Язык программирования Pascalбыл впервые разработан в 1968 году швейцарским ученым Н. Виртом.
Алфавит языка включает в себя латинские строчные и прописные буквы, арабские цифры и специальные символы: _ + - * / = <> . , ; : @ ' ( ) [ ] { } # $ ^.
Программа на Pascal состоит из последовательности строк, длина которых должна быть не более 127 символов.
Служебные слова (зарезервированные, ключевые) – это группа слов, смысл которых в языке Паскаль строго закреплен (program, uses, var).
Идентификаторы – это произвольные, выбранные пользователем, слова любого размера (однако значащими являются только первые 63 символа), которые должны подчиняться следующим правилам:
1. идентификаторы могут состоять только из латинских букв, арабских цифр и символа подчеркивания: laba2, alfa 1, alfa_1;
2. идентификаторы могут начинаться только с буквы или символа подчеркивания: 1alfa;
3. строчные и прописные буквы в идентификаторах считаются одинаковыми: LineEqu и lineequ одинаковы;
4. при выборе идентификаторов не должны использоваться служебные слова: program.
В Паскале идентификаторами являются имена программ, процедур, функций, констант, переменных и типов данных.
Комментарии – это произвольный текст, ограниченный фигурными скобками, служит для пояснения отдельных мест программы и может размещаться как в отдельной строке, так и внутри любой строки.
Задание: Написать блок-схему и программу для вычисления значения y=3a+5b+8c.
programpr_1; {моя первая программа}
uses crt;
var a,b,c,y: integer;
begin
clrscr;
write(‘Введите a,b,c’);
read(a,b,c);
y:=3*a+5*b+8*c;
write(‘y=’,y);
end.
Оператор program обозначает начало программы и дает ей имя. Этот оператор не является обязательным (его можно не писать), но по правилам хорошего тона в программировании он все же требуется. Имя программы pr_1 – это идентификатор, поэтому подчиняется определенным правилам.
В конце каждого оператора ставиться ;, которая является разделителем операторов в Паскале.
Оператор uses указывает, какие стандартные библиотеки надо подключить к программе. В стандартных библиотеках описываются операторы, которыми мы пользуемся в нашей программе, например, оператор очистки экранаclrscr описывается в библиотеке crt. Если к программе подключается несколько библиотек, то они записываются в операторе uses через запятую. Например: пишем: usescrt, graph;
Ключевое слово var – это оператор описания типов переменных. В данном случае, с его помощью описываются 4 переменные a,b,c,y, которые имеют одинаковый тип integer (числовой целый тип).
Ключевое слово begin означает начало раздела описания действий (тело программы). Ключевое слово end. завершает тело программы; записанные после него операторы игнорируются.
Данные
В программировании все данные можно объединить в 4 группы:
1. Константы – фиксированные одиночные числовые или текстовые значения, которые не могут изменяться в ходе выполнения программы.
2. Переменные – величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы.
3. Массивы – упорядоченные множества значений одного типа.
4. Файлы – последовательности значений (записей) различных типов, размещенных во внешней памяти.
Типы данных.
Тип данных определяет:
1. область значений - какое множество значений могут принимать данные указанного типа;
2. структуру данных и размер в памяти компьютера;
3. какие действия могут осуществляться над данными указанного типа.
Тип данных | Ключевое слово | Область значений | Размер в памяти | |
Числовой | Целый | integer | -32768¸32767 | 2 байта |
Длинный целый | logint | -2*109¸2*109 | 4 байта | |
Вещественный с одинарной точностью | real | 2.9*10-39¸1.7*1038 | 6 байт | |
Логический | boolean | TRUE и FALSE | 1 байт | |
Символьный | char | все символы | 1 байт |
В Паскале вещественные числа могут быть представлены в двух формах:
1. с фиксированной точкой – число состоит из целой и дробной частей, разделенных десятичной точкой (например: -2.7 0.36 +2.524):
2. с плавающей точкой – число состоит из мантиссы и порядка (например, 2.5731237873E-02=2.5731237873*10-2 =0.025731237873).
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1004;