МНОГООБРАЗИЕ СУБКУЛЬТУР

У каждой нации, возрастной или профессиональной группы свой куль­турный мир, а значит, своя система норм и ценностей, обычаев и ритуалов, свой образ жизни и свои способы поведения. Малые культурные миры на­зывают еще субкультурой. Субкультуру в зарубежной литературе называют также микрокультурой23. В ее основе лежит своеобразие в поведении, взгля­дах на жизнь, обычаях и верованиях какой-либо общности или группы. В со­циологии употребляют такие понятия, как «уличная культура» («субкульту­ра улицы»), «профессиональная субкультура», «субкультура пожилых лю­дей», «молодежная субкультура» и т.п. За каждым словом стоит особый аспект реальности, ими обозначаемый.

Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкульту­ры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы24. С точки зрения С. Матвеевой, общество пред­ставляет собой орбитальную систему разнообразных субкультур враща­ющихся на разном расстоянии от некого общекультурного ядра, которое яв­ляется «базовой субкультурой»25. Похожих взглядов придерживаются авто­ры коллективной монографии «Субкультуры и этносы в художественной жизни» (1996), которые создали «теорию среднего уровня», базируясь на «социокультурной стратификации общества».

Молодежная культура какой-либо страны, будь то Англия, США или Россия, похожа на разноцветное, скроенное из огромного числа лоскутков одеяло. В нем есть преобладающие цвета со множеством оттенков, а вокруг группируются маленькие пятнышки-субкультуры — одни побольше, другие поменьше, но каждая — еле различимый островок в безбрежном море мас­совой культуры, которая по преимуществу и владеет умами подавляющей части людей в возрасте от 14 до 24 лет (рис. 25).

Активно изучаются субкультура компьютерного андеграунда и хакеровская субкультура, субкультура митьков, субкультура сопротивления, субкультура дискотеки (диско), гомосексуальная субкультура, геевская субкультура, суб­культура скинхедов, субкультура готов, клубная субкультура, наркотическая

22 См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.

23 Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults// ERIC Digest. 2001.

24 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж­
ные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 19.

25 Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М.,
1987. С. 17.

субкультура, молодежная субкультура социальных низов, девиантная субкуль­тура, субкультура спальни {«bedroom culture»), субкультура фурри, субкульту­ра индеанистов, школьная субкультура и др. Собственную субкультуру могут сформировать беженцы, экспатриаты, богема, моды, тедды, панки, скинхэ-ды, люберы и др. На Урале готовится эмпирический материал по субкультуре «чатлан» — завсегдатаев екатеринбургских и других уральских чатов.

Рис.25. Мозаика субкультур

В рамках исследовательского проекта «Молодежные движения и субкуль­туры Санкт-Петербурга» социологи рассматривают молодежные субкульту­ры, представленные в различных секторах городской жизни современного мегаполиса: молодые неформальные музыканты; приверженцы новых ре­лигиозных движений; молодежь, вовлеченная в радикальные политические организации (национал-большевики); представители нетрадиционных сек­суальных меньшинств; новые комсомольцы; футбольные фанаты; индеани-сты; молодые христианские демократы; неоязычники; фанаты Виктора Цоя; молодые поэты, объединенные в неформальные поэтические объединения; натуристы (нудисты); сорокоманы-читатели и авторы анонимной переписки в газете «Сорока»; толкиенисты и другие ролевики; отечественные скинхе­ды; анархисты; молодые экологи; любители самодеятельной песни.

Субкультуры выделяются по целому ряду признаков, в том числе:

♦ тендерному — субкультура гееев, лесбиянок, девичья субкультура;

♦ территориально-поселковому — примером выступает субкультура люберов (поселка в Московской области);

♦ историческому — поколенческие субкультуры. Например субкультура шестидесятников;

♦ возрастному критерию — подростковая, детская, подростково-моло­дежная, субкультура «третьего возраста».

В частности, В. Соколов и Ю. Осокин типологизируют субкультуры в соот­ветствии с типами общностей, выделяя: половозрастные (детская, молодежная; добавим еще упоминавшиеся в литературе субкультуры матерей, геев и парко­вые собрания пенсионеров); социально-профессиональные (авторы выделяют

здесь рабочих и интеллигенцию; можно конкретизировать, назвав, например, такие профессионально-корпоративные субкультуры, нашедшие некоторое отражение в литературе, как компьютерную, медицинскую, археологическую, а также армейскую, нищенскую и криминально-тюремную) и досуговые; ре­лигиозные и этнические. По мнению Дж.Б. Маиса, необходимо проводить раз­личение между культурой, базирующейся в основном на рабочем классе, т.е. на групповой солидарности и коммерционализированном мире развлечений, и культурой, основывающейся на индивидуалистически ориентированном сред­нем классе, модели школьной и университетской карьеры.

Отечественные социологи, как правило, подразделяют все субкультуры на три типа — просоциальные, асоциальные, антисоциальные. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и развитию личности, антисоциальные и часть асоциальных — деформации общества и дезорганизации личности. Такие группы характеризуются размы­тостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интим­ную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития.

Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат обще­ственным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных суб­культурах нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частич­но антиобщественные нормы. У них разные ценности, а также характер кон­троля за соблюдением норм поведения и регуляция взаимоотношений в сво­ей среде. В антисоциальных субкультурах нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Так, в мафиозных и бандитских субкультурах за нарушение групповых норм — из­мену, сотрудничество с правоохранительными органами или самовольное изъятие денег из «общака» — может последовать смерть. Во многих асоциаль­ных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, а мера обяза­тельности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В каждой субкультуре увлечения, вкусы, способы свободного времяпре­провождения определяются возрастными, тендерными, национальными и статусными особенностями, условиями жизни и модой — всеобщим времен­ным поветрием в какой-либо сфере общественной жизни. Наиболее явно мода проявляется в одежде, прическе, предметах быта, а также манере по­ведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях.

Во многих субкультурах бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории субкультуры, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и др. Игры подразделяются на созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные — в профессиональных, карточные — в деликвентных, подвижные — в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного твор­чества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и сте­пени закрытости субкультуры26.

26 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

Субкультуры можно подразделить еще нереальные и номинальные. Реаль­ными будем называть такие субкультуры, создатели и носители которых существуют в настоящее время, формируют и поддерживают соответствую­щие нормы, традиции, ценности и язык. Номинальными надо называть та­кие субкультуры, которые выделяют только лишь ученые, но их реальных авторов и исполнителей либо не существует, либо они существовали в прош­лом. К примеру, родильная субкультура — чистый образец номинальной субкультуры, поскольку она существует только на бумаге, т.е. в научных мо­нографиях антропологов и этнографов. В традиционном обществе много ве­ков или десятилетий тому назад у нее были реальные носители, но теперь их не существует. Нет бабок-повитух, нет соответствующих обрядов, заговоров, поверий и культурных практик. Ныне все делается в крупных клиниках, и процесс родов поставлен на поток. То, что удалось выявить современным со­циологам и антропологам в роддомах или при опросах женщин-рожениц, а именно уход за ребенком, имянарече­ние, народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка (по форме и размеру живота беремен­ной, поведению младенца в утробе ма­тери, сердцебиению плода, способу показа беременной рук, «по глазам» и др.), советы и табу для беременных, суеверия, техники обращения со своим телом и соответствующие стереотипы поведения, представляют собой куль­турные рудименты, которые правильнее интерпретировать не как элемен­ты целостной субкультуры, циркулирующей среди всей категории рожениц, а как исторические пережитки традиционной культуры, которые изредка вспоминают в городе и довольно часто их можно встретить еще в деревне. Столь же спорным является понятие «девичья субкультура», которое пер­вым в отечественной литературе употребил СБ. Борисов в 1989 г.27 и он яв­ляется постоянным исследователем этой темы почти в одиночестве. Боль­шинство этнографов и культурологов девичью субкультуру от мальчишечь­ей не отделяют, а если хотят поговорить о ней как об отдельном феномене, то используют термины «девичья культура» и «девичья школьная культура». По мнению СБ. Борисова, женские альбомы, особый стиль тендерных вза­имоотношений, обряды дружбы и посестримства являются воплощением характерных черт девичьей субкультуры28. Но те же самые черты вполне можно приписать не субкультуре, а просто девической культуре. Вводимое

27 Борисов СБ. Эротические тексты как источник сексуального самообразования //Социс. 1989. № 1.
С. 81-84.

28 Он же. Ритуальное закрепление дружбы и обряды посестримства у девочек//Живая старина. 2003.
№3. С. 15-17.

же здесь понятие идентифицирует не культурный феномен, а нечто другое — формы социализации девочек.

Напротив, субкультура скинхедов — пример реальной субкультуры. Мож­но сказать даже очень реальной, поскольку избиение и убийства иностран­цев, в том числе в нашей стране, происходят в массовом порядке. К реаль­ным феноменам надо отнести тюремную или тюремные субкультуры. У них есть живые носители и авторы, которые не только создают свои культурные миры, но постоянно пополняют их новыми продуктами своего творчества, следят за ними и охраняют их от посторонних. Для реальных, в первую оче­редь молодежных, субкультур характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и общения, постоянное взаимодействие и общение. В та­ком случае понятие субкультуры сближается с понятием движения, и во многих случаях молодежные движения есть по существу молодежные суб­культуры.

Под реальной субкультурой мы будем понимать группу людей, признава­емую окружающими, и самоидентифицирующую себя как отдельную часть общей культуры, имеющую свою систему взглядов и особую поведенческую практику. Под это определение попадают фанаты «Спартака», рэйверы, реперы, панки, киноалисоманы и скинхеды и др.

Культурной закваской, вокруг которой формируется самостоятельная субкультура, может быть:

1) сходство интересов, взглядов и ценностей людей; так возникали
субкультуры революционеров и скинхедов, комсомольские и пионерские
субкультуры;

2) материальные предметы, вызывающие повышенный интерес или ув­
лечение у людей; на этой основе формируются многие субкультуры, связан­
ные с хобби и увлечениями, например, субкультура индеанистов;

3) влияние других людей и желание подражать моде.
Субкультурное поведение различается в зависимости от того, к какому

социальному классу, национальности и расе принадлежат его субъекты. Так выделяют субкультуры рабочего и среднего класса. Тедди-бойз (теды) — характерная субкультура малоквалифицированной молодежи из рабочего класса в Англии 1950-х гг. К субкультурам рабочего класса относятся бри­танские моды (mods) начала 1960-х гг. и современные скинхеды. Американ­ский рок-н-ролл (середина 1950-х) выражает консервативные ценности ра­бочего класса. Термин «хиппи» относится к достаточно широкому спектру богемных и студенческих субкультур. Ядро хиппи составляла молодежь, оставившая высшее образование, занявшаяся поиском «исхода» из техно­кратического общества и стремящаяся к романтическому возрождению па­сторальной наивности. Формирование субкультуры хиппи объясняется ре­акцией студенческой молодежи на выключение ее из структур власти.

Рабочие субкультуры — это своего рода «почасовое» занятие — субкультур­ная активность проявляется только в свободное от «основной» работы время. Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст группы сверстников. Субкультуры среднего класса значительно менее локализованы во времени и пространстве, больше ориентированы на так называемое «хорошее искусство», носят интер­национальный характер благодаря своей распространенности среди студен­чества — самой мобильной и подвижной группы населения.

Еще один водораздел — различия по возрастам. Есть поведение: отроче­ское, юношеское, подростковое. В Америке дети родителей, входящих в так называемый средний класс, сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса и элиты. Они читают разные книжки, ходят в разные шко­лы и ориентируются на разные идеалы, т.е. ведут себя так же, как и взрос­лые, во всем соблюдающие социальную дистанцию.

Итак, у каждой социальной группы свой мир и своя система поведения. Когда они пересекаются, то не всегда исход завершается мирным путем. Акти­висты движения «зеленых» и подростковые банды, профессиональные спорт­смены и торговцы наркотиками, науч­ная элита и проститутки существуют в одном обществе, в одной стране, имеют одно правительство и один закон. Но их интересы и жизненные миры различны, как различны манера поведения, форма одежды, язык и этикет. Они могут быть разделены пространством, а иногда и временем, но их соединяет общая основа — молодежная субкультура.

Доминирующая культура всегда монопольна, она определяет все миро­воззрение и все содержание жизни человека. В субкультурной ситуации че­ловек всегда находится перед лицом чужой или чужих культур, которые и противостоят, и контаминируют друг с другом. На практике это выражает­ся в миграции культурных элементов сквозь границы разных субкультур. Например, буквально на глазах одного поколения фенечки — атрибут суб­культуры хиппи — перешли в общеподростковую традицию (конкретнее — в девичью), потеряв тем самым функцию опознавательного знака хиппи29. Как полагает А. Тоффлер30, индивид, последовательно переходя из одной субкультуры в другую, приобретает не одно мировоззрение и модель пове­дения, а целую серию последовательно и одновременно существующих в одном человеке моделей мира и поведения. При этом человек перестает воспринимать ценности субкультуры как абсолютные, как жизненно важ­ные и единственно возможные. Человек в субкультуре «играет» в мировоз­зрение, не принимая его полностью всерьез. Следующим шагом на этом пути является создание «игровых» мировоззрений, «игровых» моделей мира, при­сущих постмодернистской культуре.

МИТЬКИ

Одной из самых экстравагантных субкультур, возникших из художествен­ного андеграунда, является группа питерских художников-нонконформис­тов «Митьки»31. В ее состав входят Владимир Шинкарев, Александр Флорен­ский, Василий Голубев, Владимир Яшке, Ирина Васильева, Ольга Флорен­ская, Алексей Семичев, Андрей Филиппов, другие питерские художники и музыканты. Митьки-художники считают «своими» также Бориса Гребенщи­кова, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Виктора Цоя.

29 Ферапонтов И.Е. Туристский быт и фольклор: Опыт системного анализа (http://ivgi.rsuh.ru).

30 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

1 Участников движения называют митьками по имени художника Дмитрия Шагина.

8G9

Группа возникла в 1982 г., а официальным началом считается книга худож­ника Владимира Шинкарева «Митьки», которую он написал на день рожде­ния Шагина в 1984 г.32 Сначала это был небольшой кружок друзей — худож­ников, писателей и музыкантов, которых не очень жаловала советская власть. Как вспоминает Шагин, сначала он работал «в котельной, сутки через семь, мне досталась котельная высшей школы спортивного мастерства. Там трени­ровались борцы, говорят, сам Путин тренировался. А мы в котельной соби­рались, беседовали и пили. Постепенно в этой компании друзей выработались какие-то свои ритуалы, не имевшие, впрочем, никакого «антисоветского»

подтекста: например, принято было считать, что митьки общаются исклю­чительно с помощью выражений "бра-тушка", "дык!" и "ёлы-палы!", "оп-паньки!", одеваются в тельняшки и ва­ленки. Но главным ритуалом было, конечно, пьянство... Мои родители были художники, но не признанные официально. Отца вообще посадили по ходу кампании по борьбе со стилягами, поэтами и художниками, когда я был еще совсем маленький. Маму за участие в крамольной выставке выгнали из Худ­фонда. Я пошел по их стопам и тоже окончил школу при Академии худо­жеств, но дальше официальный путь в искусстве для меня был закрыт. Я в шко­ле отказался вступать в комсомол. Меня за это комсорг на выпускном вечере наградил большой бутылкой «Южного крепкого». Он, наверное, думал меня этим обидеть, но я уже тогда в душе был митёк и тут же выпил ее у всех на глазах из горла. Наш главный лозунг: "Митьки никого не хотят победить". Поэтому мы и работали в котельных, а в свободное время рисовали свои картины. Ну иногда меня, правда, забирали в вытрезвитель, однажды сломали ребра. В 1984 г. разогнали квартирную выставку, был большой скандал. КГБ, конечно, следил за нами, со мной проводили всякие беседы, но, в общем, мы никого не трогали и нас никто особенно не трогал... Митьки создали некий миф, но этот миф, видимо, точно лег на психологию какой-то части советской интеллигенции. А что касается пьянства, то тут преувеличения не было, пили мы без дураков. Я однажды за вечер выпил пять бутылок водки, но в основ­ном это был портвейн. Дешево и сердито. В этом был какой-то пассивный протест против всего, что нам не нравилось в советском образе жизни. Мы выдвинули лозунг: "На красный террор ответим белой горячкой". У нас в котельной собирались человек по пятнадцать, и каждый тащил, что мог. По­том одна корреспондентка в журнале "Юность" написала, что у нас проходят съезды митьков по 50 человек. Она хотела как лучше, но в 1988 г. начальство спорткомитета выгнало меня из котельной. Но уже через год наши выставки "Митьки в Европе" поехали в Париж, Кельн и Антверпен...»33.

32 Текст распространился в «самиздате», о нем узнала вся интеллигенция, а затем и вся страна.

33 Митьки без портвейна // Новая газета. 2004.07.08.

По философской ориентации митьки относят себя к стоикам, ибо умуд­рялись питаться на 3 рубля в месяц, а друг для друга им не жалко и послед­ней рубашки. Высшее одобрение митёк выражает так: рука прикладывает­ся к животу, паху или бедру и митёк, сжав кулак, мерно покачивает руку вверх и вниз; на лице его в это время сияет неописуемый восторг. Для суб­культуры митьков, рассматриваемой как одна из форм пассивного культур­ного протеста, характерны подчеркнутое добродушие, неприкрытая лень, пьянство, пацифизм и лозунги типа «Митьки никого не хотят победить», «Митьки всегда будут в г.., в проигрыше, и этим они завоюют мир».

Митьки никого не хотят победить!, (шепотом) поэтому они завоюют весь мир

В. Шинкарев в своей культовой книге «Митьки» так описывает их образ жизни, философию и ценности. Митьки одеваются во что попало, лучше всего в стиле битников 1950-х гг., но ни в коем случае не попсово. На лице митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митёк всегда ка­жется навеселе. Теоретически митёк — высокоморальная личность, миро­воззрение его тяготеет к формуле: «православие, самодержавие, народ­ность», однако на практике он настолько легкомыслен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митёк никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агресси­вен. Митек никогда не выразит в глаза обидчику негодования или неудоволь­ствия по поводу причиненного ему зла. Скорее он ласково, но горестно ска­жет: «Как же ты братушка?», однако за глаза он по поводу каждого выска­занного ему упрека будет чуть ли не со слезами говорить, что его «съели с говном». Для митька характерно использование длинных цитат из многосе­рийных телефильмов; предпочитаются цитаты, имеющие жалостливый или ласковый характер. Если митёк не ведет разговор сам, он сопровождает каж­дую фразу рассказчика заливистым смехом, ударами по коленям или ляж­кам. Обращение митька с любым встречным характерно чрезвычайной доб­рожелательностью, он всех называет ласкательными именами, братками, се-

стренками. При встрече даже с малознакомыми людьми для митька обяза­телен трехкратный поцелуй, а при прощании он сжимает человека в объя­тиях, склоняется к нему на плечо и долго стоит так с закрытыми глазами. Митек конечно же зарабатывает в месяц не более 70 руб. в своей котельной (сутки через семь), где он пальцем о палец не ударяет, ибо он неприхотлив: он, например, может месяцами питаться только плавленными сырками, считая этот продукт вкусным, полезным и экономичным, не говоря уж о том. что его потребление не связано с затратой времени на приготовление. Ми­тек не выполняет взятых на себя обязательств (чего от него, впрочем уже и не ждут), но считает важным исполнение своих невысказанных желаний (ведь так и надо в любви — а митьки всех любят). Митьки любят музыку, вернее, песни, преимущественно жалостливые, причем собственно музы­кальная часть не играет роли. Митьки любят и джаз, и классическую музы­ку, и советские песни военных лет.

Во времена брежневского застоя митьки с удовольствием маялись дурью, писали картины, пили всякую гадость, и были в своем роде уникальны тем, что никого не хотели победить34. Митьковская лень стала назидательным понятием, их живопись поражала обывателей могучим примитивизмом и нехитрым отношением к жизни, о митьковских «оттяжках» складывались легенды. Поцелуи митьков — это не только дань традиции. В них есть об­щежитейская мудрость: пока какого-нибудь человека ритуально целуешь, то успеваешь к нему присмотреться, принюхаться. После этого можно и раз­говор душевный завести. Культурный код митьков — лукавые игры и сим­патичные эпатажи, серьезные суждения, загримированные наивными шут­ками, и шутки, обсуждаемые всерьез.

Критики и эстеты продолжают спорить: митьки — это «последнее поко­ление советского андеграунда» или «яркие представители постмодернизма»? Но все соглашаются с тем, что они — наиболее самобытный национальный феномен не только в области живописи, но и во всей андеграундной субкуль­туре, поскольку митьки — это еще и новый образ жизни, впитавший в себя элементы традиционного русского шалопайства (по их собственному выра­жению) и советского соцреализма.

В начале 1990-х гг. митьки поехали в США лечиться от алкоголизма — водка и портвейн являлись обязательными атрибутами их субкультуры. Примерно через полгода вернулись в Петербург и учредили Общество ано­нимных алкоголиков (чтобы держать себя в форме), а в 1997 г. с помошью американских друзей построили «Дом надежды на горе» — благотворитель­ный реабилитационный центр по излечению от алкоголизма. Излечившись от пьянства, они с не меньшим энтузиазмом занялись разработкой собствен­ной антиалкогольной пропаганды, в частности предложили проект «мить-ковского вытрезвителя» — чистенького, уютного, с тельняшечно-полосатым постельным бельем и умиротворяющими картинками на стенах.

Их произведения выставлялись и продолжают выставляться во многих странах мира. В 2000 г. в Нью-Йорке в галерее «Inter■ArtGellery» состоялась очередная выставка художественной группы «Митьки». «Позади 15 лет пути: от тельняшек, телогреек и кирзовых сапог до приличных костюмов, а порою и смокингов. От портвейна до виски и "Метаксы", а затем — к полнейшей

34 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).

трезвости. От декларированной несексуальности до удачных браков. От си­дения в «говнище» до бесконечных зарубежных вояжей. От нищеты до более или менее приличного благосостояния. От андеграунда до вершин. Сейчас субкультура митьков находится на распутье. Какую из множества дорог они выберут — неизвестно, но как бы там ни было — доброго им пути»35. Когда митьки вернулись на родину, их творчество активно продолжилось.

В середине 1990-х у них появилось два издательства — «Митькилибрис» и «Красный матрос». Круг авторов: О. Григорьев, В.И. Гусев, А. Флоренский, М. Сапего, Т. Кибиров, Д.А. Пригов, М. Немиров, А. Хвостенко, Д. Шагин,

М. Белозор, Р .Васми, В. Шинкарев, В. Голубев, Л. Рубинштейн и др. Со временем «митёк» стал определением нарицательным, вызывающем в созна­нии людей устойчивый образ чего-то большого, бородатого, светлого, не­трезвого и добродушного. Митьки и их поклонники многочисленны, с удо­вольствием рисуют свои «картинки», мастерят хитроумные инсталляции и пишут книжки, гастролируют по стране, выступают на концертах и записы­вают компакт-диски с «митьковскими» песнями, снимают мультфильмы. На главной странице митьковского сайта в Интернете посетителя встре­чает «программная» цитата: «Митьки никого не хотят победить», — а под ней (как бы «застенчивым шепотом»): «и поэтому всегда побеждают». Критики полагают, что митьковский миф создавался на общедоступном отечествен­ном материале, который всегда под рукой. В ход пошли легендарное россий­ское пьянство, тельняшки с телогрейками, уменьшительно-ласкательные суффиксы, вечные жалобы на судьбу, плавленые сырки, цитаты из старых добрых кинофильмов «о главном» и скромное обаяние наивного искусства. Новый миф они предложили обществу в качестве нового массового моло­дежного движения вроде хиппи или панков. Во многих российских городах можно встретить митьков-«добровольцев», не принадлежащих собственно к художественной группе, а просто осознавших стоически-эпикурейский митьковский стиль «своим». Однако по настоящему массовым это явление не стало. Зато возникла беспрецедентная художественная группировка, объединенная «коллективной тельняшкой» (по аналогии с «коллективным телом»), группа, создававшая свое социальное окружение как предмет ис­кусства.

Митьки работают в жанре общественно-политического лубка уже почти 20 лет. В свое время они отправляли Брежнева в Афганистан, спасали Мая­ковского и помогали Штирлицу. Недавно художники создали очередной шедевр — «Митьки пишут письмо олигархам». Картина в точности повто­ряет репинский шедевр, но посвящена она социальной тематике —росту цен на хлеб.

И в год своего двадцатилетия (2004 г.) неугомонные митьки продолжают баловать своих почитателей самыми разнообразными выставками, вечерин­ками и тому подобными акциями. Состоялось торжественное открытие оче-

35 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).

редной выставки под названием «Митьки на подводной лодке Д-2 "Наро­доволец"». Эта выставка приурочена к столетию подводного флота России. А недавно мэр Санкт-Петербурга В. Матвиенко особо подчеркнула, что митьки — один из культурных символов Петербурга и необходимо создать все условия для их плодотворной работы. К 20-летию объединения, а также к 300-летию Питера, 300-летию Кронштадта и 80-летию Ленинграда ху-дожники-митьки совместно с дружественными им музыкантами выпусти­ли альбом «Митьковский Питер».

ЧАТЛАНЕ

Название субкультуры «чатлан» не установлено. В нем удачно соединяют­ся современные компьютерные технологии и ностальгия по широко извест­ному в советские времена фильму «Кин-Дза-Дза», вышедшему в свет в 1986 г. на киностудии «Мосфильм». Авторы сценария — Реваз Габриадзе и Георгий Данелия. Режиссер-постановщик — Георгий Данелия. В главных ролях — Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе.

Чатлане

Чатлане — это от слова чат (chat), т.е. люди, общающиеся в чате. Ну, ко­нечно, чатлане это еще средняя каста населения планеты «Кин-Дза-Дза» (полет до которой невозможен без «гравицаппы»). Таким образом, чатла-нин — это, с одной стороны, пользователь, который проводит много време­ни в чате, с другой — фанат фильма «Кин-Дза-Дза».

На современном компьютерном языке чатланин — это фанат интернет-общения, на психологическом языке — человек больной, целиком и полно­стью зависимый от доступа (и недоступа) к сети Интернет. Психиатры за­писали всех чатлан в аутисты. У каждого уважающего себя чатланина есть свой ник (псевдоним), например, такой, как: spawn098{e переводе «отродье»), зю-байт (z-bait), FoCuS, Maria, Login, art, ZaR, Olympus, Венеруська, Oblina,

Hidden, Shiko, EnEmEy, Sashlik, b3easty (он же ICE-CREAM), раПуЗАН, Coolio, Raptor, ALLIGATOR, Cadet098, мася (masya), Анаська, cvazi, oxy, Avan, Abbat, DadyBolshoy, RAVER, Priispodnia, Trinity.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1787;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.