МНОГООБРАЗИЕ ЗНАЧЕНИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕФЕРЕНТЫ
Понятие уличной культуры употребляется в нескольких значениях: 1) обозначение образа и стиля жизни детей рабочего и низшего класса, проводящих большую часть времени на улице, пропускающих уроки, бездельничающих; 2) образ и стиль жизни беспризорных детей в России 1990-х гг., сбежавших от родителей и практически годами не бывающих дома; 3) увлечения экстремальными видами спорта и досугом современной молодежи из вполне благополучных семей; 4) исторически определенный тип контркультуры (культурного андеграунда), существовавший в Ленинграде в 1960-1970-х гг. в узких кругах интеллигенции.
Уличная культура — танцы, дворовые игры, катание на самокатах и роликах, уличный баскетбол и уличный футбол и многое другое — существовала испокон веков во всех странах. Кинохроника доносит до нас документальные кадры 1930-х гг., на которых запечатлелись уличные танцы негри-
тянских мальчишек на тротуарах чикагских гетто. Уже тогда наиболее ловкие и ритмичные дети целыми днями отбивали чечетку на асфальте, показывая свое мастерство, поражая прохожих и надеясь подзаработать. Уличные танцоры, певцы, музыканты, жонглеры, шарманщики зарабатывали на жизнь таким образом, выпрашивая у прохожих деньги за исполнение, и тысячи лет назад.
В самом широком смысле слова под уличной культурой надо понимать не только молодежные развлечения и субкультуры, но типичные черты образа жизни, манеру поведения, обычаи и традиции, которые существуют у
всех народов и проявляются на городской (реже сельской) улице, включая и материальные артефакты: сувенирные лавки, уличную торговлю, обществен ные туалеты и многое другое. Наряду с дорогими бутиками, продающими новейшие модели одежды, все большее распространение получают сегодня маленькие дешевые магазинчики, продающие индивидуальные «серии» одежды. Кроме того, магазины начинают все больше «выходить» на улицы, за пределы избранного пространства, упрощая и демократизируя процесс общения покупателей и продавцов. Всячески поощряются и уличные рынки дешевой и достаточно качественной продукции. Все большую и большую популярность завоевывают среди молодежи шоппинггцентры.
Именно в таком широком контексте понимают любую культуру социологи. Пешеходные зоны в исторической части города, а они существуют сегодня почти повсеместно, можно рассматривать как своеобразный выставочный зал или подиум, на котором демонстрируется уличная культура во всех ее проявлениях — неспешное движение толпы по обеим сторонам улицы, разглядывание витрин, отдых на скамейках, кормление голубей, обзор достопримечательностей, поглощение пищи. В такой культуре соединяются элементы, общие другим типам культуры, и специфические, характерные только для нее. К примеру, поглощение пищи всухомятку возможно как на улице, так и дома, а проведение демонстрации — исключительно уличный атрибут поведения.
Уличную (суб)культуру можно считать детищем демократического общества и самым массовым из явлений искусства. И крупные мегаполисы, и небольшие города имеют улицу в качестве базового градообразующего элемента. Сотни тысяч или даже миллионы улиц по всей планете образуют социальную почву, на которой произрастает особый культурный феномен — уличная культура. По отношению к господствующей культуре, частью которой она выступает, ей можно присвоить уменьшительный ранг субкультуры. Но по отношению к ее носителям, которые не составляют и не могут составлять реальной группы, сплоченного сообщества или общественного движения, можно или даже лучше пользоваться термином культура, помня о том, что он лучше подходит для огромного аморфного образования, существующего во всех странах мира и проявляющего себя в самых разных, а порой и самых невероятных формах.
Уличные группировки и уличные субкультуры —от беспризорников на вокзалах, любителей брейкданса или граффити до богемного андеграунда, возникавшего как уличная тусовка — каждая имеет свой язык, сленг, стиль одежды, атрибутику, мифологию, схему лидерства, ярко выраженную модель поведения.
«Уличная культура» подростков из среды рабочего класса, интересующихся футболом, посещающих кафе, бары, просто проводящих время с друзьями стала интересовать американских социологов еще в первой четверти XX в. «Уличная культура», по мнению Джона Хортона1, существует в каждой точке социального пространства, если оно открыто общению людей. Малообеспеченные группы населения, бездомные, пенсионеры, безработные, хиппи, национальные меньшинства, трудные подростки составляют социальную базу и движущую силу такой субкультуры. Каждая из этих групп имеет собственную субкультуру, и в то же время все вместе они образуют новую субкультуру аутсайдеров — «уличную культуру», которая надстраивается над ними, объединяет их, но выступает как часть более общей, американской культуры. Все они разделяют общие для своей группы представления о мире, взгляды на жизнь, массовые стереотипы. Они враждебны к тем, кого считают богатыми или более удачливыми, защищают «свояков» и агрессивны по отношению к чужим. Групповой эгоизм и кастовая солидарность еще более усиливаются в результате совместных и организованных действий.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 617;