Теоретические основы композиции изделий легкой промышленности.

План:

1. Понятие композиция

2. Законы и правила композиции

 

Моделирование формы одежды, костюма немыслимо без представления о композиции, поскольку композиция как структурная целостность лежит в основе многих явлений и реальной жизни, и искусства.

Композиция (от латинского compositio – составление, сочинение) – построение (структура) художественного произведения, обусловленное его содержанием, и значимое соотношение частей произведения искусства. Композиция играет существенную роль в процессе художественного познания жизни, воплощения содержания в зрительных, звуковых и других формах художественных произведений, организуя, соподчиняя и приводя к определенному единству элементы этих произведений. Работа над композицией костюма начинается с художественной идеи, которую модельер должен хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску конкретной формы. Композиция любого изделия всегда обуславливается его назначением и сферой использования. Общее художественное решение зависит от многих факторов: имеет ли вещь больше функциональное или декоративное значение; будут ли ею пользоваться ежедневно или в особых случаях; для какой возрастной, половой и социальной группы людей она предназначена и т.д.

Композиционные формообразования – процесс пространственной организации элементов изделия средства и методы, которые связывают человека с вещью. Композиционные элементы – это объем, плоскость, линия, цвет, свет, звук, движение и пространство.

Форма, морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала.

Дизайн форма – особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению единства всех компонентов в изделии, конструкции, внешнего вида. Дизайн конструкция отвечает требованиям потребления, эффективному использованию возможности производства и эстетическим требованиям времени. Форма одежды характеризуется следующими элементами: геометрический вид, конструкция, масса, фактура и цвет.

Цвет – самая эмоционально – выразительная характеристика формы, активно помогающая формированию образного строя изделия и влияющая на восприятие других свойств формы.

Геометрический вид – это свойство определяется соотношением ее размеров по всем направлениям развития формы; различается линейная, плоскостная и объемная формы; по характеру поверхности форма может быть плоской, выпуклой, вогнутой, выпукло-вогнутой, ступенчатой и т.д.

Фактура – характер строения поверхности формы, который может варьироваться от абсолютно гладкого до рельефного; различается активная фактура ,имеющая достаточно крупные структурные микроэлементы поверхности, и пассивная – гладкая или с мелкими, едва различными элементами. Активная фактура зрительно увеличивает массивность предмета ,делает его более «материальным» и «весовым».

Силуэт – плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Для характеристики силуэта иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом.

В любом виде искусства разнообразие композиционных решений, примеры которых дает история искусства, диктуется самой жизнью. Композиционные системы и приемы изменяются вместе с историческими условиями, эстетическими взглядами общества, с развитием самого искусства, его творческого метода.

Наряду с исторической изменчивостью систем и приемов композиция содержит в себе и ряд устойчивых принципов, среди которых главными являются единство содержания и формы и целостность структуры.

Эти главные принципы определяют законы и правила, по которым строится композиция. В искусстве композиции одежды основными законами являются следующие:

1. Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.

2. Наличие композиционного центра и соподчинение элементов.

3. Соразмерность всех элементов композиции между собой и фигурой человека.

4. Цельность композиции.

Практическое назначение одежды всегда должно является содержанием ее художественной формы. Достижению эстетической целесообразности костюма способствует выполнение 3 правил:

1. Органическое единство назначения одежды и ее формы. Целесообразность формы в связи с выполняемой изделием функцией является основным и исходным критерием формообразования. Функциональность формы – это рациональность ее объемно-пространственной структур и максимально возможное соответствие определенному назначению изделия.

2. Соответствие материала назначению и форме одежды. Художественная и практическая ценность одежды обеспечивается применением такого материала или сочетания материалов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают назначению одежды и ее форме.

3. Единство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды. При выборе отделки, входящей в композиционные элементы формы, нужно прежде всего определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения.

Художественная образность костюма проявляется во всем строе его композиции, но концентрированно звучит именно через композиционный центр. Композиционный центр – это акцент-кульминация, где используют самые сильные средства. Все компоненты, которые могут составить композиционный центр в решении композиции модели, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму определенного вида одежды (объемная форма с контурными очертаниями лифа, рукавов, юбки, брюк и т.д.), и декоративно – конструктивные компоненты, покрой или линия покроя, а также различные детали, фурнитура и украшения.

Соразмерность в композиции достигается количественным соотношением отдельных объемов одежды (лифа, рукавов, юбки); цвета и фактуры материалов (блузки с юбкой, отделочного воротника и пояса с платьем и т.д.); деталей одежды (воротника, карманов, клапанов, хлястиков и т.д.); отделки (строчки, вышивки, фурнитуры и пр.). Соразмерность элементов композиции с фигурой человека обусловлена тем фактом, что костюм является как бы оболочкой тела человека и становится объемно-пространственной структурой только на фигуре человека.

Цельность – это целостное восприятие всей художественной формы костюма. Гармоничная целостность композиции образуется при взаимодействии свойств и качеств композиции, которые создаются соразмерностью, согласованностью и соподчиненностью всех элементов композиции, то есть единством (связью) их. Цельность композиции, ее гармоническая целостность достигается не только тонко прочувственной соразмерностью всех частей, элементов, свойств формы, что составляет основу тектонической формы; она зависит и от социально-психологических факторов.

 

 

Контрольные вопросы?

1. Что такое понятие композиция?

2. Законы композиции?

3. Какие выполняются правила для достижения эстетической целесообразности костюма?

Вопросы целостности и единства формы, закономерности построения ансамбля, построение форм большого и малого предметов, их тектоничность, масштабность, связь с окружающей средой и закономерности цветовой композиции.

План:

1. Понятие о композиции костюма.

2. Законы создания цельности и единства форм.

3. Правила пропорции.

Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием — красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т. е. правильно с гармонированным соотношением всех его элементов, частей и деталей.

Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:

· общая форма одежды,

· цвет и составные элементы формы,

· детали и подробности.

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:

· пропорции;

· ритм;

· симметрия-асимметрия;

· нюанс и контраст;

· ритм;

· цветовое решение.

 

Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.

 


Закон главного в целом

В дереве главное -это ствол, у животных -позвоночник. В композиции - это композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Композиционным центром называется тот предмет, часть предмета или группа предметов, которые расположены в картине так, что первыми бросаются в глаза.

Композиционный центр необязательно должен быть самым большим по величине, он просто должен привлекать внимание зрителя, приглушить отвлекающие контрасты и второстепенные детали - все должно быть подчинено главному.

В костюме композиционным центром обычно являются детали. Контраст делает образ костюма более ярким и выразительным.

Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если композиционным центром является какая-либо деталь костюма (шляпа, перчатки, бант, рукава и т. д.), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или массой и привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать внимание от него.

Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он привлекает внимание к телу - груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен и не запоминается или распадается, т. е. не отличается целостностью.

Закон симметрии

Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.

Асимметрия в костюме — это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она больше акцентирует внимание зрителя на динамичность построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешена, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов.

Закон ритма

Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм может быть: активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным. Ритм в костюме могут создавать элементы костюма: членения - линии конструктивные или декоративные, цвет - полоски, клетка, фурнитура - пуговицы и т. п.
По способу организации ритм в костюме может быть:

· горизонтальным — горизонтальные полоски;

· вертикальным;

· спиральным;

· диагональным;

· радиально-лучевым.

Последние виды придают форме стремительное движение (на рисунке).

Целостность или наличие целого.

Основное свойство композиции — это цельность.
Композиция — это такой состав и расположение частей целого, когда:

· ничего нельзя изъять без ущерба для целого;

· ничего нельзя поменять местами;

· ничего нельзя присоединить.

Важным принципом придания костюму целостности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам — контраста, нюанса или подобия.

Контраст — это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала.

Нюанс — своего рода переходная величина от контраста к подобию. Нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.

Подобие — повторение в костюме элемента, который встречается в различных вариациях

Закон пропорций.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений — простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

· Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака.

· Контрастные пропорции (1:4, 1:5) — более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов.

· Подобные пропорции(1:1) — вызывают ощущение статичности, покоя, рекомендуются для повседневной и домашней одежды .

Контрольные вопросы:

1. Главный закон композиции. Закон главного в целом.

2. Законы симметрии и ритма.

3. Цельность и наличие целого.

4. Дать понятие принципу «золотого сечения».

 








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 2856;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.