Влюбленность и любовь. альным «героем», не только успешным, сильным и веселым, но и слабым, подавленным, несовершенным реальным человеком
альным «героем», не только успешным, сильным и веселым, но и слабым, подавленным, несовершенным реальным человеком, у которого есть свои проблемы и трудности. И мы принимаем его таким, потому что в любви естественно присутствует жалость, снисходительность, умение прощать, все то, что называют милосердием. Любимому, как бы он ни был совершенен и силен, часто нужна помощь, внимание, ласка и даже наше простое терпение. Без этого невозможно быть вместе, и если возлюбленные или супруги не умеют быть милосердны друг к другу, они как правило, скоро расстаются, скандально разбегаются, взаимно предъявляя обвинения во всех смертных грехах.
Милосердная каритативная любовь в индивидуальных любовных отношениях имеет еще один момент. Нельзя по-настоящему любить друг друга, если при этом отсутствует доброжелательное любовное отношение ко всем остальным. В таком случае это эгоизм вдвоем, а не любовь. По сути своей он является конфронтацией со всей реальностью, которая мыслится как чужая и враждебная. Но люди в этом случае оказываются в зависимости друг от друга. Они не свободны, а связаны, как два заговорщика, своим заговором против всех. Но ситуация взаимной несвободы тягостна и легко разрушима. Как только любой из подобной пары надоедает другому и перестает быть страстно любимым, он тотчас переходит в разряд частицы враждебной среды и вместо любви Принимает на себя весь удар неприязни и ненависти. Истинная любовь всегда шире, чем любовь к данному, избранному человеку. Благожелательство к миру вообще как бы создает тот позитивный эмоциональный фон, на котором способно расцвести настоящее индивидуальное чувство.
Третий ракурс в рассмотрении бескорыстия и облада-тельности в любви прекрасно проанализирован в творчестве Э. Фромма. В работе «Иметь или быть» он говорит о «любви в модусе быть» и «любви в модусе иметь».
Лекция 6
«Любовь в модусе иметь» — это, собственно, и есть любовь обладательная. Она предполагает отношение владения другой личностью, т. е. рассмотрение ее по аналогии с вещью. В нашей повседневной жизни мы редко задумываемся о том, сколь велик момент обладательнос-ти в привычных нам отношениях. Обладательность выражается, во-первых, в доминировании над другой личностью, во-вторых, в контроле над ее поведением, и в-третьих, в возможности эксплуатировать другого, использовать его как средство. Все эти черты широко присутствуют в том, что мы обычно именуем любовью, хотя подобная «любовь» резко отличается от тех благородных, великодушных и уважительных отношений, о которых мы уже говорили на предыдущих страницах.
Стремление безраздельно доминировать нередко считается нормой поведения как со стороны властных мужчин, так и со стороны амбициозных женщин. Один из мыслителей XX в. прямо высказался о том, что любовь — это долгая борьба во тьме за превосходство и первенство и лишь затем успокоение. Любовь в этом случае мыслится как самоутверждение за счет укрощения, подавления и унижения другого. При этом полагается, что если мужчина действует прямой силой, то женщина прибегает к хитрости и коварству. При подобной борьбе отношения становятся амбивалентны (двойственны), превращаются в любовь-ненависть, во взаимное страдание. Случается, что люди всю жизнь ведут бои местного значения, кто кого одолеет в схватке характеров, в борьбе сознаний. В семьях подобного рода к войне часто подключаются дети, которые, в свою очередь, вырастают с убеждением, что любовь — это не ласка, забота и уважение, а психологический бокс, где то одна, то другая сторона празднуют временную победу. Победа, конечно, пиррова, это любовный проигрыш для обоих участников, а для детей вдвойне. Однако есть множество людей, для которых «мирное счастье» кажется
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1091;