Достоинство человека. которая лишена сознания и воли и потому стерпит любое обращение
которая лишена сознания и воли и потому стерпит любое обращение. Достоинством обладает лишь тот, кто признан равноправным гражданином города-государства и с полным правом выполняет все гражданские обязанности.
Главные враги достоинства, присущего свободному человеку, это страх и надежда. Страх свергает индивида с пьедестала, делает его зависимым от воли других, жалким, эмоционально раздавленным. А быть жалким — неаристократично. Лучше зависть, чем жалость. Древнегреческие философы позднего периода считают жалость пороком и ставят ее в один ряд с такими негативными страстями, как страх, похоть и гневливость.
Бояться и быть жалким — значит уподобляться животным и рабам, существам бездуховным, зависимым от других, битым.
Надежда — оборотная сторона страха, это тщетная попытка избежать неизбежного, неумолимой судьбы, образ которой властвует над древнегреческим сознанием, это иллюзия, что можно скрыться от рока. Но иллюзия эта тщетна, и надеющийся на чудо жалок, он теряет мужество, с которым должен встречать все, что происходит. Поэтому достоинство страдает от страха и надежды. Настоящим героем, гордым и достойным всяческого уважения, является тот, кто неуклонно движется предначертанным ему путем. Ахилл убивает Гектора, зная, что вскоре погибнет сам, но он спокойно и достойно следует судьбе, не дрожа, не плача и не надеясь.
Тот, кто не боится, свободен. Он может уподобиться олимпийским богам и разразиться гомерическим смехом, возвышаясь над течением событий, над своей жизнью и даже своей смертью. В этой возможности гордого бого-подобия и состоит человеческое достоинство — выражение бесстрашия и спокойствия.
Средневековье и неотъемлемое от него христианское мировоззрение породили совсем иное представление о достоинстве человека. Прежде всего, христианство создает
Лекция 5
Tot эмоционально-смысловой центр человеческой жизни, которого не было в античности — представление о бессмертии души, о вечном спасении, о возможном рае и грозящем аде. Античность помещала всех в бесплотное и печальное царство Аида, самым разным людям предназначалась единая судьба — потеря земной полнокровной жизни. В христианстве положение радикально меняется: Христос способен дать благодать, принести счастливую вечную жизнь в противовес вечной гибели. Спасение души становится сверхценностью. Человек не может больше стоически спокойно относиться к перипетиям своей судьбы, потому что от нее зависит обретение им «драгоценной жемчужины» — вечной жизни. Эту драгоценность он должен искать сам, страстной обращенностью своей личности к Иисусу. Христианство акцентирует личность, индивидуальность в противовес слепому року античности. Христианин не может не бояться, ибо он действует на свой страх и риск и при этом не ведает будущего. Мучаясь сомнениями и озаряясь надеждами, он гадает: что ждет его — вечное райское наслаждение или страшная погибель и адские муки?
Именно поэтому содержание достоинства становится принципиально иным. Достоинством является приобщенность к Богу, та причастность к первоистоку всего сущего, которая дана человеку самим Творцом в акте неизъяснимой благодати от бесконечной доброты и щедрости Всевышнего. Человек обладает свободной волей, подаренной ему Богом, и этим он отличается от всех других существ. Однако, получив этот великолепный дар, люди запятнали себя грехом, и их уделом стали стыд и вина. Поэтому человек не может гордиться собой перед миром, взирать на действительность с высоты своего индивидуального достоинства, не может высоко ценить себя. Любые заслуги христианина конечны, вина же его бесконечна. А это значит, что чем больше человек гордится своими земными делами, тем более довлеет над ним первородная грехов-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 760;