Счастье и смысл жизни. туальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объективно он физически и морально разрушается
туальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объективно он физически и морально разрушается, не реализует заложенных в нем возможностей, разрывает свои реальные связи с другими людьми. Субъективное удовольствие при объективном распаде не может быть названо счастьем, это лишь иллюзия, морок, мираж.
Поэтому отсутствие объективных составных счастья делает человека, живущего повседневной жизнью, несчастливым. Нищета, тяжелые болезни, отсутствие заботы близких и возможностей самореализации делают несчастным даже того, кому от природы дан веселый и благожелательный нрав.
В то же время субъективная сторона счастья играет не меньшую роль. Эта субъективная сторона не сводится только к ощущению физического комфорта, хорошего настроения, радостей и чувственных удовольствий. В субъективное переживание счастья входит и удовлетворенность собой в связи с моральными критериями. Индивид может недополучить психологических «поглаживаний», развлечений и удовольствий, но он может считать,, что честно выполнял свой долг, что совесть его чиста как перед собой, так и перед другими людьми. Он может испытывать спокойствие и радость от того, что успешно трудится, творит и по мере сил делает добро другим людям. Очень важно для субъективного переживания и осознания счастья понимание того, что ты честен с самим собой и твои дела, служащие предметом гордости и удовлетворения, — не фантазия, не фикция, а реальность.
Быть счастливым — значит чувствовать себя таковым, но чувствовать с достаточным к тому основанием. Когда индивид эмоционально положительно оценивает себя, других людей, мир в целом, когда он постоянно переживает подъем, радость, удовлетворенность от реальных деяний и отношений, можно сказать, что он счастлив.
__________________________________ Лекция 7
Большое значение для переживания счастья имеет спо-собность человека радоваться тому, что он делает и чего достиг. Доволен бывает тот, кто умеет довольствоваться. Непомерные амбиции, завышенные претензии, вечно голодное самолюбие, замешенное, как правило, на неумении реализовать себя, делают несчастливым даже личность, внешне успешную по всем социальным меркам. Точно так же действует заниженная самооценка, депрессивное, темное мировосприятие.
В этом смысле для обычного человека остается загадочным понимание счастья аскетами и монахами, обращенными к Богу. В мирском смысле они несчастны — оборваны, голодны, лишены собственности, одиноки. В плане мировосприятия они сознательно отвергают удовлетворенность собой, образец которой описывает нам А. С. Пушкин: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой». Христианский монах — это человек, собой глубоко недовольный, переживающий свою бесконечную грешность, терзающийся падшестью. Любой невинный проступок вырастает для него в личную трагедию, поэтому он не может быть в общечеловеческом понимании счастлив не только объективно, но и субъективно. Да монах и не ищет обычного земного счастья. Счастье людей, обращенных к Богу, радикально отличается от счастья повседневности и выражается в особых экстатических состояниях, о которых мы поговорим позже.
Обладание социально-признанными составными счастья и активное переживание их как радостных и приятных не означает владения счастьем как вещью. Счастливая жизнь — процесс подвижный, изменчивый, включающий в себя противоречия, борьбу, преодоление трудностей. Статичное безоблачное счастье, понятое как простая беспроб-лемность, очень быстро перерастает в скуку. Да-да, индивид, у которого все есть, быстро начинает скучать и тяготиться своим почти райским состоянием. Для настоящего живого счастья необходимы перемены, острые
Зак. 49 225
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 817;