Каковы позиции науки о детстве в США? Чему учит история дошкольных учреждений в США? Каковы их проблемы сегодня?
Каково отношение общества к дошкольным учреждениям в США? Почему?
Как решается проблема соотношения семейных, общественных и научных основ в воспитании ребенка? Какой подход считается оптимальным?
Как воспитывают в США патриотизм, умение самостоятельно мыслить и высказывать свою точку зрения, доказывать свою правоту, прибегать к различным формам демократического решения вопроса?
Как устроены центры деятельности в обычном детском саду? Как организована работа в центрах? Почему этот подход получает сейчас такое широкое распространение?
Каковы особенности перехода в школу? Какие типы школ существуют? Довольно ли общество своей образовательной системой?
КИТАЙ
До Второй мировой войны в Китае детских садов было мало, они были частные, в них ходили дети из богатых семей в сопровождении нянь. После войны началось строительство социализма, ориентированное на лучшие достижения советской системы (за границей нашу методику иногда называют по имени великого русского ученого И.П.Павлова «павловским подходом»: у ребенка можно сформировать любые качества и способности, если правильно его стимулировать, поощряя и порицая). Во время культурной революции 1966—1976 гг. отрицались и советские, и капиталистические ценности, в школы пришли малообразованные непрофессионалы. С 80-х годов началась ориентация на США и Японию, и сейчас детские сады стали гораздо более разнообразными. Приходилось бороться с инфантицидом (детоубийством) у женщин, связанным с традиционными представлениями о том, что мальчики лучше девочек (мальчики — опора в старости, продолжатели рода, а девочки — «выкормленные для чужого стола утки»). Сейчас мальчиков рождается настолько больше, чем девочек (примерно в соотношении 3:2), что в дальнейшем это может стать проблемой для всей страны.
В послевоенной истории дошкольного воспитания КНР различают четыре периода, соответствующие политическому развитию страны.
Первый — с 1949 по 1957 г. — был связан с неуклонным ростом сети дошкольного воспитания и происходил в период восстановления экономики страны и в первую пятилетку. Ясли были переведены в подчинение Министерству здравоохранения, а детские сады — народного образования. Тогда же были сформулированы основные принципы дошкольного воспитания — учет разнообразных условий и опора на местные органы и организации, способные оказать поддержку детским садам. В это время в Китае ориентировались на СССР; советские специалисты по дошкольному воспитанию организовали первые экспериментальные детские сады.
В последующий период, с 1958 по 1965 г., число детских садов росло очень быстро, в результате помещений, материального оборудования и персонала не хватало. Качество дошкольного воспитания считалось капиталистическим предрассудком, важнее было сориентировать ребенка на взрослого, а не наоборот. Однако к концу этого времени была поставлена цель добиваться качества, а не количества, и развитие системы дошкольного воспитания приняло нормальный ход.
В период культурной революции 1966—1976 гг. система дошкольного воспитания очень пострадала: необходимо было прививать детям революционные и милитаристские идеи, заучивать с ними стихи и цитаты из произведений Мао.
В последний, четвертый период (с 1976 г. по наши дни) политика повернулась в сторону модернизации, экономического развития, а детские сады — к образованию. Были восстановлены и укреплены органы просвещения, система повышения квалификации, особое значение стало придаваться качеству образования. Содержание образования связано прежде всего с привитием гигиенических навыков, физической активностью, речью, представлениями о природе и обществе, математикой, музыкой, искусством, нравственностью. Нравственность включает любовь к родине, народу, семье, к детскому саду, воспитателю и товарищам, к работе, особенно к работе в коллективе, уважение к общественной собственности, альтруизм, стремление поделиться, скромность, способность принимать критику, честность, уважение к старшим, социальное поведение, гостеприимство, чувство оптимизма и доверия. Развитие речи включает в себя обучение стандартному литературному языку, четкому и правильному произношению; расширение словаря, развитие выразительности речи, формирование умения высказывать свои желания и мысли, развитие связной речи, умения описывать содержание картины, слушать рассказы, петь песни, понимать основное содержание задачи, замысла текста, заучивание 25 — 30 простых стишков и пересказ 8 — 10 историй, любовь к книге и детским радиопередачам. Дети национальных меньшинств говорят и на китайском, и на языке своего народа.
Примерный режим работы дошкольного учреждения: 6.30 — подъем; 7.00 — зарядка (для ночной группы); 7.45 — завтрак; 8.15 — зарядка (для дневной группы; в понедельник — проверка здоровья); 8.30 — утреннее приветствие в группе; 8.45 — занятия; 10.00 — перемена (купание); 10.30 — игры на улице; 11.45 — обед; 12.15 -тихий час; 15.00 — полдник; 15.30 — групповые игры, пение, танцы; 16.15 — игра; 17.30 — ужин; 18.00—18.30 — родители забирают детей; 18.30 — ночная группа смотрит телевизор или играет в свободные игры; 20.00 — сон.
В Китае детские сады довольно большие, например 270 детей и 60 взрослых. В группе 26 человек. Часть детей посещает дошкольные учреждения только днем (с 8.00 до 18.00, прием детей начинается в 7.45) и уходит домой; часть (5%) остается на ночь; родители забирают их только в среду и субботу. Медсестра проверяет в понедельник утром, здоровы ли дети. Еще во дворе звучит маршевая музыка, детям предлагают завтрак, и обычно они его съедают, хотя уже завтракали дома. Есть кухня, где готовят и моют посуду. Дети одеты ярко, у девочек в волосах красные и розовые бантики, некоторые мальчики одеты в военную форму. В групповой комнате стоят парты на двоих, на стене доска, календарь, китайский алфавит, картина. Стены и потолок серого цвета. Помещение не отапливается, и дети находятся в помещении в той же одежде, что на улице. В группе обычно работают два воспитателя и помощник воспитателя, разного возраста. В 8.30 начинаются зарядка и ритмика, затем дети поют и танцуют. Затем они садятся за парты, им раздают деревянные наборные кубики в коробках. Там же лежит картинка-инструкция — что нужно построить из кубиков. Детям рекомендуют думать, когда они играют в такие игры, и поднять руку, когда они закончили. Тех, кто допускает ошибки, поправляют. Тем, кто справился, предлагают еще раз сделать то же самое или выполнить другое задание. Когда все дети закончат, дежурные собирают коробки и ставят их в шкаф, а остальные наблюдают за ними. В 10.00 все вместе идут в туалет, а потом моют руки. Затем на улице дети играют в организованные игры, которые им нравятся; дети смеются и разговаривают, некоторые мальчики используют приемы традиционной борьбы. В 10.45 детям из ночной группы пора мыться, они берут чистую одежду с полочек в спальне и купаются (по трое-четверо) в больших ваннах. Вытершись и одевшись, переходят в групповую комнату, где садятся на свои места. Со всеми этими делами дети могут справляться почти самостоятельно. Затем они занимаются математикой, учатся складывать и вычитать, каждый отвечает сам хотя бы раз. Многие устные задания выполняются хором. Затем наступает время обеда, который приносят в группу с кухни. Дежурные помогают взрослым. Дети выходят на улицу, моют руки и возвращаются. Им предлагают, например, соевые бобы, овощи, свинину, булочку и стакан кипяченой воды. Напоминают, что есть нужно тихо, еду не крошить, сосредоточиться на еде как на учебе. Детей уговаривают доедать все до конца. Кто хочет, может взять добавку, но должен съесть все. Дежурные собирают пустую посуду, дети вытирают столы. Наступает время сна. В спальне дети полощут рот водой (каждый из своей чашки) и вытирают лицо (каждый своим полотенцем). Затем дети аккуратно раздеваются до трусов и маек и ложатся каждый в свою кровать. Тихий час продолжается с 12.00 до 14.30, хотя мало кто из детей спит так долго. В это время взрослые едят, выполняют «бумажную» работу и отдыхают в соседней комнате. После сна дети идут в туалет, умываются, полощут рот. На полдник им дают печенье и порошковое молоко. Вернувшись в групповую комнату, дети повторяют хором за воспитательницей патриотический рассказ по картинкам. Затем они играют на улице в подвижную игру по правилам. В 17.00, после посещения туалета, поют песню с движениями, а потом ужинают (мясо с рисом и овощами). В 18.00 дети слушают пластинки. В 19.30 они идут в спальню, полощут рот, ложатся спать, около 20.00 засыпают.
В Китае существуют очень большие различия между городом и деревней, и они отражаются на условиях жизни детей в детских садах. В стране, где официальной политикой является требование иметь только одного ребенка, родители, бабушки и дедушки очень заботятся о нем. Родители балуют, холят, лелеят, даже подкупают ребенка. Возникает опасность, что избалованный ребенок не сможет воспринять принципы коллективизма, товарищества. С другой стороны, в семьях, где один ребенок, он лучше питается и получает более хорошее образование. В Китае считают: если быть только с ребенком, то невозможно хорошо работать. В детском саду дети должны перестать быть эгоистами. Государство, требуя от родителей жертвы -- иметь только одного ребенка, гарантирует им помощь в охране здоровья и образовании. Воспитатели считают, что если ребенок с трудом расстается с родителями, то это потому, что они его избаловали и сами с трудом отпускают. В детском саду не допускаются драки, плохое поведение, избалованность, отказ подчиниться требованию старшего. Если ребенок плохо себя ведет, воспитатель должен подойти к нему и показать, что он это заметил. После того как ребенок поймет, в чем он провинился, воспитатель называет его по имени. Шлепать детей или выводить их из комнаты не разрешается, наказания отсутствуют. Воспитатель должен пресекать плохое поведение в самом начале, при первых его признаках, например шепоте, ерзании. Воспитатели должны сознавать свою нагрузку и готовить все материалы и планы заранее, предполагая возможное поведение и настроение детей, загружая их полностью. У воспитателя и детей нет свободного времени, потому что они считают это бесцельным. Воспитатели должны быть последовательными, спокойными и твердыми, никогда не сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что от них требуется, а что нельзя делать. В ссоры детей надо сразу вмешиваться. Воспитатели считают, что иначе ребенок решит, что его принимают таким, какой он есть, и сохранит плохой характер на всю жизнь. Другой путь добиться правильного поведения — сравнивать и поощрять. Воспитатели задают вопросы о поведении: правильно ли? Почему неправильно? Что нужно сделать, чтобы было правильно? Кто делает правильно? Дети должны вслушиваться в слова и стараться усвоить правильный пример. И Конфуций, и Мао говорили, что дети не рождаются с правильным поведением, характер формируется в опыте, а учитель ответствен за воспитание самоограничения и правильного поведения. В Китае считают, что научиться регулировать свои желания, подчинить их ритму группы полезно и правильно. Группа только тогда группа, когда в ней дисциплина и порядок. Воспитатели очень хорошо знают об индивидуальных различиях между детьми, но не считают их врожденными.
Китайскую систему дошкольного воспитания критикуют за суровость, косность, сверхотрегулированность. Воспитатели слишком ограничивают и контролируют поведение детей, слишком регламентируют их игру. Дети на занятиях пассивны, послушны воле взрослого, подчинены дисциплине. Но в Китае это воспринимается как проявление заботы и внимания. Родители считают, что воспитатели — образованные профессионалы, не имеющие эмоциональной зависимости от детей, и они воспитают их лучше, чем родители. Детский сад скорректирует, дополнит и исправит то, что дети получают дома. Они верят, что то, что хорошо для Китая, хорошо и для них. Развитие музыкальных способностей считается залогом развития других способностей. Те, кто выступают перед гостями, не демонстрируют себя, а делают благо для школы или детского сада. Они воспитываются в ответственности перед страной. Такие ценности, как упорство и трудолюбие, относятся к традиционным.
Перед начальной школой также ставится задача создания условий для физического, интеллектуального, морального, эстетического развития, воспитания здорового тела и ума. Проводятся уроки гимнастики, развития речи, математики, ознакомления с окружающим, музыки и искусства. Обычно уроки фронтальные, учитель стоит перед детьми, сидящими за партами перед ним или вокруг него, подчеркивается необходимость вести себя дисциплинированно. Лишь в последние годы детей начали делить на подгруппы. Используется много аудиовизуального материала и игр, стимулируется развитие наблюдательности, памяти, внимания, познания. Наблюдение предшествует самостоятельной работе, важными компонентами методики являются также труд и повседневная жизнь. Обязательно есть дежурные по классу. Стили учителей несколько различны: например, на математике одни требуют умения оперировать в уме и на бумаге многозначными числами, другие поощряют прежде всего развитие логического мышления. Довольно мало творческих заданий, поддержки инициативы, идущей от ребенка. Обычно сначала учитель объясняет материал, а потом задает вопросы в устной форме по пройденному материалу. Успехом считается, если дети послушны и правильно отвечают учителю. Реформирование системы начальной школы также связано с новыми веяниями в педагогике, в частности с работой по многоцелевым проектам, ориентированным на процесс получения образования, усвоение учебного содержания, а не только на результат обучения. В области образования, как и в других сферах жизни, в Китае предпочитают идти периодами, иногда увлекаясь чужим опытом, но всегда опираясь на свои традиции.
Вопросы для повторения
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1188;