Достоинство человека. ность, и, напротив, чем более человек унижен перед Богом, тем больше его надежда на прощение и спасение: «Сердце смиренное и сокрушенное Господь не
ность, и, напротив, чем более человек унижен перед Богом, тем больше его надежда на прощение и спасение: «Сердце смиренное и сокрушенное Господь не уничижит». Достоинство христианина состоит в понимании своей ничтожности перед лицом Бога, в осознании своей греховности, запятнавшей высокую богоданную природу. Только это позволяет надеяться на бесконечную милость Творца.
В светских отношениях средневековья понятие о достоинстве сливается с представлением о сословной чести. Священники и рыцари, дворяне и простолюдины имеют свой моральный кодекс и свой этикет. Крестьяне, составлявшие абсолютное большинство населения, находятся за рамками представлений о достоинстве. Это — смерды, презираемые знатью, которая стремится обращаться с ними как с неодушевленными предметами. В привилегированных сословиях порядок поведения оказывается строго расписан, и его нарушение является оскорблением для чести. Рыцарские сражения затеваются ради защиты чести, если кому-либо из рыцарей не было оказано должного уважения. Честь требует общения и заключения браков только в определенном кругу, выход за его пределы оказывается потерей достоинства. Прекрасной иллюстрацией к этому может служить знаменитое произведение Лопе де Вега «Собака на сене», в котором знатная госпожа влюбляется в своего красивого и умного секретаря, но готова пожертвовать любовью ради соблюдения чести: она не может позволить себе пасть столь низко, связавшись с простолюдином, и опозориться в глазах соседей-аристократов. Как мы помним, в пьесе любовь побеждает, прибегнув к хитрости, однако в реальной действительности все бывало не столь радужно, и множество судеб оказывалось разбито из-за страха уронить честь и заработать презрение равных.
Средневековье очень чувствительно к вопросам чести, достоинство здесь фактически перерастает в социальную гордыню, становится предметом крупных раздоров и поводом для грабежа, насилия и братоубийства.
Лекция 5
Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Могущество человека, его сила, свобода, способность к творчеству воспеваются в произведениях философов, поэтов, драматургов. Человек-гигант, человек-титан, человек-соработник Бога — так видят мыслители Возрождения образ человека, они связывают человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность — микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм (универсум). Люди не должны чувствовать себя униженными и грешными, они могут гордиться своими искусствами, завоеваниями и открытиями, они должны утверждать свое достоинство не только в аскетических подвигах и духовном служении, но и в плотских радостях, в полноценном переживании жизни. Правда, достоинство человека оборачивается его недостатками — неумеренными и необузданными страстями, оголтелой жестокостью, фантастической жадностью, кровожадной ненавистью. Но недостатки человека не роняют его достоинства, достоинства смелого, творческого и активного существа.
Впрочем, в сознании Возрождения сословные различия все еще сохраняются, так же как они сохраняются в обществе. В быту достоинство по-прежнему оказывается прерогативой родовитых, богатых и знатных. Лишь Новое время начинает рассматривать достоинство как принадлежность всякого индивида, а не только представителей определенных сословий. За всеми людьми, по крайней мере формально, признается право быть людьми и уважать себя. Но это происходит очень медленно, постепенно. Кантовское положение о достоинстве каждого человека — это уже XVIII век, а это не такие уж далекие от нас времена. Можно сказать, что достоинство как достояние всех и каждого — совсем недавнее явление в истории человечества. Более того, нам всем еще очень
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 731;