Цели и задачи художественного проектирования объектов дизайна в современном обществе.

План:

1. Задачи художественного проектирования одежды.

2. Особенности проектирования одежды в дизайне.

 

Зарождение современного моделирования было вызвано, с одной стороны, потребностью человека в удобной, комфортной одежде, в которой было бы удобно жить и работать, а с другой – бурным ростом промышленного швейного производства.

Промышленное искусство в области костюма выступает как форма эстетического освоения действительности в сфере материального производства. Новые цивилизационные условия диктуют определенный подход к проектированию костюма, вызывают необходимость в создании новой системы связи художник – производство – потребитель, то есть новой методики проектирования. Методика проектирования призвана объединить все вопросы, касающиеся моды, временного формообразования костюма, особенностей его строения, социальных аспектов и однообразности в условиях промышленного изготовления изделий.

В швейной промышленности существует 3 типа производства одежды: массовое, серийное и индивидуальное. Для каждого из них характерны свои особенности и задачи.

Массовым называется производство большого количества (тысяч, а иногда и десятков тысяч) однотипных изделий. Этому производству свойственны разделение труда и использование различного оборудования.

Серийное производство выпускает изделия чередующимися партиями – сериями, то есть ряд изделий, изготовленному по одному образу. Их численность колеблется от 300 до 500 единиц (мелкие серии) или от 500 до 2000 (крупные серии). В моделях для серийного выпуска могут сочетаться особенности изделий массового и индивидуального производства.

Индивидуальное производство – это изготовление единичных изделий в ателье, домах быта, мастерских или домашних условиях. В этих случаях разделение труда или совсем отсутствует, или не столь масштабно, как при массовом производстве одежды на предприятиях. Индивидуальное моделирование всегда связано с конкретным обликом того человека, для которого создается изделие. Здесь проявление ярко выраженной индивидуальности естественно и логично, и любая интересная особенность фасона – модная линия, пропорции или запоминающаяся деталь – придает изделию новизну и оригинальность.

Массовый и серийный выпуски швейной продукции осуществляется на промышленных предприятиях, оснащенных современным оборудованием. Технологическая обработка изделий предельно механизирована, ручные операции применяются в незначительных количествах.

Производственный процесс изготовления одежды состоит из следующих этапов:

1. Создание модели, разработка конструкции и технической документации.

2. Подготовка материалов к раскрою и раскрой.

3. Пошив изделий, отделка, контроль качества.

Дизайнер в своей проектной деятельности должен учитывать разнообразные требования, предъявляемые к современной одежде как со стороны ее производства, так и со стороны потребления.

Соответственно эти требования делятся на промышленные и потребительские. Потребительские требования представлены тремя группами – функциональной, эстетической и экономической.

Функциональность одежды определяется ее соответствием назначению. Проектируя новую модель, дизайнер прежде всего должен учитывать, для чего это изделие предназначается, в каких условиях оно будет эксплуатироваться. Исходя из этого организуются объемы изделия в целом и его отдельных элементов (рукавов, лифа, низа и т.д.), которые наилучшим образом обеспечат удобство разнообразных движений, связанных с определенным характером действия человека. В свою очередь в группе функциональных требований выделяются требования эргономические, гигиенические и эксплуатационные.

Совершенно очевидно, что одни лишь функциональные требования не обеспечивают высокой оценки качества современной одежды. Не меньшее значение имеют эстетические требования, которые учитывают композиционную выразительность изделия, тектоничность формы, использование отделки и общее художественное оформление одежды, соответствие ее основным направлениям современной моды в решении силуэта, конструкции, пластики и т.д.

Большое значение для обеспечения эстетических требований имеет выбор материалов для изготовления одежды с учетом их конкретных свойств. Кроме того, значительную роль играют выразительные средства композиции – вид симметрии формы, пропорции и ритмическое движение элементов и деталей одежды, использование контраста или нюанса в решении формы, цвета, тональности, фактуры ткани и т.п.

Весьма важную роль потребительских требований составляет экономические требования, предъявляемые к бытовой одежде.

Соответствующее функциональным и эстетическим требованиям изделие может иметь достаточно высокую цену, обеспечивающую целесообразность его производства. Однако при этом цена должна быть доступной большому числу покупателей.

 

Одна из основных особенностей дизайнерской деятельности – ее инновационность: проектируются новые функции и качества одежды, ее новые формы, возникновение которых обусловлено, с одной стороны, меняющимися потребностями общества и модой, а с другой стороны – появлением новых материалов и технологий в самой легкой промышленности.

Процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы: предпроектная ситуация – проектирование – производство – потребление. Уже на стадии маркетинга начинается предпроектный анализ. Такой анализ предполагает прежде всего изучение спроса, определение модных тенденций, так как исходный пункт дизайнерской деятельности – потребности человека и общества. Всесторонний учет общественных потребностей в новых вещах и тенденции в развитии моды на них взаимосвязаны.

Источником информации о будущих модных тенденциях несомненно являются показы коллекций тех дизайнеров одежды, которых считают авангардистами в моде. Правда не все, что демонстрируют на подиуме, будет признано обществом, но в то же время порой фактическим толчком к изменению и развитию потребностей в новых вещах, к возникновению новой модной тенденции, служит не что иное, как само появление новых вещей, демонстрация новых модных предложений.

В сферу предпроектной дизайнерской деятельности входит технологический анализ: исследование материалов и возможных способов изготовления будущего изделия.

На стадии проектирования происходи учет всех факторов ,определяющих формообразование костюма. С выработки творческой концепции проектирования и определения проектного образа начинается основная стадия проектирования – создание нового образца одежды с заданными свойствами.

Созданный в воображении дизайнера прообраз будущей вещи реализуется в эскизе – в макете – в модели, дополняется описаниями облика и способа практического использования.

При этом роль дизайнера в проектировании одежды для промышленного производства заключается в прогнозировании «типа потребления», создании системы типов с возможностью изменений в пространственной структуре, в способах использования для различных фигур.

Разрабатывая новые направления развития тенденций моды, создавая новые формы одежды, дизайнер прежде всего функциональности, эстетичности и гармоничности слияния человека с окружающей средой.

Одним из методов проектирования одежды в дизайне является макетирование. Макет – это материальное пространственное изображение проектируемого объекта. В дизайне одежды макет создается муляжным методом и наколкой.

Эстетически целостный образ модели создается при следующих подходах к формообразованию: комбинаторных, аналоговых и образно-ассоциативных.

 

Контрольные вопросы?

1. Задачи художественного проектирования?

2. Типы производства одежды?

3. Из каких этапов состоит производственный процесс изготовления одежды?

4. Особенности проектирования одежды?








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 2680;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.