Установление Таинства и совершение его в апостольские времена.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).
Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 23-25).
Приобщив учеников, Господь заповедал: Сие творите в Мое воспоминание. Эта жертва должна совершаться доколе Он придет (1 Кор. 11, 26), как наставляет апостол Павел, то есть до второго пришествия Господня.
И действительно, Евхаристия принята Церковью от первых дней, как величайшее таинство; установление ее сохраняется с наивысшим тщанием и благоговением. Она и совершается и будет совершаться до скончания мира.
Соединяясь со Христом в Евхаристии, верующие соединяются и друг с другом: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).
Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии. Термин «пресуществление».
В таинстве Евхаристии, – в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные Дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу: И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым – хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Духа Святого. После этого момента, хотя наши глаза видят на священной трапезе хлеб и вино, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это – истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса, только под видом хлеба и вина.
Таким образом, освященные Дары – это не только знаки или символы, напоминающие верующим об искуплении, как учил реформатор Цвингли. Не одним только Своим «действием и силою» («динамически») присутствует в них Иисус Христос, как учил Кальвин; присутствует не только в смысле «проницания», как учат лютеране (признающие соприсутствие Христово «с хлебом, под хлебом, в хлебе»), – но освященные Дары в таинстве прелагаются, или (термин более поздний) пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы, как сказал Спаситель: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55).
Послание восточных патриархов: «истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, явится на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа под видом и образом хлеба и вина.»
Веруем, что словом "пресуществление" не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо этого нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия. Но показывается только то, что хлеб и вино по освящении прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой божественности Единородного, но действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею».
Частные положения об образе пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах.
I. Он есть в этом таинстве всем существом Своим, то есть и душою Своею и самым Божеством Своим, которое нераздельно соединено с Его человечеством.
II. В каждой части и в малейшей частице Святых Тайн принимается причастниками весь Христос по существу Своему, то есть с душою и Божеством, как совершенный Бог и совершенный Человек.
III. Один и тот же Христос присутствует и преподается Телом Своим во всех храмах верных.
IV. Хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех Церквах, по освящении и по преложении его становится одно и то же с Телом, сущим на небесах.
V. После пресуществления остаются Телом и Кровию Господа навсегда. Хранение Даров: причастие больных, пусиынники и исповедники в древности.
VI. Cвятым тайнам Евхаристии надлежит воздавать ту же честь и поклонение, какие мы воздаем Самому Господу Иисусу Христу.
Отношение Евхаристии к Голгофской жертве.
Евхаристическая жертва не есть повторение Крестной Жертвы Спасителя, это – явление (актуализация) нам той самой Жертвы, тех самых жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных нашим Искупителем на крест. Голгофская жертва и жертва Евхаристии нераздельны между собою, составляя собственно одну Жертву; но одновременно и различаются между собою. Они нераздельны: это одно и то же благодатное дерево жизни, насажденное Богом на Голгофе, но наполняющее таинственными ветвями своими всю Церковь Божию и до конца веков питающее своими спасительными плодами всех ищущих жизни Вечной. Но они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется бескровной и бесстрастной, так как она совершается по Воскресении Спасителя, Который, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9); она приносится без страдания, без пролития крови, без смерти, хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти Божественного Агнца.
Значение Евхаристии как жертвы.
Она есть жертва хвалы и благодарения. Священнослужитель в тайной молитве вспоминает великие дела Божии, прославляет и благодарит Бога во Святой. Христиане, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...
Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. Преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал о нем: которое за вас предается, и, преподавая Свою Кровь, прибавил: за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Поэтому-то от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших.
Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во единое тело во Христе. Поэтому по пресуществлении Святых Даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых, присовокупляя: ихже молитвами посети нас Боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова).
Евхаристия есть и жертва просительная: о мире церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи – и о всех и за вся.
Выводы литургического характера.
Основываясь на евангельских и апостольских повествованиях, а также на практике древней Церкви, делаем следующие выводы:
1. В Евхаристии, как апостолам были преподаны на Тайной Вечере, так и всем верующим должны быть преподаваемы – не только Тело Христово, но и Кровь Христова.
2. Все причащаемся от одного хлеба В православной Литургии благословляется и преломляется один хлеб, также как благословляется одна чаша.
3. Во всех местах Священного Писания, где говорится о хлебе Евхаристии, хлеб называется по-гречески артос. Артос обычно обозначает пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске. В первохристианской Церкви вещество для таинства Евхаристии заимствовалось обычно, как известно, из приношений народа, который, без сомнения, приносил в храм из домов хлеб обыкновенный, квасный.
Необходимость и спасительность причащения Святых Таин.
истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54).
Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии следующие:
1. Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).
2. Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57).
3. Cлужит для нас залогом будущего воскресения и вечноблаженной жизни: Ядущий хлеб сей жить будет во век (Ин. 6, 58).
Необходимо, однако, помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к ним с верою и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет осуждение: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29).
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 866;