Воскресение мертвых, его действительность
Воскресение – это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом.
Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов. 19, 25-27). Прообразом будущего воскресения: пророком Илией в Сарепте Сидонской (3 Цар. 17, 19), пророком Елисеем в Сонаме (4 Цар. 4, 29), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4 Цар. 13, 21). Пророк Исаия восклицает: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19); 2 Мак. 7, 9 сказано: Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной.
Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11, 24).
В Новом Завете: Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25); Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40).
Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 16-17), т.е. для апостола Павла Воскресение Христово – это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.
Всеобщность и одновременность воскресения умерших. Изменение живых. Хилиазм и его опровержение
Христос говорил о всеобщем воскресении: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 25-29). Изображение Страшного суда также предполагает всеобщность воскресения.
Об этом говорит и апостол Павел в речи перед правителем Феликсом: будет воскресение мертвых, праведных и неправедных (Деян. 24, 15).
Хилиазм - что будет два отдельных по времени воскресения мертвых: воскресение праведников, которые будут царствовать со Христом тысячу лет. Затем произойдет воскресение грешников и нехристиан, которые будут судимы. II Вселенском Соборе хилиазм был осужден. В Символе веры против хилиазма было добавлено – «Его же царствию не будет конца».
Основание хилиазма можно видеть в словах апостола Павла: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть (1 Кор. 15, 23-26). И в Апокалипсисе буквальные указания на это.
Слова ап. Павла во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его можно понимать, что Воскресение Христа предшествует воскресению мертвых (в том числе и Христовых, то есть христиан) во время Его Второго пришествия. Неверующие же не названы, но могли подразумеваться.
Касаясь Апокалипсиса, надо понимать, что это книга пророческая и глубоко таинственная, изобилующая образами.
Ко времени Второго пришествия не все подвергнутся телесной смерти. Тела оставшихся живых сделаются мгновенно нетленными, как и тела воскресших: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 51-55).
25.1 Основные библейские и святоотеческие сотериологические образы. Сотериологический образ Христос – Искупитель.
Юридический образ – это выкуп пленника или раба ценой Крови Сына Божия.
1. Образ пастырский, образ Доброго Пастыря, взыскующего и находящего заблудшую овцу.
2. Образ крепкого мужа, побеждающего разбойника или врага и отнимающего у него добычу.
3. Воинский образ, образ воина или полководца, разрушающего вражескую крепость, врата адовы, связывающего супостата.
4. Образ царя, побеждающего тирана, незаконно захватившего власть, и возвращающего себе царственную власть над миром.
5. Врачебный образ, образ доброго самарянина, врача, исцеляющего раны Своего народа.
6. Образ первосвященника, приносящего себя в жертву за человека.
7. Образ спасение через уничижение или образ Божественной хитрости.
8. Образ Второго Адама, совершающий дело, которое должен был совершить, но не совершил Адам первый, и возглавивший спасенное человечество, как Адам стал родоначальником, возглавителем человечества падшего.
Образ благовестителя, принесшего благую весть о спасении.
Сотериологический образ Христос – Искупитель.
Сам Господь сказал, что Он пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Искупление – это цена, или плата, за которую в Ветхом Завете первенцы, посвящавшиеся на служение Богу, освобождались от этого служения, рабы получали свободу, преступники получали освобождение от наказания.
Образ Искупителя редко употребляли в отличии от тройственного служения Христа (пророческое, священническое, царское), и образ второго Адама, и образ Божественной хитрости.
Будучи искупительной, эта Жертва носит как бы заместительный характер, в том смысле, что Он пострадал за нас, вместо нас. Мы, согрешивши, были приговорены Богом к смерти (Быт. 2, 17), а Он, распят был за нас при Понтийском Пилате и страдал и погребен (Символ веры), хотя как безгрешный не должен был страдать и умереть.
Буквальный смысл глагола «искупать» (lutro/w) заставлял раннехристианских богословов задумываться о том, кому Христос заплатил выкуп за человечество.
свт. Григорий Нисский - для того, чтобы искупить его, необходимо было заплатить диаволу компенсацию, выкуп; в качестве выкупа предложен был человек Иисус Христос; диавол принял Его в обмен на человечество, однако под «приманкой» человеческой природы Христа скрывался «крючок» Божества, Которое диавол не сумел удержать: так Бог обманул диавола (Большое огласительное слово).
Похожие мысли встречаются у сщмч. Иринея Лионского, бл. Феодорита Киррского, бл. Иеронима Стридонского, бл. Августина, свт. Льва Великого, свт. Григория Великого. Однако эти размышления Святых Отцов не следует догматизировать, поскольку они представляют собой пример свободной аллегорической диалектики и не претендуют на догматическую точность. Такие обороты речи у Святых Отцов появляются потому, что Искупление человека от греха для Сына Божия предполагает неизбежно борьбу с диаволом. В этой борьбе с диаволом, как и во всякой борьбе, естественно, имеют место какие-то особые приемы. И в качестве одного из таких приемов Святые Отцы рассматривают Крестную Жертву.
Свт. Григорий Богослов - Бог Отец тоже не нуждается в жертве Своего Единородного Сына, но принимает ее по домостроительству, то есть ради спасения людей от греха, чтобы человек освятился человеческой природой воплотившегося Бога.
Учение об искупительной жертве Спасителя как удовлетворении гнева Бога Отца, хотя и встречается у отдельных восточных авторов, не получила на христианском Востоке сколько-нибудь серьезной поддержки.
В споре, разгоревшемся в византийской столице в середине XII века, одна сторона утверждала, что искупительная жертва Сына Божия была принесена всей Святой Троице, и что Христос, в соответствии со словами молитвы, был и приносящим жертву и принимающим ее. Другая сторона настаивала, что, если Христос был и приносящим, и приносимым, то, следовательно, вводятся две самостоятельные ипостаси.
В соответствии с разными пониманиями смысла искупительной жертвы Спасителя было и два разных понимания смысла евхаристического приношения: одни утверждали, что Евхаристия приносится Богу Отцу, другие – что она приносится всей Святой Троице.
Рассмотрев оба понимания искупительной жертвы Христа Спасителя, Константинопольский Собор 1157 года пришел к следующему определению: «Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом… Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, Которыми человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает».
Догматические определения Константинопольских Соборов 1156–57 годов остаются сравнительно малоизвестными не только за пределами Православной Церкви, но и внутри православного мира. Между тем, они сохраняют свою значимость в качестве альтернативы западной юридической теории искупления и попытки объяснить догмат искупления в категориях, более привычных для богословской мысли православного Востока.
Слабые стороны образа Христос – Искупитель вытекают из его трактовки в узком смысле. В этом случае вытекает, что выкуп Христос отдает диаволу, договариваясь с ним за Свою смерть освободить людей от диавольского плена. Поэтому даже у Ансельма говорится о принесении Христом жертвы не диаволу, а Богу Отцу. Но в юридической теории Искупления у Ансельма есть совершенно несовместимые со смыслом этого образа, как он выражен в Священном Писании, положения об оскорблении Бога, о необходимости удовлетворения и т.д.
Поэтому сам образ Христос – Искупитель на Востоке трактуется широко: искупительный подвиг Спасителя включает в себя всю полноту Его служения: и пророческого, и священнического, и царского. Образ Христос – Искупитель дополняется у Святых Отцов и другими образами: образом Божественной хитрости, образом Доброго Пастыря, врачебным образом, образом второго Адама и др.
Тело воскресения и его свойства. Кончина мира. Страшный суд. Его действительность и образ совершения. Блаженное состояние праведников. Степени и вечность их блаженства. Состояние осужденных. Степени и вечность их мучений.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1654;