ремень»22. Армейский юмор тоже сюда: «Бессмертный я, — сказал Кощей, и зря он так сказал, хлебнул Кощей солдат-
22 Источник: http://vas-avdeev.narod.ru.
ских шей и замертво упал» или «Убегающий от пограничника нарушитель — это убегающий от него отпуск!» Новинка последних лет — виртуальные дем-бельские альбомы, выложенные в Интернете23.
Армейский фольклор, по наблюдению антрополога К.Л. Банникова24, бывает грустный и веселый. Его универсальный (грустный) сюжет рисует душераздирающую картину: пацан уходит в солдаты, и пока он защищает покой своей невесты, она ему изменяет с «закосившим» от армии «козлом». И все, что у него осталось в этой жизни — его верный автомат, который «никогда не изменяет». Солдат начинает слезно и с надрывом любить свою механическую невесту, еще больше, чем настоящую, которая осталась дома и, возможно, даже его ждет.
Девушка — это пуля со смещенным центром тяжести: попадает в сердце, бьет
по карману и выходит боком.
Верить девушке — все равно, что стрелять себе в висок, надеясь на осечку.
Гуляй, девчонка, ты свободна! Ведь, сильно стиснув автомат, Тебя надежно
защищает Тобою брошенный солдат.
Девушка — это консервная банка: один открывает, а пользуются все.
Девчонка милая моя, Ты о любви мне говорила... Ведь служба только началась,
А ты меня уже забыла.
Максимы из солдатских блокнотов со свойственной им подростковой неуклюжестью и прямолинейностью касаются не только собственно армейской службы. В них формулируются представления о тендерных ролях, гражданская позиция, этические ориентиры и пр. Солдатские блокноты — это записные книжки, которые заводят обычно в начале службы и забывают тогда, когда начинают изготовление дембельского альбома. В отличие от демебельского альбома, который создается с тем, чтобы на гражданке в выгодном свете представить своего хозяина (как бравого вояку), не лишенного своеобразных эстетических пристрастий, функция солдатского блокнота не так определенна.
С пустым желудком, наглой мордой, Ногой чеканя об асфальт. Тот, кто прошел учебку в Светлом, Тому не страшен Бухенвальд.
Солдаты плакать не умеют — Они хранят тоску в себе. Их слезы только выступают Холодным потом на спине.
Нас научили не прощать, Стрелять без промаха и драться, Нас научили убивать, Нас разучили улыбаться.
ВДВ не шутка, дорогая, ВДВ не просто строй. В ВДВ парни жизни теряют И на дембель идут с сединой.
По наблюдениям Ж.В. Корминой25, содержимое типичного солдатского блокнота составляют, во-первых, вполне обычные для записной книжки пометки, имеющие утилитарную цель — для памяти (адреса, дни рождений) и,
23 Примером виртуального дембельского альбома могут служить: http://dmbalbum.narod.ru; http://
stivi-master.narod.ru; http://blokpostl.narod.ru; http://himvoiska.narod.ru; http://gads2.narod.ru.
24 Банников К.Л. Антропология экстремальных групп: Постановка проблемы //III Конгресс россий
ских антропологов. М., 1999.
23 Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора) (http://ivgi.rsuh.ru).
во-вторых, солдатский письменный фольклор. И структура блокнотов, и входящие в них тексты характеризуются стереотипностью — они почти одинаковы у военнослужащих всех призывов и всех родов войск.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 951;