11 страница
Если внимательно прислушаться к смене высоты в других фразах, то за редкими исключениями она варьирует таким же образом.
Как иным образом тон определяет смысл? Прежде всего он отличает вопрос от утверждения. Произнесите утвердительно «Вы согласны» и затем вопросительно
«Вы согласны?» Последнее повышение тона создает приятную смену впечатлений после обычных пониженных интонаций. Вот почему ораторы должны почаще прибегать к вопросам. Но следует отметить, что в вопросительных предложениях, начинающихся с вопросительного слова, как правило, нет нужды в подъеме интонации на последних словах.
Окончательность и непреложность суждения, как и их противоположность, характеризуются направлением и стремительностью интонации. Обычно чем стремительней падение интонации, тем более категорична окончательность, тем больше убежденности, тем полнее насыщенность мысли и т. д. Но и стремительный подъем может также обозначать окончательность. Скажите следующую фразу, стараясь выразить, что иное утверждение немыслимо:
Неопределенность, недоумение, сомнение, неполнота находят выражение в медленно поднимающихся и неглубоких интонациях:
Важное значение интонация приобретает при подчеркивании контраста. В следующей фразе повышение на слове преступный и понижение на слове неправый необходимы, чтобы оттенить противопоставление двух идей:
Такие же интонационные противопоставления применимы в следующих суждениях:
С одной стороны высятся горы, с другой — простирается море.
Могло не случиться сегодня, но может случиться завтра.
У нас альтернатива — или помогать Европе, или потерять рынки.
Проводимые в суждениях параллели иногда выражаются тождественными и уравновешивающими друг друга интонациями.
Стоит отметить, как при помощи интонации подчеркивается равнозначимость идей в следующих предложениях:
Сколько голосовало за список оппозиции? Десять. А сколько потеряло работу? Десять.
3. ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ В ИНТОНАЦИЯХ
Разные чувства и глубина их часто передаются интонацией. Например, представления о большом оживлении, воодушевлении, непроизвольном и стремительном ходе мыслей, характерные для разговорной речи, требуют быстрой и решительной смены интонаций. Сопоставьте интонации в следующих замечаниях:
Я очень счастлив. Я не очень счастлив.
В коротких суждениях конкретного и повествовательного характера оживленные интонации почти неизбежны. Произнесите следующий отрывок и прислушайтесь к модуляциям:
Итак, джентльмены, здесь-то оно и было... Не тот подарок, какого я ждал. Но все же довольно хороший подарок. Довольно хороший! Да я глазам не мог поверить! Я обошел его кругом, сгорая от любопытства и даже боясь прикоснуться к нему.
Поскольку ораторам приходится уделять много времени довольно отвлеченным вопросам, они пренебрегают модуляциями, более уместными при изложении конкретных идей. Сможете ли вы интонационно обработать следующий отрывок в такой же оживленной манере, как только что приведенный:
«Благодаря воспитанию, — сказал Аристотель,—я учусь делать при случае то, что другие делают по принуждению и из страха». Но знаете ли вы, что в наши дни в Америке не посещают школ три миллиона детей школьного возраста?
Глубокие эмоции, грусть, жалость, нежные человеческие чувства, представления о величественном всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций:
На всей земле нет более прекрасного зрелища. Пасмурно на душе у человека, который мог бы пройти мимо, не будучи тронут его великолепием. В открывавшихся перед ним безлюдных просторах без конца и без края не было ни звука, ни движения, которые отвлекли бы его от печальных дум.
Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса, как например в фразе: «Я же предупреждал вас, что если законопроект пройдет...!»
Существует и форма певучей речи, часто встречающаяся у духовных лиц. В ней обычны длинные периоды интонирования на средней высоте. Это возможно при сдержанных эмоциональных высказываниях и допустимо при чтении стихов или художественной прозы. Но в речах такой прием может найти неправильное применение, и его следует избегать.
Если вы серьезно думаете стать оратором, приучайте ухо улавливать высоту звучания. Это не всегда легко сделать: речевые модуляции благодаря их быстроте порой иллюзорны и обманчивы. Упражняйтесь, пока не будете располагать широким репертуаром речевых .мелодий.
4. НЕДОСТАТКИ ИНТОНИРОВАНИЯ
Некоторые дурные привычки интонирования весьма досаждают оратору. Для их преодоления необходимо пройти курс практических занятий.
а) Монотонность
Монотонная речь в ее предельном выражении — речь на одной неизменной высоте звука. Однако если даже на протяжении одной фразы высота меняется только на два или три тона, речь остается монотонной. В большинстве предложений вы должны пользоваться не менее чем семью полными тонами, или диапазоном октавы. Для произнесения чрезвычайно напряженных мест могут понадобиться и две октавы. Проверьте диапазон вашего голоса по роялю или напевая гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Определите, какова у вас средняя или наиболее подходящая высота тона. Затем попробуйте поднять ее или опустить на несколько тонов. Произносите восклицание «А!» в медленном темпе, начиная с высокой ноты, с какой только возможно, и спускаясь до предельно низкой. Затем идите обратным порядком. Прислушайтесь к самому высокому и самому низкому звучанию. Обратите внимание, насколько диапазон в данном случае шире, чем это возможно, по мнению новичков, в речи.
б) Слишком высокий тон
Амброз Бэрс однажды отметил как положительный факт «неправильное представление о предельной высоте голоса». Несомненно, чрезмерно повышенный тон возникает от избытка рвения. Спорщики, например, в запальчивости часто начинают говорить слишком высоким голосом. Но то же самое может произойти в результате недостаточного дыхания или застенчивости. В чем бы ни заключалась причина, следствием являются слабость и неустойчивость голоса.
Если у вас слишком высокий голос, вам необходимо серьезно поупражняться, чтобы снизить его. Читайте ежедневно вслух, расслабив мышцы гортани, пока естественный низкий тон не станет привычным и более удобным. Рекомендуемые ниже упражнения окажутся весьма полезными.
в) Слишком низкий тон
Причина этого недостатка в большинстве случаев заключается в отсутствии увлечения и энергии. В обоих случаях средства излечения очевидны. Но бывает, что робкие или внезапно оробевшие ораторы начинают говорить, снизив звучность и высоту тона. Если у вас неполадки с голосом именно по этой причине, решительно и немедленно переходите к патетической речи. Нужно только набраться смелости. Сделайте решительную попытку, рискните! Воображение поможет. Если бы даже вам пришлось отрабатывать речь в маленькой комнатке, вообразите, что вы обращаетесь к публике, находящейся от вас в пятидесяти футах. Выберите отрывок, в котором говорится о решительных, безотлагательных действиях; подчеркните слова, требующие особенного упора,и для практики произносите их даже с избытком выразительности. Произнесите следующую фразу, стараясь подчеркнуть, насколько возможно, чрезвычайно большой размер денежной суммы. Проследите, какова будет высота тона при произнесении слов, выделенных курсивом.
По данным Министерства торговли строительство обойдется в четыреста пятьдесят миллионов долларов!
г) Недостаток выразительности в более значительных словах
В связи с тем, что уже говорилось ранее, данный вопрос не нуждается в пространном обсуждении. Полезно для /проверки интонирования сначала испробовать, достаточно ли выразительно звучат у вас существительные и глаголы, и затем, довольно ли быстро вами произносятся вспомогательные слова—прилагательные и наречия. Отчасти благодаря вошедшему в привычку расточительному употреблению прилагательных и наречий мы в общем недостаточно выразительно произносим их. Однако если определяющее слово не заслуживает подчеркивания интонацией, вряд ли оно уместно в предложении. Попробуйте сказать фразу: «Это была очень тяжелая работа»—без изменения интонации в словах очень тяжелая. Теперь попробуйте сказать с чувством: «Это была тяжелая работа». Обратите внимание на изменение интонации в слове тяжелая. Какая из этих фраз создаст большее впечатление?
д) Повторные интонационные обороты
Оратор может избрать подходящий мелодический оборот для данной фразы, но, настойчиво повторяя его, может сделать его невыразительным и скучным, как уже надоевшая и когда-то популярная песенка. Проработай те следующую фразу сначала с одним и тем же мелодическим оборотом для каждого последующего утверждения, а затем внесите разнообразие:
Я имел лишь морские сухари в качестве пищи, лишь мерзлую грязь вместо воды, лишь ельник взамен крова, только койотов для компании.
Если вы примените спадающие интонации, словно оканчивая фразу, на словах пищи, воды, крова, создастся впечатление монотонности и отрывистости. Если прибегнете к интонационному подъему или будете одинаково задерживаться на этих словах, впечатление окажется не лучшим, исключая падающую интонацию на слове компании, необходимую в конце всей фразы и вносящую некоторое облегчение. Должные перемены интонации требуют достаточного сходства в словах пищи, воды и крова, чтобы подчеркнуть их параллелизм, но в то же время и некоторого различия, чтобы придать им приятное для слуха своеобразие. То же самое справедливо в отношении слов морские сухари, мерзлую грязь, ельник и койотов.
Ошибочный оборот в интонировании, довольно часто встречающийся, начинается с весьма высокого и сильного звучания, которое затем по мере приближения к концу неуклонно падает в тоне и силе. Если при чтении следующего отрывка вы сделаете выразительный упор на слова, напечатанные курсивом, получится только что указанный результат:
Когда я говорю о познании греко-римского античного мира, как о способе познания нас самих и вселенной, я имею в виду не необходимость изучить такой-то словарный запас, столько-то грамматических правил, столько-то отрывков на греческом и латинском языках, я имею в виду познать самих греков и римлян, их образ жизни, а также что они представляли и что дали человечеству.
Ошибка, характерная для неуверенных в себе ораторов, заключается в том, что завершающее слово в той или иной отдельной мысли произносится нерешительно, неопределенно, с какой-то средней интонацией. Это катастрофический недостаток, так как завершение фразы определяет отношение самого оратора к высказываемой мысли,
Упражнения в интонациях
1. На сколько ладов можете вы произнести простую фразу, устанавливающую факт: «Джим Браун и Роберт Джонс прибыли в город»? Акцентируйте сначала Джим, потом Браун, затем последовательно каждое слово в предложении. Обращайте внимание на изменение смысла фразы.
Далее повторяйте это предложение, придавая ему значение не только фактической справки. Придавайте ему выражение любопытства, отвращения, гнева, умиротворенности, утомления, утешения, тревоги, угрозы и т. д. Если сначала вы не сможете уловить смену интонации, пригласите на помощь приятеля. Прислушивайтесь к интонациям друг друга и анализируйте их.
2. Произносите каждое из следующих предложений сначала, как будто вы чувствуете лень или вам хочется спать, затем — как будто вы бодро, деловито настроены, и, наконец, как будто вы возбуждены. Прислушивайтесь к разнице и высоте и длительности звучания от начала до конца.
Первый приз — сто долларов. Мы отправляемся на дачу. Счет был семь к шести. Поезд отходит.
3. Оживленная беседа вызывает непрерывную смену интонаций. Прочтите выдержку № 22 на стр. 414, старательно подчеркивая ее разговорный характер и прислушиваясь к интонациям.
4. Упражняйтесь в чтении отрывка № 20 на стр. 413 в той же разговорной манере, как и при чтении отрывка № 22. Подчеркните слова, которые требуют особой смены тональности.
Г. ТЕМБР
Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует. Безотносительно к сходству или разнице в высоте и звучности звуки, издаваемые басовым рожком, по качеству отличаются от звуков тромбона и еще более от звуков скрипки или кларнета. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково.
1. УЛУЧШЕНИЕ ТЕМБРА
Пожалуй, невозможно совершенно изменить тембр голоса. Но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения. Подобно другим элементам голоса, тембр зависит от психического состояния оратора. Звучание голоса не будет чистым и прозрачным, если ваши идеи не ясны или безжизненны, и вы сами это чувствуете. Обратите внимание, как по-разному звучит голос, когда вы утомлены, подавлены, стесняетесь или сердитесь.
Значительного улучшения можно добиться только систематическими занятиями. Можно заняться улучшением тембра вообще или обработкой его для выражения различных мыслей и чувств. Хороший тембр—это звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями. Такое звучание—результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок и ничем не стесненных резонирующих камер, то есть гортани, полостей рта и носа. Здесь действует то же правило, что и для контролируемого дыхания во время речи: упор на грудобрюшную преграду и свободное функционирование гортани. Сдавленность сильно вредит качеству звука. Необходимо чувствовать, насколько легко звуковой поток устремляется к передней части рта.
Чтобы понять, как важна для хорошего тембра правильная работа резонирующих камер, произнесите, например, и и о . Вы обратите внимание, что положение языка и губ вместе с изменением объема и формы полости рта в каждом случае определяет качество звука. Совершенно так же мы образуем и различаем другие звуки. Образование отдельных звуков имеет отношение к артикуляции, о которой будет сказано в следующей главе. Но если мышцы горла напряжены, челюсть неповоротлива, а язык, губы, мягкое нёбо малоподвижны, будет плохо не только с артикуляцией, но и с тембром.
2. НЕДОСТАТКИ ТЕМБРА
Недостатки тембра могут быть: а) одышка, б) хрипота, в) резкость, г) гортанность, д) гнусавость.
а) Одышка
Об одышке уже говорилось в связи с вопросом о правильном дыхании. Проверьте голос на одышку, произнося слова, начинающиеся с х, т и п. Вслушайтесь в голос при произнесении этих слов с разной силой и длительностью, чтобы убедиться, не продолжает ли быстрый и мощный поток воздуха, не приведенного в состояние колебания и затрачиваемого на образование этих согласных, избыточно изливаться в следующих за ними гласных. Также старайтесь развить в себе чувство уверенности и свободы, когда находитесь перед аудиторией, чтобы избежать опасности «запыхаться», как это случается с оробевшими новичками. Если недостатки устойчивы, займитесь упражнениями в постановке дыхания (стр. 193) и упражнениями по улучшению тембра, указанными в конце настоящей главы. При отсутствии положительных результатов по истечения одной-двух недель посоветуйтесь с преподавателем или врачом, поскольку причина осложнений может быть органического порядка.
б) Хрипота
Хрипота обычно возникает в результате недостатков в вибрации голосовых связок. Вибрация может быть неровной, она может сопровождаться легким придыханием, что происходит при болезненном состоянии гортани, когда в голосовых связках появляются инородные вещества, которые препятствуют их свободному функционированию. Хрипоту можно установить сразу, издавая протяжно и громко «а» и вслушиваясь в вибрацию.
За исключением случаев болезни гортани, ее хронического катаррального состояния или переутомления, например от крика на футбольных состязаниях, причину устойчивой хрипоты нужно искать в привычках вашей обыденной речи. Не напряжена ли у вас мускулатура глотки и шеи, когда вы говорите? Не натружено ли горло уже после нескольких минут речи?
Первое, что надо сделать, — дать покой горлу. Не говорите много, не говорите подолгу. После исчезновения хрипоты займитесь упражнениями, указанными на стр. 193, и упражнениями по улучшению тембра, рекомендуемыми ниже. Но никогда во время упражнений не утомляйте и не напрягайте горло.
в) Резкость
Резкий, или пронзительный, звук указывает или на недостатки в работе голосовых связок, или на недостатки резонанса. Голосовые связки могут быть сомкнуты слишком тесно или глотка может находиться в сдавленном состоянии. Каждый из этих дефектов усугубляется редким и поверхностным дыханием, а также необычной общей высотой тона. Наиболее частая причина пронзительности — нервность и сверхнапряжение. Сварливые люди обычно обладают пронзительным голосом. Против такого недостатка можно порекомендовать, с одной стороны, спокойное и свободное состояние гортани, правильное дыхание и нормальную высоту звука, а с другой — непринужденность, спокойствие, сдержанность.
г) Гортанность
Для этого порока характерны явное «заглатывание» звука, т. е. локализация его где-то в глубине полости рта и безжизненность звучания. Горловой тембр часто сопровождается слишком низким, задненёбным, шероховатым звучанием и замиранием звука в конце фразы.
Горловой тембр схож с приглушенным звуком, причина которого кроется отчасти в малоподвижной челюсти. Попробуйте сказать одну-две фразы, преднамеренно не давая ей свободы движения, затем совершенно ослабьте ее, чтобы она свободно двигалась вниз. В общем чем более она ослаблена, тем шире открыт рот. При этом не упускайте также из виду, что при слишком низком опускании челюсти сдавливается горло и это ухудшает тембр и мешает артикуляции.
Дефект, часто называемый вялостью звука, схож с описываемым здесь недостатком в том отношении, что явно обусловлен локализацией звука в глубине рта за нёбом и напряженным состоянием гортани и челюсти. Откройте широко рот и посмотрите в зеркало — вы увидите через дугообразное отверстие в задней половине рта стенки гортани. Обратите внимание, насколько они подвижны и что происходит, если вы сжимаете их: они ни резонируют свободно, ни допускают беспрепятственного выхода звука наружу, к передней части рта.
Если звук горловой, приглушенный или вялый, следует добиться более устойчивого и равномерного давления воздушного потока на голосовые связки. Возможно, придется поднять и общую высоту звучания.
д) Гнусавость
Резко выраженный носовой резонанс любых звуков английской речи, за исключением m, п и ng, следует рассматривать как гнусавость. Но нам может казаться гнусавостью и любой тембр, если звучание как бы замкнуто в камере, где выход вибрирующего воздушного потока менее свободен, чем приток. Это так называемое «спертое» звучание и возникает вследствие сдавливания или противодействия гортани. Избыточный носовой призвук обычно вызывается тем, что приток воздуха в нос более свободен, чем его выход через ноздри. Последнее происходит, если мягкое нёбо, расположенное сзади переднего и приподнимающееся, чтоб закрыть носовые пути, опускается, благодаря чему пропускает значительную часть воздушного потока в нос. Причина может быть и в том, что малоподвижная челюсть, не позволяя достаточно широко открыть рот, способствует слишком большому притоку воздуха в носовую полость.
Впрочем, некоторый носовой призвук является естественным для всех гласных. Большинство авторитетов по вопросам фонетики сходится в мнении, что если мягкое нёбо слишком плотно прикрывает носовую полость при произнесении гласных, то результатом будет не свободная от гнусавости речь, а звучание, тоже воспринимаемое как произношение «в нос».
Итак, ослаблять напряжение гортани, развивать подвижность челюсти, управлять гибкостью мягкого нёба — таковы средства, необходимые для преодоления гнусавого звучания.
3. ТЕМБР И ЕГО РОЛЬ В ПЕРЕДАЧЕ ЧУВСТВ
Тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать в зависимости от выражаемых мыслей и чувств. Как идеи обладают различной силой воздействия, различной способностью вызывать те или иные чувства, так и самая гармония человеческого голоса может порождать те же переживания. У проповедника-ревивалиста XVIII столетия Джорджа Уайтфильда голос был настолько богат оттенками, настолько музыкален, что произнесением одного только слова он мог вызвать у присутствующих слезы — так по крайней мере говорили про него. Чтобы убедиться, какое значение имеет одно только звучание, повторяйте слово «хорошо» с выражением радости, восторга, восхищения, нерешительности, угрозы, гнева и т. д. Разумеется, можно менять высоту звука. Но следует менять и гармонию, ибо в ней и заключается сила эмоционального воздействия голоса.
Вы видели, что изменение звучности, темпов и высоты указывает логическую значимость слов — их относительную роль в элементах суждения. Здесь на помощь приходит и тембр, поскольку наиболее подчеркиваемые слова должны обладать большим резонансом. При произнесении же отдельных конкретных слов, содержащих призыв к чувствам и вообще имеющих эмоциональный характер, тембр играет весьма существенную роль. Произнесите две нижеуказанные фразы и обратите внимание на качество звучания. В первой фразе разница подчеркивается большим напряжением гортани, чем во второй; Оно было твердо, как железо. Оно было мягко, как шелк.
Во-первых, проверяйте тембр при употреблении конкретных обозначений, и вам станет ясно, что он меняется в соответствии с тем, идет ли речь о твердом или мягком, тяжелом или легком, неровном или гладком, об остром или тупом, сухом или мокром, медленном или скором, светлом или темном, о сладком или горьком, горячем или холодном, большом или маленьком, о тонком или толстом, нескладном или грациозном, о чистом или грязном, тугом или свободном, солидном или хрупком.
Во-вторых, произведите проверку на обозначениях настроений— подавленного и приподнятого, радостного и грустного, веселого и меланхоличного, энергичного и ленивого, покорного и боевого, благодушного и раздраженного, шутливого и гневного, трагического и комического.
В-третьих, займитесь терминами для моральной и иной оценки: хорошее — плохое, доброта — жестокость, великодушие — эгоизм, любовь — ненависть, благородство— низость, мудрость — глупость, гордость — скромность, грубость — мягкость, красота — безобразие.
Голос должен отражать чувства и ощущения, связанные со словами и с сопровождающим контекстом. Прочитайте следующие предложения, выделяя окраской звучания контрастирующий смысл слов, напечатанных курсивом:
С час они шли, энергично налегая на весла, а затем стали плавно скользить по течению.
В мирной тишине, царившей над сонными лугами, все еще раздавался резкий лязг стали.
Единый мир? Единый христианский мир? И это в то время, когда многие пребывают в сытом и бездумном благодушии, а другие лежат в агонии, умирая от холода и голода!
Дайте мне одного простодушного молодого рыцаря в сверкающих доспехах, у вас будет целый грузовой вагон мелких жуликов-крючкотворов.
Наблюдение за качеством звучания публичной речи, как и обычного разговора, почти всегда ведется непроизвольно. Однако вопрос заслуживает некоторой экспериментальной проверки, поскольку новички, находясь перед аудиторией, решительно склонны «выключать» разнообразие звучания, обогащающее их речь в быту. С другой стороны, можно и перестараться, и тогда излишняя выразительность придаст звучанию речи искусственный характер. Окраска звука должна отражать подлинное чувство. Поэтические произведения с присущими им конкретностью и лиризмом — наилучший материал для упражнений. Отбирайте излюбленные поэтические отрывки и почаще читайте их вслух.
Если у вас серьезные затруднения с улучшением тембра, читайте вслух один-два раза в день извлечения в приложении III или другие подходящие отрывки по своему усмотрению. Перед чтением продумайте и прочувствуйте смысл. Избегайте искусственности и фальши.
Задания
Запомните наизусть прозаический отрывок (не более чем в 200 слов) (см. приложение III) и прочитайте перед классом. При подготовке сверяйтесь с формой — Критические замечания: голос, произношение, артикуляция в конце главы IX.
Глава: Глава IX ПРОИЗНОШЕНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ
Хорас Портер, бывший посол США во Франции, сказал о жителях Новой Англии:
Постоянно стремясь к новым добродетелям, они все же крепко держатся за свои пороки.
То же можно сказать и о большинстве учащихся, начинающих работу над улучшением своих голосовых средств. Вероятнее всего, самый упорный труд будет затрачен не столько на овладение правильным произношением, сколько на преодоление недостатков речи, приобретенных в результате многолетней дурной артикуляции. Артикуляция заключается в членораздельном произнесении. Все органы речи, непосредственно или посредственно, являются артикуляторами, но в образовании отдельных звуков Главную роль играют язык, зубы, десны, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, твердое нёбо.
Из всех этих органов язык наиболее гибкий и активный. Он может быть приподнят, опущен, выдвинут вперед, отодвинут назад, выгнут вперед или назад; кончик его может быть сужен или расширен, и, наконец, ему можно придать форму желобка. Обратите внимание на результаты, когда вы упретесь кончиком или лопаткой языка (участок, находящийся за его кончикам) в передние зубы или в верхнее нёбо и выгнете язык у основания по направлению к мягкому нёбу. Язык вместе с движением нижней челюсти вверх и вниз и соответствующим округлением и растягиванием губ образует гласные звуки. Закрывая и суживая отверстие рта по-разному— в области мягкого нёба, твердого нёба, верхних зубов и т. д., — язык участвует в произнесении большинства согласных. Но в произнесении «б» и «п» участвуют
губы, в произнесении «ф» и «в» — нижняя губа и верхние передние зубы, в произнесении «т» — губы и мягкое нёбо, то есть участок за твердым нёбом. Мягкое нёбо приподнимается и опускается и таким образом открывает и закрывает вход в полость носа.
А. ПРОИЗНОШЕНИЕ
Неправильное произнесение звуков и неправильное произношение дают одни и те же результаты. В неправильно произносимом слове звуки пропадают, видоизменяются или же появляются новые звуки. То же самое происходит и при дурном произношении. Впрочем, произношение касается требований правильной речи и вопроса о местных наречиях. Артикуляция связана с требованиями членораздельного, отчетливого произнесения. У нас неправильное произношение, когда мы не знаем, как следует произносить правильно те или иные слова; у нас неправильная артикуляция, когда мы знаем, как их следует произносить, и тем не менее выговариваем их неправильно. От дурного произношения можно избавиться, систематически и тщательно изучая словари и внимательно прислушиваясь к речи окружающих, в особенности образованных людей. С плохим произнесением следует бороться, критически прислушиваясь к своей речи и упорно упражняясь в достижении четкости и членораздельности.
Произношение становится камнем преткновения для ораторов вследствие влияния местных наречий, вносящих изменения в общепринятый язык, и обманчивости английского правописания. Если вы уроженец Бостона, Нового Орлеана, Чарльстона или Атланты, нечего надеяться, что вы можете изменить произношение в соответствии с требованиями аудитории, состоящей из жителей Чикаго. Хотя значительное большинство населения Соединенных Штатов говорит в основном на едином диалекте, известном под названием общеамериканокого, единого правильного произношения не существует. Гораздо более серьезен вопрос о вульгаризмах, встречающихся повсеместно в речи малокультурных людей.
Б. АРТИКУЛЯЦИЯ
...Наиболее тяжкий порок — неправильное произнесение. Оратор знает, как следует произносить, но по укоренившейся неряшливости и беспечности не стремится к четкой, членораздельной речи...
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 775;