Каковы гарантии прав работников-мигрантов ч их детей в сфере образования?

Чрезвычайно важным направлением деятельности Сообщества в области образования является обеспечение права на профессиональ­ное обучение работников-мигрантов и права на образование детей работников-мигрантов. Соответствующие права в качестве необхо­димых условий для реализации принципа свободного передвижения лиц данным категориям были предоставлены Регламентом № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободе передвижения работников в Сообществе. Тем более это важно сегодня, когда ст. 14 Хартии Ев­ропейского Союза об основных правах 2000 г. провозглашает право каждого на образование и право на доступ к системе профессиональ­ного обучения и повышения квалификации.

Право на доступ к- профессиональному обучению работни­ков-мигрантов установлено п. 3 ст. 7 Регламента № 1612/68. Такой доступ должен предоставляться работникам-мигрантам на тех же правах и условиях, что и для национальных работников.

Принципиальные дополнения указанных норм были сделаны в решениях Суда. Первым из этих решений является решение по делу Lair, которое рассматривалось Судом по запросу немецкого админи­стративного суда. Суд указал, что проработав несколько лет в госу­дарстве-члене и потеряв работу, гражданин другого государства-чле­на не утрачивает статус работника-мигранта, и как работник-миг­рант он вправе получить доступ к профессиональному обучению на равных условиях с национальными работниками и пользоваться все­ми теми же социальными льготами, что и национальные работники, включая получение гранта на образование согласно п. 2 и 3 ст. 7 Рег­ламента № 1612/68. Единственным условием для этого является про­фильная связь получаемого образования с прошлой деятельностью работника.

В другом своем решении Суд, рассмотрев дело Matteucci, распро­странил право работника-мигранта получить грант на образование на случаи, когда возможность получения такого гранта предусмотре­на двусторонним международным соглашением с другим государст­вом-членом.

Соответственно работники-мигранты независимо от того, явля­ются они занятыми или нет, имеют право на равных условиях с на­циональными работниками получить доступ к профессиональному обучению, включая возможность получения гранта на это обучение, даже если оно предусмотрено двухсторонними соглашениями между государствамитчленами.

Право на образование детей работников-мигрантов установлено ст. 12 Регламента № 1612/68. Они должны иметь возможность на по­лучение образования на тех же условиях, что и дети граждан государ-237


ства. Более того, государства-члены должны прилагать усилия для обеспечения указанным детям возможности получить это образова­ние на наилучших условиях.

В развитие положений ст. 12 Регламента № 1612/68 Советом была утверждена 25 июля 1977 г. Директива 77/486/ЕЭС об образова­нии детей работников-мигрантов, которая обратила особое внима­ние на необходимость обеспечения усвоения детьми работников-ми­грантов официального языка государства-члена, в котором они обу­чаются. При этом, в соответствии с нормами национальной системы образования, детям работников-мигрантов должен быть обеспечен доступ к изучению родного языка и культуры.

Право на образование детей работников-мигрантов получило значительное развитие в прецедентном праве Сообщества. Первое дело, рассмотренное Судом в области образования, — дело Casagran-de как раз и касалось этого вопроса. Суд, рассматривавший дело по запросу немецкого административного суда, в своем решении ука­зал, что ст. 12 Регламента № 1612/68 говорит о равных условиях об­разования граждан государства-члена и детей работников-мигран­тов, что подразумевает возможность участия детей работников-ми­грантов во всех тех же мероприятиях в области образования, которые предусмотрены для граждан государства-члена.

Существенное дополнение право на образование детей работни­ков-мигрантов получило в решении Суда по двум объединенным де­лам Echternach and Moritz. Ключевым вопросом, объединившим два дела, был вопрос о том, распространяются ли положения ст. 12 Рег­ламента № 1612/68 на возможность получения финансовой помощи для обучения, предоставляемой гражданам государств-членов. Суд, используя предыдущую судебную практику и толкуя положения Рег­ламента, утвердительно ответил на этот вопрос. Суд также определил и то, что дети работников-мигрантов, получающие образование, имеют право закончить его в этом же качестве независимо от того, утратили их родители статус работников-мигрантов или нет.

В дальнейшем Суд развил положения о возможности получения финансовой помощи детьми работников-мигрантов для целей обра­зования, указав в своем решении по делу Di Leo на возможность по­лучения такой помощи детьми работников-мигрантов наравне с гра­жданами государства-члена для обучения за пределами этого госу­дарства-члена.

Таким образом, право на доступ к образованию детей работни­ков-мигрантов включает в себя: право на равные условия образова­ния и равную возможность участия во всех образовательных меро­приятиях наряду с гражданами государства-члена, право закончить образование независимо от изменения статуса родителей и право на финансовую помощь, которая предоставляется гражданам государст-238


ва-членадля получения образования, включая обучение за рубежом. Государства-члены обязаны обеспечивать доступ детей работни­ков-мигрантов к образованию, обращая особое внимание на изуче­ние официального языка, а также предоставление возможности изу­чения родного языка и культуры. Все эти меры служат далеко идущей цели — формированию у жителей Европейского Союза «европей­ской идентичности» и созданию в конце концов «гражданина (граж­данки) Европы».








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 537;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.