Влюбленность и любовь
не следует моментального разочарования, то, скорее всего, нам выдалась счастливая возможность действительно полюбить, увидеть нашего избранника «таким, как его задумал Бог». Дело в том, что любящий глаз не останавливается на одной лишь эмпирической реальности, он способен заглянуть в глубину, увидеть в Любимом его лучшие возможности, которые пока не реализованы, уловить его тенденцию к духовному, интеллектуальному и эмоциональному росту. Известный немецкий философ XX в. Макс Шелер замечал по этому поводу, что любовь видит не эмпирическое бытие другого, а его сущность. Любовь — это бережное проникновение в загадку чужой субъективности, она не ослепляет, а, напротив, делает человека зрячим, открывает личность другого.
Безоговорочное принятие Любимого, разумеется, не сводится к любованию его умом или способностями. В любви человек воспринимается целиком, не только как духовное, но и как телесное существо с присущей ему внешностью, манерой поведения, мимикой, жестами. Здесь нет жесткого разделения на материальное и идеальное, Пюбимый так же неповторим в чувственном отношении, как и в отношении личностном.
В идеале переживание любви является взаимным, любовь тогда полноценна, когда она имеет адекватный ответ другой стороны. В этом случае происходит как бы взаимослияние душ, их счастливое гармоническое соединение. При этом индивидуальности не растворяются друг в друге, напротив, каждый из любящих сохраняет свое собственное лицо, свою неповторимость. Происходит лишь взаимное обогащение, из которого является новое качество — качество отношения. Конечно, в реальной жизни любовь чаще всего бывает «несимметричной», один из любящих чувствует сильнее и ярче выражает свои переживания, но это не мешает любви, а лишь придает ей остроту и сложность.
Откуда берется потребность в переживании любви? Известный психоаналитик Эрих Фромм считает, что чело-
Лекция б
век в силу наличия у него сознания очень остро переживает свою отьединенность от мира, свое онтологическое одиночество. Осознавая свою особость и свою смертность, он испытывает экзистенциальную тревогу и страх, ощущает беспомощность перед силами природы и общества. Именно поэтому он так сильно жаждет единения с миром и другими людьми, хочет быть принят, признан, утвержден теми, кто не есть он сам. Ему необходима опора.
Человек, говорит Фромм, ищет разные способы соединения с миром. Он пытается идти по пути экстаза: ищет самозабвения в оргиях, применяет алкоголь и наркотики. Однако при этом мощные переживания и страстные состояния, размывающие границы «я», очень крат-ковременны, к тому же они разрушают организм человека и плохо влияют на его психику.
Второй путь к единству с другими основан на подчинении группе. Можно стать частью племени, семьи, рода, народа, государства. Люди сами охотно подчиняются социальному диктату, их не надо так уж принуждать! Когда человек становится частью мощной консолидированной группы, это дает чувство спокойствия, он следует стабильному, однажды заведенному порядку. Однако, полагает Фромм, коллективное единство — лишь псевдоединство, оно предполагает равенство, понятое как одинаковость, а одинаковость стирает индивидуальность. Таким образом, ради слияния с коллективом следует отказаться от своей уникальности и своей собственной жизненной позиции.
Третий путь выхода из одиночества — творческая деятельность. Здесь человек нередко приходит в гармоническое единство с миром, и это единство зависит от него самого. Однако подобная счастливая возможность есть далеко не у всех (не все являются музыкантами, писателями, художниками!). К тому же, давая гармонию с миром как таковым, творчество не обеспечивает гармонии с людьми, не дает успокоения в межличностных отношениях.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1200;