Достоинство человека. далеко до реального утверждения достоинства любого человека
далеко до реального утверждения достоинства любого человека. Однако каким же содержанием наполняется понятие достоинства при капитализме?
Возникновение и развитие капитализма ставит знак равенства между достоинством и инициативой, достоинством и умением извлекать прибыль.
Подлинным собственным достоинством обладает тот, кто не довольствуется положением наемного рабочего, очень тяжелым и унизительным в период первоначального накопления, кто не мечтает вечно выезжать на увядающем аристократическом авторитете, а проявляет смекалку, сообразительность, храбрость, чтобы утвердить себя как буржуа-предпринимателя. Достоинство приобретает и сохраняет человек, способный не просто получить по наследству богатство, которое будет таять с каждым днем, но умеющий многократно приумножить имеющееся. Стяжание богатства, делание денег, преобразование мира, дающее славу и прибыль — вот добродетели капиталистического сознания, его расшифровки слова «достоинство».
Лень, вялость, самоуспокоенность, созерцательность и даже стоическое хладнокровие, столь ценимое в античности, не составляют достоинства буржуазного человека. Он должен быть стремительным, активным, страстным, и не сердце его, а голова должна быть холодной, чтобы быстро и четко скалькулировать возможные выгоды и вероятные убытки. Формальное право на чувство собственного достоинства, с точки зрения рыночного общества, имеют, конечно, все (этим капитализм в корне отличается от иерархической сословности феодализма), но реальным достоинством обладают лишь экономически преуспевшие. Предпринимательский и финансовый успех есть та волшебная сила, которая делает человека достойным в глазах других и позволяет ему с полным основанием гордиться собой и себя ценить.
Буржуазная эпоха трансформирует понятие феодальной сословной чести. Честь становится не наследствен174
Лекция 5
ной, родовой, а индивидуальной и профессиональной: честью мастера своего дела, специалиста, преуспевающего предпринимателя. «Профи» — это умелец: ученый, организатор, финансист — важнейшая и уважаемая фигура в капиталистическом производстве. Итак: индивидуальная инициатива, богатство, успех — вот социальные составные «достоинства» в буржуазную эпоху.
Эти моменты являются ведущими для понимания достоинства и в сегодняшнем постиндустриальном обществе. Важно отметить, что достоинство придает человеку именно личная инициатива, его собственные заслуги. Горд собой и достоин похвал индивид, который сделал сам себя, воплотил в успешных делах свои способности, преодолел препятствия, нашел хороших компаньонов и ловко нейтрализовал соперников и конкурентов. Важнейшим условием инициативы, а значит, и достоинства выступает свобода, поэтому разнообразным свободам личности юриспруденция западных стран уделяет так много внимания.
Чувство собственного достоинства с полным моральным правом испытывает нынче не просто свободный индивид, но тот, кто выражает в свободе свою индивидуальность. Современный человек ценит и уважает себя за то, что он не такой, как другие, за то, что он имеет собственное лицо. Это желание самоутверждаться через нетривиальность, необычность особенно ярко выражает себя на фоне процессов унификации, которые идут во всех развитых странах. Не поддаться обезличиванию, не стать игрушкой средств массовой информации, рабом изменчивой моды, выявить в себе свое, взрастить и проявить свою неповторимость — это пути к тому, чтобы чувствовать свою личностную ценность, чтобы уважать себя и ощущать достойным. Такой подход позволяет не сводить высокую самооценку только к наличию богатства и умению делать деньги. Люди проявляют себя по-разному, и их достоинство выражается в их оригинальности, своеобычности, неповторимости.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 966;