Неизвестность времени Второго пришествия. Признаки Второго пришествия.

24.1 Нравственная теория спасения: происхождение, главные положения, представленность в православном богословии, сильные и слабые стороны. Другие теории искупления.

Оппозиция юридической теории Ансельма - Петр Абеляр (XII в.).

Смерть Христа имела чисто моральное значение, так как осязательно выразила любовь Божию к людям, и через это и в них самих спасительную любовь к Богу.

В искупительном подвиге Христа Спасителя основное внимание здесь обращается на этическую сторону – через преодоление всех искушений, через послушание Отцу Христос являет высочайший пример для подражания.

Догмат Искупления митрополит Антоний (Храповицкий) возводит в откровенную ересь: сущность Искупления – в явлении сострадательной любви, и главный момент, когда совершается наше Искупление, есть Гефсиманское борение, моление о Чаше, а Крест есть не более чем иллюстрация той тайны, которая совершилась в Гефсимании. «Должно думать, что в ту гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяли всех падших людей, в числе их многих миллиардов, и оплакали с любовною скорбью всякого в отдельности, что, конечно, было допустимо только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление». Таким образом, митрополит Антоний отступает от святоотеческого мнения, что Гефсиманские страдания Христа были вызваны страхом предстоящих мучений и смерти, что есть проявление Его человеческой воли. А само искупление состоит в искупительном страдании Христа, в котором проявляется Его сострадательная любовь к человечеству. Вершиной этого страдания является Гефсимания.

Телесные муки и телесная смерть Христовы нужны, прежде всего, для того, чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий.

Согласно мысли митрополита Антония природа – есть «некая реальная сущность, реальная сила, действующая в отдельных лицах». Природа едина, а не только одинакова. Это одинаково как в отношении к Божеству, так и к человечеству («человек един» - свт. Григорий Нисский). Сознание резкой отдельности одной личности от другой в настоящее время есть явление ненормальное, порожденное грехом (грех «рассекает естество» - свт. Василий Великий). Но признаки этого единства проявляются и теперь в любви (материнской, супружеской), а также в безличной, с которой каждая человеческая личность принуждена считаться.

Силою Своей состраждущей любви Христос «рассекает установленную грехом преграду между людьми», «Своей человеческой природой соединяется с каждым человеком и восстанавливает первобытное единство естества». «Соединение с нами природы Христовой (по Его человечеству) именуется благодатью, особенно вливающейся в нас в Таинствах, достойно принимаемых»

. «Нравственное возрождение человека происходит всегда под воздействием со стороны», в чем и состоит действие силы сострадательной любви.

Желая отвергнуть «юридическое» истолкование первородного греха «как осуждения всех из-за Адама… помимо вины каждого из них», он приходит к отрицанию зависимости греховного состояния человечества от греха Адама. «Адам был не столько виновником нашей греховности, сколько первым по времени грешником, а если бы мы не были его сынами, то все равно согрешили бы» Бог дает потомкам Адама уже падшую природу, так как Он предвидит их будущие грехи.

Положительной стороной нравственной теории Искупления прежде всего является критика крайностей юридической теории.

Представители этого направления богословской мысли убедительно показали, что основные термины, на которых основывается юридическая теория (удовлетворение, заслуга, оскорбление) не имеют основания в святоотеческом богословии, и с их помощью тайну Искупления выразить невозможно.

Сторонники нравственной теории сумели показать, что юридическая теория интересуется, прежде всего, изменением отношений между Богом и человеком вследствие Искупления, но при этом недооценивает субъективный момент Искупления, а именно то изменение, которое происходит с самим человеком.

Критики юридической теории также справедливо отмечали, что дух юридизма в учении о спасении отрицательно влияет на духовную жизнь человека. Патриарх Сергий считал, что юридическая теория искажает в сознании человека самый образ Бога: сущность христианства оказывается искаженной при юридическом жизнепонимании; теряется возвышенность и духовность представления о Боге. Деформируется в сознании верующих и образ Христа.

сильна критикой юридической теории, оттенением еенеудачных сторон, но слаба положительным содержанием. Жертвенный подвиг Спасителя мира является более показательным образцом, иллюстрацией той жизни, о которой заповедал нам Христос, чем спасающей и существенно необходимой для нашего спасения Голгофской жертвой. Совсем непонятно и спасительное значение для нас Воскресения Христова.

В нравственной теории искупления догматизируются не юридические отношения между человеком и Богом, как в юридической теории искупления, а закон психического взаимодействия, нравственный пример Христа. Но для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового образа жизни сам по себе не может исцелить больного, для этого нужны иные средства.

Брань антихриста с царством Христовым. Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых, его действительность. Всеобщность и одновременность воскресения умерших. Изменение живых. Хилиазм и его опровержение.








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1132;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.