Католическое учение о чистилище
Это учение неразрывно связано с католической сотериологией вообще. Католическое богословие различает: вину греха и наказание за грех. Если человек приносит покаяние за грех, то в общем случае ему прощается вина греха и помимо того, что он покаялся, должен понести некоторое наказание и таким образом принести за свой грех удовлетворение (satisfactio) Богу.
Чистилище у католиков оказывается неким средним местом, промежуточной инстанцией между раем и адом, в которую попадают те, кто покаялся, но не принес в земной жизни Богу достаточного удовлетворения. Освобождение из чистилища происходит чисто механически по истечении определенного времени, но возможно и сокращение срока пребывания в чистилище через молитвы живых, молитвы Церкви, через принесение бескровной Жертвы, а также посредством индульгенций, которые усвояют грешникам сверхдолжные дела, сверхдолжные заслуги святых.
Чистилище и мытарства – вещи совершенно разные. Во-первых, учение о мытарствах в Православии, в отличие от учения о чистилище у католиков, не догматизировано; во-вторых, оно никоим образом не связано с представлением о каком-то удовлетворении Богу. Проходя мытарства, человек не приносит Богу удовлетворение, не отбывает наказание, а приводится к осознанию своего действительного нравственного состояния. Основная цель мытарств – это самопознание человека, приведение его к осознанию итога своего жизненного пути.
Пожалуй единственный логичный аргумент в пользу учения о чистилище – это известная притча о должнике: истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда (из темницы), пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5, 26) или: Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки (Лк. 12, 59). Но основывать на одной притче целое учение вряд ли возможно, тем более что притча эта имеет чисто нравственный характер.
23.1 Юридическая теория спасения: происхождение, главные положения, представленность в католическом и православном богословии, ошибка католического богословия, сильные и слабые стороны.
с XI в. на Западе появилась стройная юридическая теория Искупления. Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109).
Первородный грех есть преступление справедливого порядка, установленного Богом, и, следовательно, представляет собой оскорбление Божественного величия. Масштабы виновности определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны, то есть Бога. Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Однако конечность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, даже если все человечество в целом будет принесено в жертву ради удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп, дабы справедливость была удовлетворена. Христос был осужден на крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть ему доступ к благодати.
Cхоластические термины - «удовлетворение», «заслуга», «оскорбление», «уплата долга».
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1234;