Как осуществляется правовое регулирование торговли «культурными товарами»?
Определение правового режима торговли «культурными товарами» имеет в своей основе несколько вопросов. Первый из них — что следует считать «культурными товарами». Второй — в какой степени на торговлю «культурными товарами» распространяется свобода пе-
' McMahon J. A. Education and Culture in European Community Law. London:
The Athlone Press Ltd., 1995. P. 166.
редвиженид товаров. Третий вопрос состоит в необходимости определить соотношение между понятием «культурные товары» и понятием «национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность». Ответы на эти вопросы дают нам нормативные акты Сообщества и судебная практика.
Понятие «культурные товары» дается в Регламенте № 3911/92 от 9 декабря 1992 г. об экспорте культурных товаров. Согласно ст. 1 Регламента «культурными товарами» признаются все культурные объекты, перечисленные в Приложении к Регламенту № 3911/92. Приложение перечисляет различные категории культурных объектов — книги, карты, средства транспорта, картины и другое, определяя их принадлежность к «культурным товарам» на основе временного критерия. Так, к «культурным товарам» относятся: книги, изданные более 100 лет назад, карты, нарисованные более 200 лет назад, транспортные средства, выпущенные более 75 лет назад, и т.д. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, очевидно одно: не каждый объект культуры является «культурным товаром» в смысле права ЕС.
Регламент № 3911/92 определил, что экспорт «культурных товаров» за пределы Сообщества осуществляется на основе экспортных лицензий, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов.
Куда более сложный вопрос о том, должна ли на торговлю внутри Сообщества «культурными товарами» в полной мере распространяться ст. 23 Договора о ЕС (бывшая ст. 30), закладывающая принцип свободного передвиения товаров. Проблему создает толкование положения ст. 30 Договора о ЕС, позволяющего вводить ограничения свободы передвижения товаров в целях защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность. Государства-члены долгое время пытались как можно шире истолковать данную оговорку, свести ее к понятию «зашита культурных ценностей». Однако Суд не решался подтвердить подобную трактовку. Неопределенность позиции Суда в полной мере отразилась в решении 1984 г. по объединенному делу Cinetheque. Колебания Суда были вполне понятны: в отсутствии определения понятия «культурные товары» широкое толкование положения ст. 30 Договора о ЕС привело бы к распространению оговорки на все культурные объекты, что само по себе не оправдано.
Тем не менее Суд оставил без ответа вопрос о соотношении понятий «культурные товары» и «национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность». Эта проблема была разрешена Директивой 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов. В Приложении к Директиве перечис-
16. 11097. Кашкин 241
ляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем «культурных товаров», приведенным в Приложении к Регламенту № 3911/92.
Соответственно на торговлю «культурными товарами» распространяется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признается правом ЕС в качестве «культурного товара».
Раздел ла. v\r\ icjuicim fmiuiwn wwu^. —....-_._ И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
142. Как происходит гармонизация и унификация правового регулирования промышленной собственности в Европейском Союзе?
Первым правовым актом в сфере регулирования промышленной собственности в Сообществе стала Мюнхенская конвенция о выдаче Европейского патента 1973 г., учредившая Европейскую патентную систему и Европейское патентное ведомство. Основной ее целью явилось не создание единого патента, замещающего национальные, а упрощение формальностей, поскольку заявитель может получить правовую охрану изобретения сразу в нескольких странах посредством единой унифицированной процедуры. Международная конференция по Европейской патентной системе, состоявшаяся в 2000 г. в Мюнхене, внесла в Конвенцию 1973 г. ряд изменений, направленных на повышение ее эффективности.
Специальной директивой в 1978 г. были установлены правовые рамки в отношении биотехнологических изобретений в Европейском Союзе. Она направлена на защиту ряда нравственных и этических принципов при определении патентоспособности ряда изобретений, в частности в отношении клонирования и изменения генетического кода.
Определенных успехов Европейский Союз достиг в гармонизации национального законодательства и разработке единой наднациональной системы регистрации промышленных образцов (англ. designs). Директива о правовой защите промышленных образцов1 принята в 1998 г. и направлена на сближение национальных положений относительно срока действия прав, изъятий из них исключительного характера и признания регистрации недействительной.
В конце 2001 г. был принят Регламент о промышленном образце Сообщества2. Изобретатели получат возможность регистрировать промышленные образцы непосредственно на уровне Европейского Союза, в Ведомстве по гармонизации на внутреннем рынке. Этот Регламент проводит унификацию законодательства государств-членов в области защиты интеллектуальной собственности. Регламент состоит из 111 статей и детально регулирует вопросы принадлежности и защиты прав на промышленные образцы, их регистрации, а также порядок разрешения споров, связанных с этим.
В октябре 2002 г. Комиссия приняла Регламент по имплемента-ции Регламента Совета о промышленных образцах Сообщества, в
1 Directive No 98/71 (OJ 1998, L 289).
2 Council Regulation No 6/2002 of 12 December 2001 on Community designs (OJ 2002, L 3).
16* 243
котором весьма детально рассмотрела основные технико-организационные вопросы, связанные с регистрацией промышленных образцов.
Особую правовую защиту в Европейском Союзе получил такой новый и важный вид промышленной собственности, как топологии интегральных микросхем. Директива, установившая обязанность государств-членов предоставлять правовую охрану этим результатам интеллектуальной деятельности (РИД), была принята в 1986 г.'
143. Как право Европейского Союза регулирует вопросы охраны товарных знаков?
Товарный знак, используемый для выделения конкретной продукции из массы товаров, циркулирующих на рынке, или особые запоминающиеся обозначения, индивидуализирующие товар и его производителя, выполняет идентификационную, информационную и рекламную функции и играет чрезвычайно важную роль в экономической деятельности, особенно в отраслях, ориентированных на массового потребителя. Он оказывает большое влияние на формирование «брэндового» сознания, определяющего психологию покупателя.
Законодательство о товарных знаках начало формироваться в европейских государствах с середины IX в. Положения о данном виде промышленной собственности были включены в Парижскую конвенцию 1883 г. Важнейшим источником международного права по товарным знакам остается Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. в редакции Мадридского протокола 1989 г., к которому в конце 2001 г. присоединились государства — члены Европейского Союза. Мадридское соглашение не устраняет территориальный характер прав на товарный знак, унифицируя лишь процедуру подачи заявки, правила о приоритете и срок действия прав. Подготовленный в рамках ВОИС Договор о товарных знаках2 до сих пор не собрал необходимого для вступления в силу числа ратификаций.
Для развития правового регулирования во всех сферах интеллектуальной собственности Европейского Союза характерны следующие особенности: в качестве основы регулирования интеллектуального права Союз берет сложившиеся в международной практике приемы и методы регулирования и гарантирует достигнутый в сфере международного права уровень. К этой базе Союз «надстраивает» свое собственное законодательство, которое более тонко, обстоятельно и современно позволяет регулировать соответствующие отношения для более узкой и однородной группы стран — членов Союза. При этом степень урегулиро-
' Council Directive No 87/54 (OJ 1987, L 24). 2 Trademark Law Treaty, signed in Geneva on 27th October 1994. 244
ванности той или иной сферы общественных отношений Союзом оказывается различной.
В Директиве Совета о сближении законодательства государств-членов о товарных знаках', принятой в 1988 г., было признано целесообразным ограничиться гармонизацией законодательства государств-членов к концу -1992 г. только по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на развитие внутреннего рынка ЕС. Директива устанавливает близкие к идентичным нормы во всех государствах-членах относительно условий регистрации и продолжения использования зарегистрированного товарного знака. Она содержит перечень оснований, которые исключают регистрацию нового товарного знака, а также дают право требовать отмены действующей регистрации. Кроме исчерпывающего минимального перечня оснований, которые должны присутствовать во всех законодательствах, установлен факультативный перечень дополнительных оснований для отказа в регистрации товарного знака или ее отмены, введение которых оставлено на усмотрение государств-членов.
Директива не установила общего для ЕС приоритета по дате подачи заявки на регистрацию в первом из государств-членов. Поданная в одном государстве-члене заявка на регистрацию определенного обозначения имеет последствия только для данного государства. В ней также закреплено единообразное регулирование прав и правомочий владельца товарного знака, а также их ограничений. Товарный знак предоставляет лицу, которое им владеет, право требовать от всякого третьего лица прекращения неразрешенного использования.
Регламент о товарном знаке Сообщества2 был принят Советом в декабре 1993 г. Позднее он был дополнен специальным регламентом об имплементации, содержащим технические нормы, а также регламентами, устанавливающими пошлины за регистрацию и процедуру рассмотрения споров в Апелляционной палате. Решения Апелляционной палаты могут быть обжалованы в Суде Европейских сообществ. Система товарного знака Сообщества была сформирована к началу 1996 г. В Аликанте (Испания) было учреждено Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке3, которое принимает заявки, проводит регистрацию и ведет реестр товарных знаков Сообщества. Выгоды от учреждения общего товарного знака ЕС для хозяйствующих субъектов очевидны — в результате одной процедуры предприниматель получает правовую защиту обозначения своих товаров или услуг сразу в 25 государствах ЕС.
' Council Directive No 89/104 (OJ 1989, L 40).
2 Council Regulation on the Community Trade Mark 40/94 (OJ 1994, L 11).
3 Office for Harmonisation in the Internal Market (Trade Marks and Designs)// http:www.oami.eu.mt.
Еще одним видом промышленной собственности, близким товарным знакам, являются наименования места происхождения товара. Еще в 1992 г. был издан регламент, предоставивший защиту географическим обозначениям и местам происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания'. Географические наименования, свидетельствующие об определенном регионе изготовления продукта, который придает продукту специфику, защищаются на территории всего Европейского Союза после включения их в регистр путем издания отдельного регламента.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 521;