Счастье и смысл жизни. его волюнтаризм и потенциальную разрушительность для самой личности
его волюнтаризм и потенциальную разрушительность для самой личности. Так, в жизни и в литературе мы неоднократно можем встретиться с ситуациями, когда человек, долго надрываясь для достижения счастья—обладания, получив искомое, остается глубоко неудовлетворенным и разочарованным. То, чего он добился ценой величайших жертв и усилий, обнаруживает свою несостоятельность, непохожесть на ту цель, о которой мечталось. Например, влюбленная пара, преодолевшая много препятствий, разрушившая свои прежние семьи, сойдясь для совместной жизни, обнаруживает, что обыденность отличается от романтической любви, а характеры каждого не настолько хороши, как виделись издалека. Или тот, кто терпеливо добивался социального статуса, славы и почета, обретя искомое, чувствует только разочарование и опустошение. После такого рассеивания миражей пересматривается и пройденный путь. Если искомое счастье—обладание было не достигнуто влюбленными из нашего примера, то вряд ли можно считать удачей саму их встречу, положившую начало развалу прежних отношений. Точно так же отдельные удачи на пути к славе начинают видеться разочарованному как обманные ловушки, завлекшие его в тенета ненужной суеты.
Вопрос о счастье—удаче связан с другим вопросом: а можно ли вообще стремиться к счастью как к цели? Виктор Франкл полагает, что нельзя. И здесь мы вновь неизбежно касаемся вопроса о субъективном переживании. Ощущение счастья, так же как радость и удовольствие, — это эпифеномен (побочный продукт) стремления к иным содержательным целям, имеющим для нас смысл. Например, можно стремиться написать художественное произведение и при этом испытывать творческий подъем и чувствовать себя счастливым. Однако радость и удовольствие, сопровождающие работу, появляются спонтанно, независимо от наших стараний и усилий, они приходят сами по себе. Если же делать наоборот, очень
Лекция 7
стараться испытать чувство творческого подъема и удовольствия, а для этого применять такой прием, как писательская работа, то вряд ли что-нибудь получится. Сосредоточение на переживании счастья заставляет само счастье мгновенно испаряться. Т. е. можно сказать, что реально мы способны стремиться лишь к объективной стороне счастья—обладания: к фактическому здоровью, благосостоянию, социальному статусу, к браку и контактам, которые извне принято считать хорошими Однако обладание объективными составными счастья еще не гарантирует действительной счастливости, которая всегда существует как внутреннее состояние человека, как актуальное переживание: радость, удовольствие, наслаждение, ощущение осмысленности собственной жизни, ее важности и интересности.
3. В соответствии с третьей позицией, счастье — очень мощные, глубоко впечатляющие позитивные переживания, накладывающие отпечаток на всю последующую жизнь человека. Эти переживания могут явиться к индивиду в самые разные моменты его жизни: в час творчества или в час любви, в момент посещения храма или при обычной прогулке, когда мы созерцаем природу и приобщаемся к ней. Известный западный психолог и философ XX в. Абрахам Маслоу назвал эти моменты пиковыми переживаниями.
Пиковые переживания представляют собой состояния чистой радости, самоцельные и самоценные, которые не служат для достижения чего-то другого. Это самодостаточный опыт. Человек испытывает сильнейшие позитивные эмоции просто от того, что живет, от того, что видит вокруг себя или познает, от общения с тем, кого он любит. Это счастье прямого приобщения к Бытию, глубоко бытийная радость. В такие моменты люди забывают о целедостижении, о стремлении преобразовать и переделать мир, внести человеческий порядок в окружающий хаос. Мир предстает в такие минуты как гармонич-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 877;