Современник и последователь Глинки А.С. Даргомыжский

АЛЕКСАНДР Сергеевич Даргомыжский родился в поместье отца селе Троицком Тульской губернии Белёвского уезда 2 (14) февраля 1813 г. Отец будущего композитора, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского, служил по финансовой части, в коммерческом банке. Мать, Мария Борисовна Даргомыжская, урожденная княжна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образованным человеком; ее стихи и драматические опыты печатались в периодических изданиях 1920–1930-х гг.

Музыкальное дарование молодого Даргомыжского проявилось очень рано как в исполнительстве (по свидетельству М.И. Глинки, Даргомыжский был незаурядным «фортепианистом»), так и в творчестве. Учителями музыки у юного Даргомыжского были: А.Т. Данилевский (по словам композитора, «хороший музыкант»), крепостной скрипач П.Г. Воронцов, учитель пения Цейбих.

Писать музыкальные произведения Александр начал в детском возрасте. К концу 1920-х – началу 1930-х гг. относятся первые издания его сочинений (фортепианные пьесы, романсы). Большую роль в музыкальном развитии Даргомыжско-

го сыграло его знакомство с М.И. Глинкой в конце 1834 года. Личный пример Глинки-композитора, переданные им Даргомыжскому музыкально-теоретические тетради, наконец, творческие советы Глинки и его друзей, принадлежавших к передовым литературно-художественным кругам, – всё это способствовало интенсивному творческому развитию молодого композитора.

В своей вокальной лирике он усвоил многое из романсов Глинки. После постановки оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Даргомыжский пытается в 1837 г. писать оперу по драме В. Гюго «Лукреция Борджиа», но затем останавливается на сюжете «Эсмеральда», использовав сделанное ранее самим Гюго либретто по его роману «Собор Парижской Богоматери». В конце 1841 г. опера «Эсмеральда» была закончена. В ней еще малоопытный композитор проявил выдающееся драматическое дарование, способность яркой характеристики отдельных образов и сценических положений.

ВО ВТОРОЙ половине 1840-х – начале 1850-х гг. Даргомыжский написал много вокальных произведений: «Девицы-красавицы», «Бог помочь вам!», «Что смолкнул веселия глас», «И скушно, и грустно», «Мне грустно», «Мельник», «Лихорадушка», «Душечка девица», «Не скажу никому», «Без ума, без разума» и др. К этому же времени относится создание самой замечательной оперы Даргомыжского – народно-бытовой музыкальной драмы «Русалка», либретто которой Даргомыжский написал по поэтической драме Пушкина.

Композитор работал над «Русалкой» около десяти лет, завершив ее в 1855 г. Через год, 4 (16) мая 1856 г., в Петербурге на сцене Мариинского театра состоялась премьера.

НОВЫЕ творческие успехи Даргомыжского и его отношение к действительности проявились прежде всего в вокальной камерной музыке. Наряду с выдающимися образцами лирики («Расстались гордо мы», «Как часто слушаю», «О дева-роза, я в оковах», «Что в имени тебе моем?») Даргомыжский создал идейно насыщенные драматические, сатирико-комические, пародийные песни («Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «Мчит меня в твои объятья»).

ЧЛЕНЫ «Могучей кучки» еще теснее смыкаются вокруг Даргомыжского. Собрания в его доме стали частыми и оживленными. Беседовали о Глинке, о его традициях. Стасов считал, что быть верным глинкинскому направлению – это не значит повторять то, что было достигнуто первым русским композитором-симфонистом. «Не надо делать из Глинки икону, реликвию! – убеждал критик. – Пример Глинки зовет к новаторству, кровно связанному с народной почвой».

Вспоминал встречи с Глинкой и Даргомыжский. Потом он по просьбе гостей исполнял что-нибудь из «Каменного гостя». Эту оперу композитор начал сочинять на сюжет одноименной трагедии Пушкина. Необыкновенный прилив творческих сил пожилого, страдающего тяжелой болезнью мастера вдохновлял и изумлял его друзей.

«Это был восторг, – вспоминал Стасов, – это было почти благоговейное преклонение перед могучей созидательной силой, преобразившей творчество и личность художника, сделавшего этого … человека каким-то могучим гигантом воли, энергии и вдохновения».

 








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3598;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.