Неотомизм и религиозные школы
Неотомизм – главное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (Фома во французском языке – Тома, а в лат. Thomas), наиболее совершенное выражение «вечной философии». С 1879 года неотомизм признан официальной философией римско-католической церкви. К середине XX века влияние неотомизма выходит за рамки католической школы, становится одним из главных течений, но уже с 60-х гг. его влияние постепенно идет на убыль.
Представители неотомизма – Маритен, Шестон (Франция), Веттер (Италия), Бохенский (Германия) и др.
Неотомизм – это обыкновенный идеализм, выступающий против материализма и субъективного идеализма. Он претендует на универсализм: на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Но этот синтез осуществляется на догматической основе – неприкасаемости к божественному откровению. Неотомизм – это философское обоснование религии. Основная его задача – рациональное раскрытие и оправдание истин теологии. Мир представляется как сотворенный богом иерархически расчлененным на ряд ступеней.
Материя – пассивное начало, которое приобретает определенный вид благодаря нематериальной форме. Формой и сущностью всех видов бытия является не материальная и потому бессмертная душа. Высшая форма не связана с материей. Этой формой является Бог.
В современном неотомизме эклектически соединены элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума) с отдельными положениями новых идеалистических систем.
Для того, чтобы неотомизм был ближе и более приемлем для широких масс, пришлось отказаться от некоторых догм и сделать его более лояльным по отношению к достижениям современности (естествознанию, научной теории, искусству). Наблюдается также тенденция сближения томистических принципов с идеями экзистенциализма и других школ.
Разновидностью современного неотомизма является тейярдизм. Основатель его – французский ученый, философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден.
Его учение – христианский эволюционизм – разновидность диалектического пантеизма. Бог у него – это «Христос эволюция», он есть в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной (космогенез = христогенезу), он изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. Есть элементы диалектики – скачкообразность, противоречивость и др.
Процесс совершенствования мира связан с появлением человека (вершины эволюции, направленной в будущее) и осуществляется через его сознание и деятельность. Главное место в этой деятельности отводится науке, но она практикуется как разновидность религиозного отношения к действительности. Тейяр надеется устранить противоречия между верой и знанием.
Значительное место в его трудах занимают вопросы модернизации христианства, которые не только получили широкое распространение на западе, но и многие его предложения были приняты в процессе модернизации христианского учения.
Идеи Тейяра используются представителями различных общественных групп и философских школ, ибо они содержат элементы гуманизма и оптимизма, чем отличаются от других течений современной западной философии.
В современном неотомизме различают два следующих течения.
1. Палеотомизм, представители которого именуют себя «строгими томистами», сохранют в неприкосновенности учение Фомы Аквинского с ее центральной идеей – гармонии веры и разума, религии и науки.
2. Собственно неотомизм, действующий по формуле папы Льва XIII «старое обогащать новым» и стремиться «развить» устарелое. Но при этом основное содержание томизма – религиозные положения о существовании Бога, бессмертной души, о сотворении мира Богом, о свободе воли – остаются незыблемыми. Цель неотомистов – сохранить веру любой ценой, использовать науку, чтобы отстоять веру (например, теория «тепловой смерти Вселенной», и т.п.), только смирение перед богом сможет укротить гордыню и восстановить гармонию мира и все поставить «на круги своя». Высказываются даже идеи синтеза неотомизма с марксизмом и путем внедрения технических и научных достижений в жизнь, переустройства мира на основе веры в Бога и социалистических идей, то есть постепенного врастания капитализма в социализм. Так неотомизм стремится к синтезу различных духовных ценностей, претендуя на универсализм.
ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1097;