Социальная тема в творчестве А.С.Даргомыжского.
Александр Сергеевич Даргомыжский наряду с Глинкой — основоположник русской классической школы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). В отличие от Глинки, Даргомыжский - композитор почти исключительно вокальный. Опору для своей музыкальной фантазии он находил в произведениях русской и зарубежной литературы, в поэтическом слове. Поэтому главное место в его творчестве занимают вокальные жанры.
Со зрелыми произведениями Даргомыжского в русскую музыку вошла социальная тематика, которая ещё отсутствовала у Глинки. Даргомыжский отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая характер. В передаче жизненных сцен, в обрисовке людских характеров звучат ноты социального обличения и протеста.
Даргомыжский – выдающийся музыкальный портретист. Особенно привлекало его изображение человеческих характеров, художественная передача многообразных и тонких процессов внутренней душевной жизни, выражение эмоциональных состояний, нюансов мысли и чувства. В итоге романсы композитора содержат целую галерею «музыкальных портретов» современников. Своеобразную сторону музыкального психологизма составляет сфера комического: тонкая ирония, язвительная насмешка, злой сарказм, значительно реже – добродушный юмор. («Малороссийский казачок", "Чухонская фантазия" и "Баба-яга" - бытовые образы этих пьес обострены гротескно – преувеличенной трактовкой, отсюда новизна художественных приемов, которые нашли свое продолжение в творчестве М. Мусоргского, А. Лядова и других композиторов).
Стилистические черты:
Драматургия. Внимание Даргомыжского было направлено не на сферу исторической тематики и эпической образности, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания. Художественная сила его в другом – в прирождённом даровании композитора-драматурга.
Истоки. От Глинки – горячая любовь к народной песне. Но понятие народного для Даргомыжского включало не столько старинный крестьянский фольклор, сколько более молодой в историческом отношении пласт народной музыки, в котором сгруппированы элементы крестьянской и городской песенности. Музыка композитора возросла на почве жанров городского бытового музицирования его времени. В произведениях Даргомыжского представлены различные социальные «разрезы» современного музыкального быта. Отсюда – опора на стилистические черты городской песни и романса, бытовой танцевальной музыки, водевильных куплетов, «цыганского романса».
Мелодия. Вокальная мелодика трёх типов: песенный, ариозный, речитативный. Смелым новатором предстаёт в речитативном типе. Широко разработал новые виды национально-характерного речитатива, ввёл в русскую музыку социально-типическую речевую интонацию, создал различные типы речитативов: комически-характерный, бытовой, лирико-психологический. Даргомыжский стремился передать психологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительным средством.
В целом аналитический склад музыкального мышления Даргомыжского, свойственный ему вкус к индивидуально-конкретному, детализированному отражению явлений действительности сообщают его музыке черты камерности, временами тонкой изысканности выражения.
В отличие от Глинки, Даргомыжский - композитор почти исключительно вокальный. Опору для своей музыкальной фантазии он находил в произведениях русской и зарубежной литературы, в поэтическом слове. Поэтому главное место в его творчестве занимают вокальные жанры.
Роль Даргомыжского в истории русской музыки очень велика. Продолжив начатое Глинкой утверждение в русской музыке идей народности, реализма, он своим творчеством предвосхитил достижение последующих поколений русских композиторов XIX века - членов "Могучей кучки" и П.И.Чайковского.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3950;