Счастье и смысл жизни. ощущения, моменты самоиспытания, творчества, сильные неординарные переживания
ощущения, моменты самоиспытания, творчества, сильные неординарные переживания. Жизнь совсем без приключений неинтересна так же, как фильм, в котором ничего не происходит. Но каждое происшествие — это нарушение спокойствия, сложившегося баланса сил и отношений. Иной вопрос, что фундаментальные крушения, невосполнимые потери и прочие тяжелые удары делают жизнь несчастной. Видимо, дело как всегда в мере. Приключения и борение необходимы для счастья ровно настолько, насколько они не разрушают динамической гармонии жизни, а способствуют ей. Это как острая приправа, добавленная в диетический питательный суп. Без приправы он полезен, но безвкусен, а передозировка остроты делает его вообще несъедобным.
Разговор о счастливой жизни может касаться актуально проживаемого периода, однако нередко он носит итоговый характер. Была ли жизнь господина N счастливой? Очевидно, можно сказать, что она была счастливой, если добро в ней преобладало над злом, если трудности, потери и разочарования не лишили N способности радоваться бытию и быть довольным. Счастье как итог жизни означает положительную оценку жизненного баланса. Объективное и субъективное выступают здесь в единстве.
Можно ли включать смерть — ее время и характер — в оценку жизненного баланса как счастливого или несчастливого? Думаю, что да, когда другие дают оценку чьей-либо завершившейся жизни. Смерть может быть ранней, и тогда о полноте счастья говорить не приходится, ибо ранняя смерть обрывает ряд важнейших жизненных линий и не дает человеку полностью реализовать себя и в достаточной степени порадоваться миру. Смерть может быть мучительной и унизительной, тогда она оказывается поистине черной кляксой в конце достаточно счастливой и радостной жизни. Так обстоит дело, когда мы оцениваем чужую завершившуюся жизнь извне. Но пока че-
Лекция 7
ловек жив и сам дает оценки своему бытию, смерть вообще не входит в круг рассматриваемых им явлений.
Думаю, было бы чрезвычайно радикальным оценивать любую человеческую жизнь как несчастливую только потому, что каждому человеку предстоит умереть. Смерть — такое же естественное условие нашего бытия, как и рождение. Человеческое представление о счастье соотнесено с необходимостью смерти как неизбежности, оно совпадает с представлением о счастливо прожитой жизни, о радостном прохождении всех жизненных этапов и органичной связи индивида с предшествующими и последующими поколениями.
2. Другая позиция связывает счастье с представлением об удаче, фортуне, счастливом стечении обстоятельств. Можно сказать, что речь идет в данном случае о том пути, который ведет к обладанию благами. Люди далеко не всегда получают все сразу, а проходят долгий извилистый путь, иногда тратят целую жизнь на то, чтобы приобрести желаемые ими блага, те самые, за которыми для них маячит призрак счастья—обладания. В данном случае счастье—удача понимается как максимально легкий путь, не отягощенный препятствиями, как естественное и благоприятное стечение событий. Когда все помогает осуществлению намеченной цели, можно считать, что человек находится в ладу с действительностью, что он правильно выбрал и свою цель, и способ действия, призванный к ней привести. Если же одни трудности громоздятся на другие и путь к цели не усыпан розами и тернист, есть причина задуматься о том, верно ли избрана цель, принесет ли она искомое счастье.
Сама по себе серия неудач, переживаемых как несчастье, может быть указанием на то, что от привычного, вымечтанного образа счастья стоит, подумавши, отступиться, ибо его воплощение в жизнь не принесет удов-летворения. Чересчур большие объективные препятствия указывают на чрезмерную субъективность стремления, на
8* 227
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 777;