Задачи художественного проектирования. Проблемы дизайн образования. Понятие дизайна. Роль искусства в дизайне.

Одной из существенных функций костюма является эстетическая функция. Даже в первобытном обществе человек относился к одежде как к возможности сделать свою внешность более привлекательной. С развитием костюма его эстетическая роль возрастала. Одежда начала разнообразно и богато декорироваться, порой превращаясь в настоящее произведение искусства. Художественное оформление стало неотъемлемой частью создания костюма, определяющим его соответствие эстетическим идеалам и требованиям моды определенной эпохи.

Со временем одежда начала подразделяться на повседневную, праздничную, домашнюю и т.д. В зависимости от ее назначения и условий эксплуатации стали определяться основные принципы художественного оформления костюма.

Превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление.

Декор в костюме – это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического назначения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как например, конструктивные или функциональные (карманы, вытачки, застежки, манжеты и др.).

Вышивка, аппликация, художественное ткачество, пэчворк, квилт ,тиснение, набойка, батик, плетение, перфорация, принт, фотопринт – все эти традиционные декоративные приемы и техники активно используются в художественном оформлении современной одежды. Особый декоративный эффект создает отделка костюма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок и других элементов. Эта отделка не требует использования дополнительных материалов – красителей, нитей, отделочных тканей и др., а связана с искусством технологической обработки изделий.

Такая отделка отличается простотой и изяществом, кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отделочные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

В современной одежде также весьма распространенным является украшения деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов – кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т.п. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.

При всем техническом разнообразии перечисленных приемов декорирования швейных материалов цель их применения одна – превратить даже грубое домотканое полотно в художественно оформленное изделие, сделать костюм, созданный из этого украшенного материала неповторимым и кроме того, донести до зрителя определенную информацию.

Используя тот или иной декоративный прием в современном костюме, необходимо учитывать ряд общих требований:

· декор должен быть умеренным, подчеркивать форму, соответствовать ей, а не быть случайным, чужим;

· рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту благородство узору;

· вид декора должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда;

· декор должен быть композиционным центром костюма, привлекая к себе внимания и придавая изделию образную выразительность.

 

В связи с развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым потреблением возникает принципиально новая сфера творчества – дизайн. В современным мире некоторые теоретики рассматривают дизайн как новую форму проявления искусствах в современных условиях.

Слово дизайн происходит от английского «design» - проектировать, чертить, задумывать. Под дизайном подразумевается художественное проектирование предметов – материальных объектов, - проектирования эстетического облика потребительских изделий, изготовленных промышленным способом.

Задача дизайна состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически целесообразными.

Дизайн костюма – это искусства создания как утилитарной вещи и художественного произведения. Теоретической основой дизайна является художественное проектирования одежды.

Дизайн должен ориентироваться на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменяющимися потребностями и образом жизни людей. Дизайн одежды как элемент проектной культуры нацелен сегодня на формирование новых эстетических потребностей, новой культуры потребления и, в конечном итоге, на формирование гармоничной личности. Новое понимание взаимодействия человека и одежды, при неоспоримом приоритете для модельера человека, носящего одежду, выдвигает на первый план возможность самореализации человека. Это проявляется в демократизме современной моды, предлагающей большое разнообразие стилей, форм, силуэтов, из которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему, дает возможность потребителю участвовать в творческом процессе создания костюма.

В дизайне современной одежды присутствует влияние многих национальных культур, так как плюрализм вкусов сегодня означает и равноправие эстетических идеалов. Обращаясь к культурным традициям разных народов, используя какую – либо деталь, элемент декора, укрупненный или деформированный орнаментальный мотив, покрой или цветовую гамму какого-либо национального костюма, дизайнер стремится создать совершенно новый образ.

Гармонизовать отношения человека с окружающим миром призвано «экологическое проектирование» всех предметов материальной среды, в том числе и одежды.

В дизайне одежды это проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, происходит пересмотр возможностей использования как натуральных, так и искусственных материалов. Во-вторых, идет поиск экономии природного сырья для производства материалов. В этом направлении дизайнеры занимаются проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагая множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды. В третьих, ведутся разработки, направленные на продления срока пользования одеждой.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое декор?

2. Какие традиционные декоративные приемы используются в декорировании костюма?

3. Какие требования должен соблюдать модельер при декорировании костюма?

4. Что такое дизайн одежды?

5. Задачи дизайна?

 








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1788;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.