Установление таинства
Господь установил, после Воскресения: Мир вам... Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Сказал Апостолу Петру: И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19);
Засвидетельствовал всем Апостолам: Если (кто) и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 17-18).
Таинство это всегда существовало в Церкви со времен апостолов. Так, 52 правило святых апостолов гласит: «если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает – да будет извержен из священного сана. Ибо огорчает Христа, сказавшего: радость бывает на небе и об одном грешнике кающемся (ср.: Лк. 15, 7)».
Священнослужители являются только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает через них Сам Бог.
Свт. Амвросий Медиоланский: «Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, Который также отпускает их через тех, кому дал власть отпускать?» «Право это предоставлено одним священникам».
Бл. Августин: «Грех, если он совершен оглашенным, омывается крещением, а если совершен крестившимся, врачуется покаянием».
Свт. Иоанн Златоуст: «Отец… весь суд дал Сыну (Ин. 5, 22): теперь вижу, что Сын весь суд сей отдал священникам…»
Нет греха, который бы не мог быть прощен людям. Пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).
В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится ему (хулителю) ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).
Также говорится о «грехе смертном», о прощении которого не заповедано даже молиться (1 Ин. 5, 16). Наконец апостол Павел наставляет, что невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4-6).
Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, она состоит в нераскаянности грешников.
Епитимии
Под епитимией понимается запрещение или наказание (2 Кор. 2, 6), которое в соответствии с церковными правилами священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся христиан для лечения их нравственных болезней. Таковы, например, особо строгий пост, покаянные молитвы, соединенные с определенным числом поклонов и др. Основной вид епитимий, бывший в практике древней Церкви – отлучение от Причастия Святых Таин на некоторое время.
В древней Церкви существовал чин общественного покаяния для «падших», разделялись на четыре класса: «плачущих», «слушающих», «коленопреклоненных», «купностоящих»
Епитимии имеют характер наказания, но не в собственном смысле и не ради «удовлетворения за грехи», как учат римские богословы; это действия исправительные, врачебные, воспитательные. Их цель – углубить печаль о содеянных грехах и поддержать волю к исправлению.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 871;