Влюбленность и любовь. единственном противоречии, носящем нравственно-философский характер, но представленном в трех ракурсах
единственном противоречии, носящем нравственно-философский характер, но представленном в трех ракурсах. Это противоречие между бескорыстностью и обладатель-ностью.
Исследуя это противоречие, мы последуем за тремя разными авторами, комментируя и интерпретируя их точки зрения, выявляющие различные грани бескорыстия и обладательности. Представление о бескорыстной любви (агапе) и обладательной любви (эросе) идет из античной древности, от диалогов Платона, но в наши дни этот сюжет приобрел как бы второе дыхание, он фигурирует у многих современных мыслителей, занятых этическими проблемами. Следует сразу подчеркнуть, что в реальном поведении людей присутствуют и моменты обладательности, и моменты бескорыстия, просто в разной мере. Теоретический подход позволяет нам вычленить эти противоположные стороны любви в чистом виде, но не стоит ни на минуту забывать о том, что в жизни они связаны и переплетены.
Итак, следуя рассуждениям английского автора Клай-ва Льюиса, мы можем выделить такие виды любви, как любовь-дар и любовь-нужда, где первая представляет собой полюс бескорыстия, а вторая тесно связана с обла-дательностью. Любовь-дар — это та бесконечно щедрая, безоглядная любовь, которой Господь Бог любит людей и сотворенный им мир. По убеждению представителей самых разных религий, а также согласно эзотерическим учениям, Бог создал мир лишь затем, чтобы любить его и даровать ему блаженство и радость. Сообразно взглядам христианства, Бог есть полнота, абсолютная безущербная целостность, он — само бытие, и создание им мира — акт его свободы, бескорыстный дар, проявление великодушия. В соответствии с целым рядом оккультных представлений, Бог не творит мир, а сам воплощается в нем, принося таким образом самого себя в жертву. Но это радостная, счастливая жертва, Бог не ограничен ни-
__________________________________ Лекция 6
какой конкретной формой, и потому он дает жизнь мириадам разных форм. Бог дает людям все, что они есть и чем владеют, он держит их в бытии и ничего не просит в ответ. Любовь-дар, примененная к человеку, — это любовь максимально дающая и ничего не требующая для себя самой. Она возникает от избытка душевных сил, эмоций, деятельных способностей. Любовь-дар изливается человеком на Любимого и на других людей и не просит благодарности, она полна сама собой и разбрасывает свои богатства, не заботясь о возможности исчерпаться. Да она и не может исчерпаться, потому что так любить способен лишь человек, открытый для высших сил и постоянно черпающий свое духовное и эмоциональное богатство из бездонных кладовых самого бытия. В ситуации обыденности ярким примером любви-дара является любовь матери к своему младенцу, для которого она представляет целую вселенную и которому она дает жизнь, питание и тепло.
Любовь-дар предполагает огромное внутреннее богатство любящего, который может отдавать, не требуя компенсации, не настаивая на ответе, не надеясь на взаимность.
Любовь-нужда — прямая противоположность любви-дару. Она происходит от нашей слабости, неуверенности в себе, боязни пропасть без сильной и доброй поддержки. Любовью-нуждой верующий любит Бога, и такой же любовью ребенок любит мать. Любя кого-либо любовью-нуждой, человек при помощи другого достраивает себя до целостности, избавляется от тревоги и страхов. Тот, кто слаб и зависим, крепко держится за Любимого, старается владеть им, никуда от себя не отпускать. Он страшится потери и всячески караулит свою опору, боясь, что ее похитят, отберут.
Моменты дарственности и нужды присутствуют практически во всех межличностных любовных отношениях. И это понятно. Даже самый лучший человек — не Гос-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 812;