ОДЕЖДА ДЕЛАЕТ МОНАХА

Проблемы одежды, белья, обуви, перчаток на протяжении столетий за­нимали умы монахов, как, впрочем, и военных, ибо костюм как таковой всегда имеет богатый символический смысл. Одежда — знак принадлежно­сти к определенной группе, свидетельство единства во времени и простран­стве. Монашеская одежда — свидетельство того, чем является человек внут­ри себя. Ношение монашеской одежды представляет собой торжественный акт, ибо он подтверждает желание монаха изменить свою жизнь и отныне исповедовать целомудрие и смирение.

В облачении монаха заключена невероятная священная сила. Считалось, что человек, поцеловавший полу рясы странствующего монаха, обретал от­пущение грехов на пять лет, чего можно было бы добиться, только неукос­нительно соблюдая сорокадневные посты в течение этого срока. Недаром некоторые миряне желали быть погребенными в монашеской рясе.

В средние века, столь богатые символикой, общество имело четкую струк­туру: социальные классы, братства, ремесленные цехи и корпорации, четко разграниченные между собой, поэтому понятно, что монахи тоже стремились подчеркнуть свою принадлежность к определенному ордену. Главную роль здесь играла одежда — исключительная «собственность» каждого монаше­ского ордена. Отсюда и бесконечные споры, возобновлявшиеся от века к веку, уточнявшие замысел и воплощение. Все становилось предметом дискуссии: цвет одежды, ее покрой, длина туники, размеры капюшона, пояс, обувь...

Однако по одному вопросу разногласий не возникало (по крайней мере, вначале): имеется в виду требование бедности и простоты. Какой бы ни была ткань: пенька, овечья шерсть, козья или верблюжья, лен (лен, скорее, пред­назначался для белого духовенства в воспоминание о плате св. Вероники), все равно эта одежда описывалась как грубая, жесткая, колючая. Монаше­ское облачение походило на платье крестьян и пастухов, так одевались кар­тезианцы, францисканцы, авелланиты.

То же самое требование бедности приводило к тому, что монахи без вся­кого стеснения, а скорее даже с гордостью, носили изношенную, латанную одежду (за исключением тамплиеров — монахов-вой нов).

В одежде соблюдалась тщательная регламентация. Как и в армии, малей­шие детали одежды монахов были важны и имели свой собственный смысл. Цвет одежды был близок к естественному цвету ткани. Опытный глаз мог сразу же различить тот или иной важный знак: кожаный пояс у доминикан­цев, веревку вместо пояса у бриктинцев и францисканцев, пояс изо льна или оленьей кожи у бенедиктинцев Бурсфельда и т.д. Надлежало определить не только длину, но и форму. Например, в конце XV в. босоногие минориты носили квадратный капюшон, но придавали ему остроконечный вид напо­добие капуччо св. Франциска.

Одежда столь точно характеризовала монаха, что зачастую он получал от нее свое название. Францисканцы носили пояс из веревки, их стали назы­вать «кордельерами» — «веревочниками» от французского слова «corde» — «веревка»; валломброзанцам их серая «униформа» дала название «серых монахов»; «бежевые братья» — братья милосердия в своих бежевых одеждах,

а форма их скапулиров повлекла за собой прозвище «брусочки», намекая на соответствующий геральдический элемент; кармелитов за их смешное при­митивное манто прозвали братьями-сороками; скапулир из мешковины кающихся братьев объяснял, почему их величают «мешками»; сервитов Пресвятой Девы за их одеяния прозвали «белоризцами»...

Были и другие отличительные признаки: одни монахи путешествовали только пешком, другим разрешалось ездить верхом, однако, как у госпита­льеров Сент-Антуана из Вьеннуа, при условии, что на шее лошади будет привязан колокольчик.

Первые монахи-бенедиктинцы были одеты в коричневое, вернее сказать, в рыжее; затем цвет их облачений стал черным — цветом покаяния, траура и смирения. Но это также и цвет чистоты, ибо на нем сразу заметны пятна! Лишь только в германских и англосаксонских землях, где, вероятно, испы­тывали трудности с тканями черного цвета, продолжали носить каштановые оттенки. Но все же черные одежды предпочитали многие: гранмонтанцы, сервиты, монахи Фонтевро, конгрегации Тирона (первоначально имевшие одеяния пепельно-серого цвета), августинцы, кармелиты. Цистерцианцы же, напротив, назывались «белыми монахами», поскольку их одежда шилась из неокрашенной шерсти (скорее все-таки серой, поскольку именно такой цвет чаще всего изображен на миниатюрах). Один автор описывает этих монахов как «стаю чаек, сияющих снежной белизной».

Босиком ходили еремиты, первые францисканцы, кармелиты и домини­канцы, иезуаты, авелланиты, камальдолийцы, монахи конгрегации Флор и др.

Монахи аббатства Бек снимали обувь в монастыре с начала октября до Пасхи. Кармелиты, называемые босоногими, ходили в холщовых туфлях на веревочной подошве. «Мешки», или иезуаты (походившие достаточное вре­мя босиком), апостольские бедняки, оливетанцы носили деревянные сан­далии, а трапписты — сабо. Бернардинцы ходили «на босу ногу», т.е. без чулок, но в цокколли — башмаках на деревянной подошве, позаимствован­ных у местных крестьян. Отсюда их прозвище: zoccolanti.

Во всех орденах старую обувь раздавали бедным. Это происходило в оп­ределенный день, часто на Пасху. Также поступали и с одеждой. У бригит-тинов после смерти монаха его носильные вещи раздавались неимущим. Некоторые удивляются такой щедрости в условиях постоянной бедности и нехватки. Но не нужно забывать, что, поступая таким образом, монахи тво­рили милостыню — и одеждой, и пищей, и приютом путников. К тому же их одежда и обувь, в общем-то, мало стоили, если принять во внимание де­шевый труд в монастыре и многочисленность монахов. Кроме того, монахи носили свою одежду и днем, и ночью часто на протяжении целого года, и довольно заманчиво было сменить ее на новую.

Сокращено и адаптировано по источнику: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X—XV вв. М., 2002.

РАЗДЕЛ III








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1060;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.