Влюбленность и любовь. Увы, модус «иметь» все время указывает нам на ту реальность, в которой мы живем
Увы, модус «иметь» все время указывает нам на ту реальность, в которой мы живем. Ну а что же такое «любовь в модусе быть»?
Для Э. Фромма «любовь в модусе быть» означает свободное самопроявление одной личности рядом со свободным самопроявлением другой. Такая любовь не давит и не тиранит, она ценит и уважает индивидуальность Любимого, заботится о ее развитии, в то же самое время не забывая себя, сохраняя солидную долю внутренней автономии, разумную дистанцию. Это любовь свободная и радостная, потому что она включает элемент игры и не забита в железные схемы. Она открыта для перемен. Тот, кто любит «в модусе быть», не пытается навсегда сохранить любовь такой же, какой она была в первые дни встречи. Любовь, как сама жизнь, течет и изменяется, на смену прежним чувствам приходят новые, но тоже добрые и открытые. Можно сказать, что такая любовь — постоянное сотворчество. Заботливость в ней не бывает обременительной, ответственность за другого — тяжелой ношей. Конечно, такая любовь далека от жарких разрушительных страстей, которые порой принимаются за любовь, но тем она и хороша. «Любовь в модусе быть» не претендует на владение другим, она дает ему дышать, развиваться, радоваться всему миру, «выполнять себя». Это любовь без ревности. В то же время сострадание, жалость, сочувствие присутствуют в ней в полной мере, так же как и помощь Любимому. И все лучшие черты бытийной любви тесно связаны с общей благожелательностью к человечеству и людям.
« Где же это встречается такая идеальная любовь? — может спросить читатель, — и как она возможна, ведь люди не в состоянии порхать друг возле друга, просто кружась в потоке бытия! У них есть обязанности, проблемы, дети, общие задачи. Они должны сохранять семью и не могут позволить своим и чужим чувствам меняться абсолютно произвольно!» Я вполне соглашусь с этой тирадой. Если
Лекция 6
«любовь в модусе иметь» — вполне реальное отношение, то чисто бытийная любовь — скорее, идеал. Что касается реальной жизни, то в ней у разных людей доля облада-тельности и бытийности бывает разной, но обладатель-ность в какой-то мере присутствует всегда. Мало кто способен совсем не ревновать и не страдать, если Любимый отворачивается от него и уходит к другим людям. Мало кто может совсем спокойно отнестись к росту автономии Любимого. Мы всегда хотим, чтобы тот, к кому повернуто наше сердце, душевно и эмоционально зависел от нас. И тем не менее, «бытийность» в любви — это ее драгоценная сердцевина, которая, собственно, и делает любовь любовью, а не корыстным и мелочным господством. Чем больше в любви доля «бытийности», тем краше и лучше любовь, тем больше она приносит душевного удовлетворения и помогает любящим в их жизни и развитии.
6. Эгоизм и «любовь к себе»
Последний вопрос, которого мы коротко коснемся, говоря о любви, это вопрос, можно ли любить себя? Не является ли любовь к себе эгоизмом, низким, недостойным чувством?
Дело в том, что в обыденном сознании между эгоизмом и любовью к себе часто ставится знак равенства. Однако многие современные авторы разводят два этих явления и даже противопоставляют их. Так, Э. Фромм считает, что эгоизм — гипертрофированная забота о себе в ущерб другим людям — это вовсе не любовь к себе, а неумение себя любить.
Разумеется, речь идет о любви как нравственном чувстве. В русском языке слово «любовь» имеет эротическую и «интенсивностную», чувственно-страстную окраску, поэтому выражение «любовь к себе» звучит странно. Известный русский философ XX в. М. М. Бахтин отмечал в своих работах, что мы можем любить только Друго-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1129;