Человек свободный и ответственный. обратил бы внимания на призывы о помощи
обратил бы внимания на призывы о помощи. Тонет? Ну и пусть себе! Поэтому поведение, мотивированное корыстью, нельзя считать добром. «Зато человек жив; — может возразить на это прагматик. — С корыстью или без корысти, а лежать бы ему на дне, если бы не наш удалец! Разве не благо — спасенная жизнь? А ваша добрая воля столько в мире напортачила, что и не счесть! Недаром говорят, что благими намерениями вымощены дороги в ад».
Что ж, прагматик тоже по-своему прав...
Суть, наверное, в том, что оценивать свободно совершенный поступок лучше всего в единстве его мотивов и результатов. Тогда есть возможность учесть и субъективно-нравственную сторону, так сказать, душевное добро, и сторону практическую — добро объективное. Лучше всего, когда и стремления были хороши, и дело отлично удалось.
Если же спросить себя, что предпочтительнее, добрые мотивы с плохими следствиями или плохие намерения с добрым результатом, то окажется, что хрен редьки не слаще. Впрочем, в нашем посюстороннем эмпирическом мире добрый практический результат, быть может, отчасти компенсирует дурные мотивы. Предположим, кто-то хотел создать жуткую отраву, а изобрел спасительное лекарство. Согласитесь, это лучше, чем наоборот: желал осчастливить человечество, а создал смертельное оружие. Даже в эзотерике, когда речь идет о пользе, принесенной другим людям, субъект, эту пользу принесший, может рассчитывать на материальную обеспеченность в следующем воплощении. Предположим, какой-нибудь богач не по мотивам добра, а ради собственной славы помогает детским домам. Так вот, он, согласно оккультному учению, в следующей жизни не будет знать бедности — он все-таки объективно творил добро. Такая она сложная, наша жизнь — субъективное в ней оборачивается объективным и наоборот, добро — злом, зло — добром...
На этом мы завершаем разговор о свободе и ответственности, хотя тема эта поистине неисчерпаема.
Лекция 3 МЕЖДУ ДОЛГОМ И ВИНОЙ
Суровый мир долга
С понятиями свободы и ответственности связано целое гнездо этических категорий, выражающих реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них — долг.
Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, так как он тесно связан с другими людьми и в значительной степени зависит от них. Поэтому он обязан с ними считаться и корректировать свои действия и поступки в соответствии с некими надличностными требованиями. Долг — это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.
Поскольку долг — проявление необходимости, постольку его выполнение предполагает отказ от собственного выбора, согласие с теми требованиями, которые содержатся в императивах долга. Долг только тогда становится собственно нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг — это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению. Следуя долгу, мы всей душой признаем приоритет более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.
Если выражаться высоким стилем, то можно сказать, что целью поведения, сообразного долгу, выступает сама добродетель, а не удовольствие индивида. Выполнять долг
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 534;