12 страница

 

Обычно в публичных речах слова выговариваются более четко, чем в частной беседе. Но и требования, предъявляемые к выступающему публично оратору, значительно выше.

 

РЕЗЮМЕ

 

Голосовой механизм — сложная система, состоящая главным образом из аппарата дыхания, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Эти органы благодаря непроизвольной в основном координации, о которой мы не можем и не должны думать во время выступления перед аудиторией, оказывают влияние на пять главных элементов голоса: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию.

 

Причины дефектов в одном и более элементах следует искать в чисто личных недостатках оратора (вялость, робость, самомнение и т. д.), в неправильных установках в самом процессе произнесения речи (безразличие, застенчивость, поспешность, недостаточное изучение вопроса) или в дурных привычках. Эти причины переплетаются, и хорошая речь невозможна до тех пор, по ка вы не прониклись интересом к ней. Помните, что преподаватель может быть полезен вам, если вы сами серьезно стремитесь пойти навстречу оказываемой поддержке. Но если у вас имеются особые дефекты органического или функционального порядка, например заикание, косноязычие, «волчья пасть», повреждение голосовых связок, вы должны посоветоваться с врачом или специалистом по вопросам патологии речи, если уже ранее с ними не консультировались.

 

Задания

 

Выучите наизусть отрывок в 150 слов из прозаического или стихотворного произведения (приложение III) и произнесите его перед классом. При репетировании сверяйтесь с формой — Критические замечания: голос, произношение, артикуляция.

 

Класс ----------------

 

Имя-------------------

 

Дата-----------------

 

Название темы----

 

ФОРМА ГОЛОС

 

КРИТИЧЕСКИЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

 

ЗАМЕЧАНИЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

 

Пункты Замечания

 

ГОЛОС

 

Достаточна звучность?

 

Чрезмерна звучность?

 

Правильно дыхание?

 

Поверхностное (грудное) дыхание?

 

Редкое дыхание?

 

Одышка?

 

Надлежащая выразительность?

 

ТЕМП

 

Слишком быстрый?

 

Слишком медленный?

 

Достаточна длительность звучания?

 

Достаточно пауз?

 

Отрывистая, замедленная речь?

 

Подходящий темп?

 

ВЫСОТА

 

Слишком большая?

 

Слишком малая? j

 

Монотонность?

 

Подчеркнуты главные слова?

 

Повторяющийся мелодичный рисунок?

 

Разнообразие выразительности?

 

ТЕМБР

 

Приятный?

 

Шумное дыхание?

 

Хриплость, сипота?

 

Пронзительность?

 

Гортанная окраска звука?

 

Гнусавость?

 

Сдавленный звук?

 

Малоподвижная челюсть?

 

Разнообразие выразительности?

 

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ?

 

НЕЧЕТКАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ?

ЗАТРУДНЕННАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ?

 

Глава: Глава X ПЛАН ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕЧИ

 

 

А. ИНТЕРЕСНАЯ И ЯСНАЯ РЕЧЬ

 

Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики. Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершины славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, прежде чем неприятель успевал собраться с силами. За одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от «разу­той, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии» Наполеона.

 

Как и сражение, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть стратегически разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Цель же информационной речи помочь познать и усвоить, а это достижимо лишь при условии, если речь ин­тересна и ясна. Интерес, который должна пробудить информационная речь, вытекает из желания познать. Ясность речи способствует удовлетворению этого желания. Интерес, вызываемый речью, и ясность ее — две стороны одной и той же монеты. В подобном соотношении они и будут обсуждаться в дальнейшем.

 

Хорошая пьеса построена так, что по мере развития осложнений, по мере нарастания в зрительном зале интереса и нетерпения перед публикой все более и более раскрываются смысл происходящего на сцене, характер действующих лиц и сущность складывающихся по­ложений. То же можно сказать и о построении хорошей речи. После обдумывания ее плана, имеющего цель вызвать интерес к теме и помочь освоить предмет, оратор выходит к слушателям с затаенным намерением, которое в соответствии с подготовленным полным конспектом и отдельными деталями последнего приведет его к поставленной цели. В начале речи он скажет: «Я располагаю весьма важным (поразительным, любопытным) фактом. О нем я хочу рассказать вам...» Затем на протяжении речи должны последовать замечания, которые не только поднимают интерес, но и делают его все более напряженным. Оратор обязан знать, где могут понадо­биться вспомогательные данные или стимулирующие интерес замечания и где следует опустить скучную и путаную подробность.

 

Каков должен быть план информационной речи, чтобы она вызывала интерес и была ясна? Предлагаемые вашему вниманию способы построения плана исходят из основных требований — интереса и ясности. Прорабатывайте их внимательно при обдумывании плана каждой вашей речи.

 

1. УЧИТЫВАЙТЕ ИНТЕРЕСЫ АУДИТОРИИ

 

Для «проявления» отпечатков пальцев ФБР применяет следующий прием. Берется чистый лист бумаги и погружается в раствор. Вскоре там, где, казалось, ничего не было, появляется отпечаток. Интерес аудитории вызывают подобно тому, как «проявляют» отпечатки пальцев. Оратор сам не создает интереса. Он только поднимает на поверхность скрытые, дремлющие интересы. Иначе говоря, он их активизирует. Именно в этом заключается первая задача информационной речи. Если оратор попытается выявить то, чего в действительности нет, его постигнет неудача. Если формула проявления неверна, он ничего не добьется.

 

Уже при выборе темы и определении щели вы старались представить себе, к чему питают склонность ваши будущие слушатели. Необходимо при развитии каждого пункта речи задавать вопрос: «Что заинтересует слушателей, например, как членов общины, как граждан, учащихся, как родителей, прихожан, профессионалов?» Основным фактором при решении вопроса о каждом пункте речи может быть: любят ли слушатели музыку или нет, ротарианцы они или нет, домовладельцы или нет и—что особенно важно для речей, произносимых на классных занятиях, — являются ли они студентами колледжа. Следующий вопрос, взятый из доклада на тему «Как гены развиваются в человека», показывает, каким образом оратор ставит характер своих высказываний в зависимость от интересов аудитории:

 

Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?

 

В примере приведен именно футболист, а не просто «человек», и это сразу вдвое повышает интерес слушателей. Таким же образом доклад о кондиционировании воздуха перед деловой аудиторией должен обязательно включать сооображения о стоимости установки и эксплуатации, а также об экономии. Беседа о гигиене в школьной аудитории должна иметь в виду школьные условия. Но, с другой стороны, не все, что говорит оратор, имеет специальное отношение к аудитории. Это резко ограничило бы выбор тем и даже вызвало бы неловкость у слушателей. Большая часть материала в докладах на студенческих занятиях, например по вопросу о телевидении, о налогах, о том, как объезжают диких лошадей, и т. д., вряд ли имеет отношение к жизни колледжа.

 

Поэтому, развивая каждый раздел речи, не только уясняйте себе, заинтересует ли речь аудиторию, если учесть особенности последней, но также затронет ли ваше выступление общечеловеческие интересы. Все люди независимо от возраста, пола, воспитания, профессии, политических убеждений, религии питают одинаковый интерес к вопросам жизни и смерти, здоровья, богатства, престижа, власти, удовольствий, добра и зла. О таких интересах, как об основе убеждений и мотивах действий, будет сказано далее, при обсуждении агитационной речи. В информационной речи они только играют роль стимулов, вызывающих внимание к обсуждаемому предмету. Остальные указания относительно ясного и интересного характера речи помогут вам увязать ее план с тяготением слушателя к данным общим вопросам.

 

2. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ И НОВЫМ И СТАРЫМ

 

Публика не питает интереса к обычному. Ее интересует все новое, не похожее на старое, однако имеющее к нему непосредственное отношение. Вот почему для людей, связанных со сценой, спектакли и закулисная жизнь—самый неиссякающий на свете источник разго­воров. Не потому ли для специалиста по двигателям самый увлекательный в мире предмет — мотор. Он видит подробности, которые не видит рядовой человек, — подробности, имеющие отношение к тому, что он уже знает и что связано с его всепоглощающим интересом к двигателю.

 

Как же сделать обычное интересным, а новое — понятным при подготовке к речи? Во-первых, если тема старая, развивайте ее в связи с новыми фактами и насущными интересами. Во-вторых, если тема новая и необычная, развивайте ее, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт. В обоих случаях основное требование — достаточное знание вопроса. Обычно поверхностное знание—это знание «общих мест». Чем хуже человек знает предмет, тем менее интересны данные, которыми он располагает.

 

Посмотрите, как Брюс Бартон, пользующийся широкой известностью в области коммерческой рекламы в качестве организатора и лектора, избитую тему сделал интересной. Ему пришлось делать доклад по безнадежно скучному вопросу — о значении в быту таких электро - принадлежностей, как стиральные машины. Докладу он дал название: «Надолго ли хватит вашей жены?» Огласив его, он заинтересовал слушателей следующим заявлением:

 

Пока я дойду до конца, мне хотелось бы сказать несколько слов о самом названии доклада и ответить на вызываемые им недоуменные вопросы.

 

Далее он направился в историческую экскурсию, придавшую вопросу неожиданное освещение.

 

Несколько лет назад в Бостоне состоялось празднование, посвященное исторической высадке отцов-пилигримов. После речей мужчин, воздавших должное их заслугам, слово было предоставлено одной остроумной и бойкой особе. Она сказала: «Мне надоело слушать поток похвал по адресу отцов-пилигримов. Я хотела бы посвятить несколько слов матерям-пилигримам. Они претерпели то же, что и отцы-пилигримы, сверх того им пришлось претерпеть от самих отцов-пилигримов».

 

Бартон нашел применение этому примеру, связав его с имеющим к нему отношение самым насущным из всех вопросов — вопросом о жизни и смерти.

 

Друзья мои, знаете ли вы, что случилось с матерями-пилигримами? Они умирали. Они умирали молодыми. Чтобы поднять на ноги одну семью, их нужно было две, а то и три. Отцы были крепкие, закаленные люди и жили подолгу, но работа и тяжелые бытовые условия сокращали жизнь их жен. Минутку внимания...

 

Затем последовали статистические данные. На них обычно смотрят как на что-то нудное и расхолаживающее. Здесь все было иначе. Статистика приковала к себе внимание слушателей. Лектор взял на себя труд раскопать статистические данные и извлечь факты, ко­торые были необычны и затрагивали коренные интересы аудитории. Это было сочетание частного с общим.

 

Из мужчин, окончивших Иельский университет между 1701 и 1745 гг., 418 вступили в брак. Что стало с их женами?

 

33 умерло в возрасте до 25 лет.

 

55 умерло в возрасте до 35 лет.

 

59 умерло в возрасте до 45 лет.

 

Из 418 мужей 147 потеряли жен до достижения последними среднего возраста.

 

Не лучше было и с женами окончивших Гарвардский университет. Возьмем 1671 г. как типичный. Окончивших было 11 человек, из которых один умер холостым в двадцатичетырехлетнем возрасте. Из оставшихся десяти —

 

4 женились дважды;

 

2 женились три раза.

 

На 10 мужей пришлось 18 жен.

 

Эти статистические выкладки были завершены интересным едким замечанием.

 

Справедливо было сказано, что уровень цивилизации можно определять по условиям, в которых живет женщина.

 

Теперь обратите внимание, как малоговорящая тема становится интересной и оживает благодаря обращению к обычным явлениям и заурядному человеческому опыту. Следующий отрывок взят из описания ловли губок Луиса Адамика.

 

В солнечный ясный день дно океана неописуемо прекрасно — оно похоже на огромный сад на скалах, переливающий мягкими, переходящими одна в другую красками. Красота, пронизывающее сознание одиночества, громадная рыбина над тобой и мелкая рыбешка, тыкающаяся носом в твою голую руку, — все это наводит страх. Выбравшись наверх, я не без удовольствия узнал, что в первый раз все трусят. Нужно не меньше года практики, чтоб чувствовать себя в подводном царстве почти как дома.

 

Элементы нового и старого сопоставляются путем уподоблений и контрастов. И действительно, понять новое значит заметить, в чем оно схоже с обычным и чем отличается от уже известного. Сравнения пробуждают и удовлетворяют любознательность. Они вызывают вопрос: «Какова природа этого предмета?» — и отвечают на него, указывая, на что похож или не похож данный предмет. Они приводят в движение мысль слушателя и облегчают ее ход. Подобные методы, поднимающие интерес и вносящие в изложение ясность, уже обсуждались как виды вспомогательных приемов в главе VI и еще будут предметом обсуждения в дальнейшем.

 

3. КОНКРЕТИЗИРУЙТЕ ПЛАН

 

Конкретность тоже имеет отношение к описанным выше способам, поскольку многие темы отвлеченного характера нуждаются в конкретной разработке при помощи уподоблений и противопоставлений. Лишь немногие ораторы ясно представляют себе, что весь план речи, как и его отдельные части, может быть изложен в конкретных терминах. Приводимые ниже главные разделы нашли место в докладе о различных способах реакции человека на окружающую среду.

 

Одни люди подпадают под влияние окружающей среды.

 

Другие — сами управляют окружающей средой.

 

Здесь дана краткая, ясная формулировка с уместным применением контраста. Но сравните следующую редакцию:

 

Одних людей можно уподобить термометру.

 

Других можно сравнить с термостатом.

 

Когда после доклада опросили слушателей-студентов, оказалось, что всем наиболее живо запомнились сравнения с термометром и с термостатом и их смысл. Некоторые студенты ничего, кроме этого, не могли воспроизвести из доклада. Такая обработка речи хорошо иллюстрирует, насколько эффективно общеизвестные мысли облекать в новую форму.

 

В только что приведенном образце плана для пояснения использованы вещественные обозначения. Многие темы, касающиеся таких отвлеченных предметов, как учреждения, нравы, профессии, становятся конкретными благодаря примерам, приводимым из жизни людей. Слушателю нравится, когда ему говорят о том, что люди делают, что говорят. Ему всегда интересно знать, что говорят и делают особенные люди. По этой причине часто приходится прибегать к отдельным высказываниям: выражать идеи словами каких-либо выдающихся людей или словами, отражающими мнение соседей.

 

В интересах конкретности и своеобразия можно воспользоваться формой притчи.

 

Например:

 

Введение. Что такое «политическая деятельность»? «Искусство управлять»,—скажут одни. «Игра», — скажут другие. «Очковтирательство за общественный счет», — скажут третьи. На самом деле политическая деятельность — это общественная деятельность, обязывающая деятельность, имеющая, как и большинство видов карьеры, свои благородные стороны и свою изнанку. Каковы шаги по пути политической карьеры? Давайте проследим путь некоего мифического Билла Смита, поставившего своей целью сделать политическую карьеру.

 

I. Билл Смит, двадцати трех лет, пройдя курс юридических наук и сдав экзамен для поступления в адвокатуру штата, готовится стать политическим деятелем.

 

II. Он начинает карьеру с того, что становится полезным для представителей власти и политических деятелей общины.

 

А. Во время избирательных кампаний он бесплатно предлагает свои услуги.

 

Б. Он обращает на себя внимание своей скромностью и лояльностью.

 

III. Затем он делается своим человеком на закрытых заседаниях партийных лидеров, на окружных собраниях и съездах штата.

 

A. Он изучает проблемы, могущие, по его мнению, возникнуть на этих собраниях.

 

Б. Он высказывается на них так, что обращает на себя внимание сметкой и энергией.

 

B. Но он остерегается задевать тех, чья поддержка ему понадобится в будущем.

 

Г. Как правило, он стоит за наиболее популярное решение вопроса.

 

IV. Следующий его шаг — работа на небольших общественных должностях.

 

А. Он убеждает друзей выдвинуть его кандидатуру.

 

Б. Находясь на официальном посту, он заводит много знакомств, оказывает услуги ипо возможности заручается вниманием прессы к своей персоне.

 

V. Билл Смит ныне, в возрасте 35—40 лет, готовится выставить свою кандидатуру на более крупный пост — члена конгресса, губер­натора, сенатора и т. д.

 

Заключение. Кто знает? Если Билл Смит честен, смел, обладает достаточными способностями и ему сколько-нибудь везет, в один прекрасный день он будет президентом Соединенных Штатов. Добиваясь ясности плана, снова обратитесь к разделу о примерах в главе VI и возможно скорее проработайте указания по поводу конкретности языка в главе XIII.

 

4. СОЗДАВАЙТЕ ОЩУЩЕНИЕ УПОРЯДОЧЕННОГО ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

При прочих равных условиях внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего непосредственно в поле зрения, но и в отношении движения, возникшего в воображении. Даже дви­жение как переход от одной мысли к другой само по себе способно обусловить интерес к ним.

 

Проследите, как Герман Барджер в информационной речи (приложение IV) создает ощущение насыщенного драматизмом движения при изложении событий «Кровавого четверга» в Боливии. Каждый новый раздел поднимает слушателей на более высокий пункт наблю­дения и направляет их внимание на нарастающий трагический ход событий, как объектив киноаппарата ведет за собой внимание кинозрителя:

 

В четверг около 9 часов утра я направился в посольство из квартиры...

 

Приближаясь к посольству, я услышал более интенсивную перестрелку...

 

Чтобы получить общее представление о том, что происходит, некоторые из нас забрались на крышу десятиэтажного здания...

 

Развитие действия, конечно, легче всего использовать в повествовании, но оно находит применение также в описании и объяснении.

 

Чтобы действие было интересным и ясным, движение должно быть осмысленным. Слушатели чувствуют потребность в упорядоченном поступательном развитии идей, доступном их пониманию. Порхать с одного на другое без всякой ощутимой связи значит совершенно дезориентировать слушателя. Это убивает его естественное желание, чтобы впечатления нарастали последовательно и непрерывно. Аналогичную ошибку может сделать оратор, если он, желая соблюдать последовательность, слишком растянет речь, расчленив ее на десять, двадцать главных разделов. Живое внимание, возникшее в начале речи, рассеется и сменится утомлением.

 

Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным. Приводимый ниже порядок пунктов — поступательный и, следовательно, логичный. Переставьте пункты в обратном порядке — и вы почувствуете недопустимость такой перестановки.

 

1. Что происходило с «любительским» спортом в Америке до наших дней?

 

2. Что происходит с «любительским» спортом в настоящее время?

 

3. Что ожидает «любительский» спорт в будущем?

 

Любознательность, то есть жажда знания, — двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цепь вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет — неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя. В следующем примере, характерном для метода вопросов и ответов в информационной речи, дается только обобщение ответов. В самой речи они были даны в развитом виде. Обратите внимание, как здесь одно утверждение приводит к следующему. В таком виде речь напоминает серию вопросов и ответов на групповой дискуссии, с той разницей, что в указанном случае оратор сам регулирует порядок вопросов, и поэтому речь приобретает систему и последовательность:

 

Вступительное утверждение: В Америке четвертая часть браков кончается разводом. (Это утверждение вызывает следующий вопрос.)

 

Вопрос: В чем корень зла?

 

Ответ: В обычно приводимых объяснениях не содержится правильного ответа на данный вопрос. (Такой ответ ведет к следующему вопросу.)

 

Вопрос: Какое объяснение будет правильным?

 

Ответ: Правильное объяснение заключается в том, что между главными причинами, ведущими к вступлению в брак, и подлинной основой брака существует большое различие. (Это вызывает следующий вопрос.)

 

Вопрос: Каковы главные причины, ведущие к заключению брака?

 

Ответ: Половое влечение. (Следующий вопрос является -продолжением предыдущего.) Вопрос: А какие другие причины? Ответ: Другая причина — романтическая любовь. (Ближайший вопрос вытекает из предыдущих утверждений.)

 

Вопрос: В чем подлинная основа брака? Ответ; В родительских инстинктах, то есть в инстинктах материнства и отцовства. (Следующий вопрос обусловлен тем, что предшествующие утверждения не удовлетворяли полностью пробудившуюся любознательность слушателя.)

 

Вопрос: Почему же в разнице между причинами, ведущими к браку, и подлинной основой брака следует искать объяснение неудачных браков?

 

Ответ: Так как половое влечение и романтическая любовь со временем проходят, наступают разочарование и неудовлетворенность.

 

Вы помните по занятиям, посвященным составлению конспекта, что вопросы не находят в нем отражения. Если оратор и задает их, то они играют только роль переходов в изложении и направляют внимание слушателя в русло самой речи. Всякий раз, когда требуется дать направление вниманию или сосредоточить его на ближайших пунктах речи, следует обратиться к такому направляющему вопросу.

 

5. ВНОСИТЕ В РЕЧЬ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТИЗМА

 

Драматические элементы — конфликт, ожидание, развязка. В них много личного, много от непосредственных переживаний. Их можно представить в первом лице, в настоящем времени. Это создает впечатление, что событие или явление развертывается прямо на глазах. Если речь отражает борьбу, которая кроется за различными выводами, входящими в тему, то она вызовет интерес слушателя. Драматизм — не в самих идеях, а в конфликте, который они вызывают.

 

Восстановление картины преступления — один из наиболее эффектных приемов, к которому прибегают юристы-криминалисты:

 

Еще не рассвело. Жертва спит в спальне. В доме больше никого нет. Обвиняемый открывает окно в столовой и забирается в дом. Двигаясь по комнате, он опрокидывает вазу... Прислушивается... Из спальни ни звука. Он быстро приближается к комоду... Дело секунд, думает он: стоит только выдвинуть ящик, найти и взять шкатулку с деньгами. Но ящик не поддается. С отчаянным усилием он дергает ручку. Что это? Шум из спальни? Он теряет самообладание и тянет изо всех сил. Ящик поддается, выскакивает, грохает на пол; его содержимое разлетается по комнате. В эту минуту в дверях показывается старик в ночной сорочке. Он безоружен. Мгновенно, но вполне отдавая себе отчет в своих действиях, обвиняемый выхватывает из кармана пистолет и стреляет — один, два, три раза. Старик опускается на пол...

 

Такой прием может использовать каждый оратор, желающий создать наибольшее впечатление. Некоторые темы можно разработать данным способом от начала до конца. Это относится главным образом к темам повествовательного характера. Но и многие объяснения могут быть изложены в повествовательно-драматической форме. Например, это возможно при такой тематике: «Как Пастер начал войну с бактериями»; «Как предупредить пожары»; «Что происходит при расщеплении атома»; «Биржевая игра»; «Джефферсон против Га­мильтона». При подготовке речи на последнюю из приведенных тем вы можете начать с изложения противоположных точек зрения Джефферсона и Гамильтона на простой народ.

 

Джефферсон: Мы считаем очевидной истину, что все люди созданы равными, что творец их наделил известными неотъемлемыми правами, и в том числе правом на жизнь, свободу и стремление к счастью.

 

Гамильтон: Сударь, ваш народ — скот.

 

Затем можно объединить имеющиеся у вас отрывки, относящиеся к их личной борьбе, положив в основу взгляды на народ у того и другого. Воображаемые разговоры и ситуации обострят у слушателя внутреннее отношение к конфликту.

 

Дав воображению полную свободу, можно построить захватывающую поучительную «драму» на такую прозаическую тему, как «Умение сосредоточенно заниматься». На такую или подобную ей тему была произнесена не одна студенческая речь.

 

Крепко ухватившись за шиворот, я швырнул себя к письменному столу. Яростно кидаюсь на книги, хватаю бумагу, карандаш и, стиснув зубы, начинаю... Один параграф... другой... третий... Чувствую какую-то неловкость... Уж не с желудком ли что? Где, собственно, боль?.. Да-да, здесь... Уж не аппендицит ли?.. Нет, просто хочется есть. Вот в чем дело!.. Невозможно заниматься, если умираешь с голоду...

 

Начиная с этого места, почти каждый студент, обладающий воображением, мажет сказать интересную речь.

 

При повествовательно-драматической форме часто употребляют прямую речь.

 

Тимоти Уэбстер так именно и сказал: «Когда Смазеры выскочили и закричали...»

 

Слушателям интересно знать точные слова людей, мысли которых излагают, и прямая речь почти всегда приковывает их внимание.

 

6. УПРОЩАЙТЕ ПЛАН

 

Об одной из своих ранних пьес Грядущие дни Лилиан Хеллман заметила, что пьеса не имела успеха, так как автор пытался вложить в нее все, что хотел сказать. Одно дело — полностью овладеть темой, другое — суметь из этой полноты знания сделать целесообразные извлечения. Необходимо и то и другое. Если вам надо произнести десятиминутную речь о характере китайца, вам придется долго изучать китайцев, чтобы отметить от двадцати до пятидесяти характерных черт этого народа. Но ваша речь будет более интересна и ясна, если вы путем отбора и сопоставлений выделите четыре-пять особенностей его характера. Эмиль Людвиг, хорошо знающий характер немцев, в своем анализе «Душа немца» остановился только на любви к порядку, дисциплинированности и музыкальности. Конечно, в каждом раз­деле было уделено внимание второстепенным чертам.

 

Обилие основных разделов обычно указывает на то, что автор досконально не продумал главную мысль. Нет необходимости намечать более четырех-пяти основных положений, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти. Иногда даже два раздела могут оказаться достаточными, особенно когда вы желаете сравнить две книги, два учреждения или закона, двух людей. Всегда количество отдельных пунктов, охватываемых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если оратор спешит, чтобы успеть охватить все разделы. слушатели потеряют нить и будут скучать. Они чувствуют удовлетворение, когда вы полностью разделываетесь с одной идеей, прежде чем перейти к другой. Если положенного времени не хватает и вы не можете сказать все, что наметили, сокращайте объем тематического задания. Речь, в которой непрестанно возвращаются к одному и тому же, — сущее наказание для слушателя. Она по­хожа на молитву многоречивого проповедника, который после упоминания всех болящих и страждущих, праведников и грешников, молодых и стариков, друзей и недругов и всего рода людского провозгласил: «И, наконец, всевышний, ниспошли благословение на человечество во всех необитаемых частях земного шара».








Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 658;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.068 сек.