ПЕДАГОГИКА РЕДЖИО ЭМИЛИЯ
Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно представить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, приехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хозяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.
Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонникам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он проводил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И другие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора математики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних — Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки детских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долгосрочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семинары, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.
Чтобы более глубоко понять значение этой педагогики, следует знать, что в Реджио Эмилия много дошкольных учреждений: 47 % из них коммунальные, 34 % — католические (в Италии в целом -30%), 13% — государственные (в Италии в целом — 50%) (осильные частные или акционерные). Традиционная итальянская семья, где сосуществуют многие поколения, в чистом виде — анахронизм. Наиболее часто встречаются семьи из отца, матери и одного, редко двух детей. В области Эмилия Романья (столица — Болонья) нет безработицы (оба родителя работают), нет миграции, пгт прироста населения. Сильно влияние коммунистической партии. Рождаемость в Италии вообще сейчас самая низкая по сравнению со всеми предшествующими временами. Женщины (они составляют большинство персонала дошкольных учреждений) в Италии имеют право на пенсию после 20 лет работы. Дети живут с родителями вплоть до 30 лет, связь между поколениями прочная, конфликтов между поколениями не наблюдается. Официально браки часто не заключаются. Обряд по католическому закону если и происходит, то достаточно поздно, когда люди прожили вместе много лет, и то в редких случаях. Это не мешает тому, что фактически все существующие семьи включены в плотную и прочную сеть родственных отношений, старики живут близко к молодым, все друг другом часто и активно общаются, а бабушки присматривают за младенцами. Путешествуют мало, обычно внутри Италии. Ребенок — это как бы предмет роскоши, которого красиво одевают, которым забавляются, но собственно детскую жизнь ему не обеспечивают (в системе дошкольного воспитания, созданной Л. Малагуцци и его последователями, это не так). В Италии очень короткий послеродовой отпуск для матери, после которого женщины идут работать, а детей отдают в ясли, принимающие воспитанников от 0 до 3 лет. Вообще, в Италии школьная система зависит от экономических возможностей коммуны. Частные школы часто организуются духовными братствами, например братьями-монахами или сестрами-монахинями. Специальной подготовки к школе нет, однако много детских садов для детей 3 — 5 лет, где используются элементы метода Монтессори. В основной школе дети учатся с б до 1б лет.
В Реджио Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94 % детей. Система Реджио Эмилия, система Лориса Малагуцци, родилась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают. Однажды в течение недели преподавание велось прямо в центре города, в колоннаде театра и парке, чтобы сделать метод открытым для всех. На следующий год за основу работы была взята история Пиноккио. Проникнувшись идеями Пиаже, Малагуцци и его коллеги начали экспериментировать с преподаванием математики и абстрактных понятий, что было новым для Италии. В конце 60-х годов детские сады, созданные по инициативе родителей, стали муниципальными и получили, таким образом, финансовую поддержку коммуны. Постепенно приходило признание, хотя нужно было бороться за право на существование с церковными кругами. Сегодня детские сады являются местом, где взаимодействуют воспитатели, дети и родители, и их связи разнообразны, обширны, подкреплены информацией, передающейся как бы «на ста языках» — всеми возможными способами. Дух кооперации, соединение индивидуальных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обучения, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть философии Реджио Эмилия. В разные годы на нее оказывали воздействие различные психологические и педагогические теории, а также обмен опытом с другими детскими садами и реакция общественности на работу Реджио Эмилия.
«Ребенок состоит из сотни, — писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. — У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».
В 60-е годы детские сады были в основном католическими и частными, теперь появилось еще и много коммунальных. Нужно было весьма аргументированно доказывать, что избранный педагогический путь не только имеет право на существование, но и является хорошей альтернативой традиционному, прежде всего религиозному воспитанию. В частности, отсюда родилась идея «документирования»: регистрации всего, что делают и говорят дети. Накопленный за 50 с лишним лет материал — уникальное собрание документов детства. В тот момент, когда в Реджио Эмилия начали создаваться детские сады, в области отмечался прирост населения, происходил всплеск женского движения, а строительство it организация общественного дошкольного воспитания вызывали общий энтузиазм и желание работать безвозмездно. Участвовали вообще все взрослые, а не только родители детей, поскольку они возлагали надежды на будущее поколение.
Большинство дошкольных учреждений в Реджио Эмилия было построено в середине 70-х годов, и теперь в старинном городе с населением в 130 тыс. жителей 22 детских сада (для детей 3 — 5 лет) и 13 яслей (для детей 0 — 3 лет), работающих по этому методу. Желающих поступить слишком много, и они должны выдержать экзамен. Без экзамена берут только детей с недостатками развития и детей из неполных семей. Плата за пребывание в детском саду такая же, как в обычных детских садах (исчисляется в зависимости от доходов и расходов каждой семьи). Воспитатели получают обычную для Италии зарплату.
Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего — важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере, Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.
Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия — вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду. В детском саду детей кормят завтраком, обедом и ужином. Для разных возрастных групп это возможность встретиться вместе в одной столовой. Общим местом для игр является и внутренний двор в помещении, и прогулочный участок.
Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» - место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале — большие игровые элементы ироде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавыe, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.
Кухня находится рядом со входом, общая столовая . Повар — активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей.
У каждой возрастной группы есть одна большая классная комната; библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки; мини-мастерская; туалет, где есть умывальники. Часть душевой оборудована для игр с водой. Кроме того, на весь детский сад есть одна большая мастерская, где каждый день работает художник-ательерист. Первоначально у каждого художника была своя специализация (глина, куклы и т. п.), но постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.
В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями; матрасы; двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет — спит.
По возможности все разговоры и действия детей записываются па магнитофон или протоколируются, фотографируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей вывешиваются на стендах и просто в помещении. Архив ведется с самого основания, совершенствуются только сами способы фиксации. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.
Кроме того, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 — 5 учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в детских садах или яслях минимум раз в неделю. Они же организуют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семинары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лекций, разбор документации — факторы, позволяющие формировать профессиональных педагогов.
Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. Персонал выходит на работу раньше детей и уходит позже, отпуск составляет полтора месяца. В каждом детском саду 3 — 4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего — по 20. Все воспитатели имеют высшее университетское образование (6 лет обучения) в отличие от обычной практики, не требующей особенной подготовки от сотрудников дошкольного учреждения. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.
Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети бывают вместе только один раз в день: на утренней беседе в 9.00 — ассамблее или форуме, когда дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Всех детей приводят почти одновременно, и момент встречи очень важен. Каждый ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит, так что воспитатель всегда знает, кто здесь, а кого уже забрали родители. В детском саду есть внутренняя детская почта: ящички для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.
Важнейшее условие успеха — четкая работа всех участников педагогического процесса. Так, никто из воспитателей не отвлекается на посторонние дела в течение того времени, что находится с детьми: 31 час в неделю в группе; 4,5 часа на обработку документации, беседы, планирование, собрания; 0,5 часа на подготовку материалов и организационные моменты (всего 36 часов в неделю). Правда, многие воспитатели остаются на работе больше своего положенного рабочего времени: этого требует вдумчивое осмысление происходящего в детском саду.
Взаимодействие родителей и воспитателей — важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартии прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 —2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского сада и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.
Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок. Начало нового учебного года проходит нелегко. Чтобы облегчить ребенку возвращение в ритм работы дошкольного учреждения, каждому дают коробку, которую за время каникул нужно заполнять воспоминаниями о днях отдыха: класть туда камни, раковины и песок с берега моря, красивые ветки и т. п. В первые дни после лета дети работают с содержимым коробок.
Жизнь дошкольного учреждения подчиняется определенным принципам, затрагивающим область прав ребенка и взрослого. Исходный пункт: ребенок — продукт и наследственности, и окружающей среды. Он не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.
В Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему. Задана взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать их содержанием деятельности, вызвать вопросы. Детям дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес. Кроме того, ребенку нужно давать возможность сравнивать себя с собой и с окружающим миром. Взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться. Он не дает прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ответам. Он создает условия для работы, но не влияет на качество результата непосредственно. Чтобы понимать развивающегося ребенка, воспитателям и другому персоналу приходится постоянно развиваться самим.
Большинство посетителей Реджио Эмилия восхищается необыкновенными художественными поделками и рисунками детей, выполненными в самых разных техниках и из разных материалов. Так, глаза могут быть слеплены из глины, дома — из проволоки и т.д. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Несмотря на внешнее изобилие, искусство, которым занимаются все и всегда, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Это только один из тех самых ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности — занятия компьютером, игры, конструирование и т. п. Взрослые стараются чинить сломанное, а не выбрасывать.
Можно сказать, что в Реджио Эмилия работа протекает в форме проектов. Один из таких проектов, связанный с измерением, возник потому, что в комнате сломался стол, и, когда дети установили, что починить его нельзя, они попросили новый. Воспитатели предложили послать заказ столяру, в это время работавшему в одном из детских садов. Дети должны были измерить старый стол и описать его, чтобы столяр сделал новый стол точно таким. Для этого им понадобилось найти меры длины, способ отображения особенностей формы на бумаге, масштаб, догадаться, что столяру нужно иметь те же ориентиры, что и им, чтобы не перепутать. Готовый чертеж (измеренный башмачком, который был приложен к картинке) послали рабочему, и дети получили новый стол. Попутно они выяснили: руки у всех разного размера; длина обуви соответствует номеру; вещи в профиль выглядят не так, как в развороте и т. п. В заключение взрослые объяснили, как делать измерительную ленту. При помощи самодельных лент они начали мерить и сравнивать все вокруг, причем многое оказалось совсем не таким, как они думали вначале.
Другой проект, также родившийся из детских потребностей, получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок — лев — огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.
Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.
Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.
Ребенок изначально -- субъект, вступающий в отношения с другими субъектами. В самой человеческой сущности заложена необходимость коммуникации. Со взрослым у детей связь взаимная. Каждый ребенок постоянно находится во множестве отношений, взаимосвязей. В детском саду работа концентрируется не на личности, а на ее связях с обществом, с персоналом детского сада, с семьей, с другими детьми, а также на отношениях всех этих субъектов между собой. Поэтому все, что делается в детских садах с организационной точки зрения (ежедневные контакты с родителями, документирование, оповещение), служит этой цели. Способ организации работы (при всех отличиях в устройстве каждого отдельного дошкольного учреждения) в принципе одинаков. Так, в распорядке дня учитываются распределение и среда помещений детского сада, общие дидактические принципы, питание, работа с родителями и с персоналом. При планировании работы принимаются во внимание возможности самообучения (они складываются из контактов педагога с детьми и детей между собой), связи между педагогами, связь между педагогом и родителями, контекст пространства, наличие и свойства материалов, а также распорядок дня. Каждый отдельный проект рождается из всех элементов этой системы, из их взаимодействия.
Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, один день, неделю), другие — месяцы или целый год. Идеи черпают из случайных замечаний, идей, происшествий, вызвавших у детей интерес: это признак того, что детям важно познакомиться с какой-то темой. В одной комнате работает до пяти малых групп по 2—4 человека, а другие дети расходятся по разным помещениям. Не обязательно, чтобы все были заняты одним и тем же проектом; но разные дети могут поддержать начинания друг друга. Все, что находится в стадии развития и осуществления, прерывать нельзя, и к занятиям можно возвращаться тогда, когда захочется. Воспитатели следят за тем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности, и считают, что воспитатели детского сада должны постоянно помнить, ради чего все делается.
Человеческая жизнь измеряется субъективным восприятием пространства и времени. Знакомство с пространством, умение ориентироваться и существовать в нем, способ построения своего мировидения в зависимости от происходящих изменений — один из основных факторов в развитии личности ребенка. Поэтому продумываются все архитектурные решения, вся внутренняя организация детского сада. В пространстве, задающем направление коммуникации, в комплексе решаются проблемы распределения энергии, размещения контактов, взаимосвязей и взаимозависимостей, внимание ребенка направляется на определенные стороны действительности, стимулируется его любознательность, дается повод сформулировать и высказать свое мнение и взрослому, и ребенку. В распорядке дня учитывается перемещение ребенка внутри и снаружи помещения, все виды его деятельности в одиночестве, совместно с детьми и со взрослыми. Все предусмотреть заранее невозможно, но предусматриваются разные виды деятельности: пластические движения, драматизация, танец, музыка, прогулки, сенсорные задачи и т. д. — как бы общение на разных «языках», между разными детьми. При этом обеспечивается безопасность для ребенка, который может, если захочет, видоизменить и исследовать созданное для него взрослыми пространство. Кроме того, ребенок должен уметь создавать собственное пространство, относясь к нему диалогически и диалектически.
Реально это организуется при помощи деталей интерьера. Как уже говорилось, в детском саду множество уголков, закутков, шкафов, мест, где можно уединиться, спрятаться от других, остаться с другом. Ребенок сам решает, когда он хочет побыть один, и это желание уважают. Ящики, тумбочки, кубы, в которых хранятся материалы (в них одна стенка прозрачная, так что видно, даже без надписи, что внутри), можно использовать как сидячие места, даже расположить их амфитеатром, например, во время обязательной общей утренней ассамблеи группы. Все ясли и детские сады разные, они не похожи друг на друга, они отражают дух и идеи того времени, в которое были построены, но в них обязательно предусмотрены разные возможности перемещения и занятий для детей, разные способы разделить пространство: мебель, зелень, экраны, крыши, особое покрытие для пола, большие игровые кубики. Помимо специальной детской мебели, есть настоящие большие стулья и столы, которые принесены родителями («домашнего» типа, не соответствующие общему дизайну интерьеров). На полу может быть нарисован круг, где утром рассаживаются дети. Много наклонных плоскостей, на которых можно располагать, например, детские работы. Всюду висят продукты детского творчества, сухие букеты, интересные предметы: осмыслен и заполнен почти каждый фрагмент пространства.
В помещениях находится много всяких предметов, поверхностей, материалов, форм, зеркал, выступов и т.п., так, что все это можно исследовать, трогать, щупать, играть, понимая, как ты сам двигаешься и как действуешь в этом пространстве. Места для отдыха организованы, например, в виде мягких корзин, матрасиков, кроваток-раскладушек, балдахинов, нар со шторами. Освещение формирует пространство при помощи разных эффектов; зеркальные поверхности создают дополнительные нюансы; устраняются препятствия в поступлении естественного света. Довольно часто исследуются тени, проекции, отражения, преломление света при прохождении через воду или призму, разноцветные прозрачные пленки и стекла. Дети могут пользоваться биноклями, микроскопами; есть просветные столы, карманные фонарики, кодоскопы, с которыми работают дети; есть передвижной перископ, гигантский калейдоскоп, зеркально-стеклянные домики и другие приспособления для зрительных игр, сделанные взрослыми. На стенах висит информация, фиксирующая все текущие проекты, так что и дети, и родители, и другие взрослые могут знакомиться с происходящим. Если идет работа по теме, когда-то уже исследованной детьми, то извлекается из архивов (это, если позволяет помещение, отдельная комната) и демонстрируется документация по предыдущему проекту. Множество материалов подобрано и расположено в пределах досягаемости детей, и они достают их сами.
Воспитатели часто возвращаются к старым проектам, чтобы понять, что дети запомнили, как изменилось с тех пор их мировосприятие и миропонимание, как они умеют словами рассказать о том, что было. Развитие памяти ребенка, направленное на хранение, классификацию, ассоциативные реакции, извлечение информации, — одна из педагогических задан. Возможность находить в каждодневной жизни удивительные, достойные восхищения вещи, тренировка наблюдательности, любознательности и умения описывать происходящее — другая задача. Умение общаться с природой, с людьми, вступать в диалог с предметным, вещным миром, часто при этом фантазируя, -третья задача. Рисуя, дети лучше познают то, что они изображают, потому что рисунком они могут рассказать то, что знают. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Эта простая идея лежит в основе организации работы художника. Чтобы исследовать, нужно сравнивать, находить сходство и различие, добиваться получения как можно большего количества информации об объекте разными способами. Чем выше напряжение ожидания, тем лучше качество собираемой информации.
Один проект, родившийся из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой — астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.
Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более внимательными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки — они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.
Дети рисуют каждый день, за рисунком скрываются какие-то их представления, которые важнее внешнего изображения. Строят предположения о том, чем ромашки пахнут, как они слушают и что слышат. Изучение и изображение внутренней структуры цветка обогащает рисунок. Обсуждают, какие бывают ромашки, какие у них внутренние органы, что является мозгами, как они думают (может быть, корнями?), где у них сердце. Из ромашек и сходных растений были созданы семьи. Ромашки фотографировали, и разделенная на кадры действительность заставляла увидеть уже знакомое под иным углом зрения. Дети обращали внимание на мелкие нюансы. Выяснилось, что ромашки закрываются на ночь -как будто спят, как дети. Может быть, их жизнь вообще устроена так же, как жизнь детей? Может быть, они расцветают каждый год в октябре потому, что не любят ни жары, ни холода? А может быть, потому, что других цветов нет и они хотят все собой украсить? Как получается, что ромашки возвращаются каждый год? Как устроено семечко? В каждом новом изображении (это были не только рисунки, но и мозаики из разных материалов, скульптуры и т. п.) отражались полученные представления.
После всех обсуждений и исследований дети перешли к рисованию красками. Чтобы подобрать фон для цветка, красили бумагу и прикладывали к ней натуральную ромашку, обдумывая, что ей больше всего подходит. Например, высказывалась мысль о том, что на синем фоне ромашка легче дышит: она любит небо. Но как изменится рисунок, если пошел дождь? Любят ли ромашки дождь? Каждый рисунок получает название («Ромашки ночью», «Разговор ромашек со звездами»). Когда через месяц дети поехали на тот же луг, оказалось, что ромашки умерли. А может быть, эти серые и старые веточки еще живут? Куда делись ромашки и в какой момент они вернутся? Спустя семь месяцев снова вернулись к этой теме, пересмотрели свои рисунки, документы. Вначале попытались устно восстановить, что происходило. Потом по памяти рисовали, составляя из отдельных рисунков фреску на темы жизни и смерти растений. Составление общей композиции происходило опытным путем, методом проб и ошибок. В детских работах наглядно осуществлялась передача эстафеты замыслов и изображений от одного ребенка другому. Таким образом, в результате у каждого участника проекта была собрана серия картинок, и все смотрели и сравнивали, что у кого получилось.
Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания. Получение знания — постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться.
Другой проект был посвящен птицам, и в нем участвовали все взрослые детского сада, родители и даже некоторые фирмы и природоохранные организации. Длился проект четыре месяца. Заметив, что птицы пьют воду во дворе, дети сделали для них прудик. Решили, что для них должно быть сделано что-нибудь приятное, чтобы они почувствовали к себе дружеское расположение, чтобы им было весело. За птицами наблюдали со специального пункта на дереве, исследовали и фиксировали их жизнь, а потом построили луна-парк для маленьких птичек. В нем были, например, фонтан из зонтиков с мотором и колесом — как у мельницы; лифт для старых птиц. Все идеи на этапе эскизов активно обсуждались. Нужно было исследовать, как устроены разные аттракционы, фонтаны, и для этого проводились экскурсии. Один из способов работы — проецирование слайда на светлую поверхность, на нее накладываются кальки, и дети рисуют поверх калек. Потом нужно было построить модели, понять, как что функционирует. Изучались движение воды, ее свойства, конструкции, позволяющие направлять течение и регулировать его ход. Среди родившихся идей - - приемы измерения воды, способы конструирования мотора. В этом проекте сотрудничали дети разного возраста, объединенные в малые группы, осуществлявшие отдельные части идеи. Окончательная версия луна-парка с развлечениями была осуществлена взрослыми. На открытие дети принесли с собой домашних животных; кукольник показывал представление и подарил детскому саду куклу — журавля с птенцами. По результатам работы детей и взрослых была выпущена книга, опубликованная в Америке.
Был и проект, родившийся из интереса к подземным коммуникациям, посвященный пещерам: дети ходили в общество спелеологов, выяснили, где находятся пещеры, что входит в оборудование для их посещения и исследования; художник, родители и дети спланировали поход в настоящую пещеру, причем дети обнаружили там кости и решали, кому они принадлежат. Проектирование — это не программирование, не планирование с жесткой привязкой ко времени; взрослый может участвовать в обсуждении будущей деятельности вместе с детьми. Из других интересных проектов, проведенных в Реджио Эмилия, можно перечислить: «Длинный прыжок» (проводился в парке после того, как дети наблюдали за Олимпийскими играми; изучалась техника прыжка — как добиться самого длинного прыжка, способы измерения расстояния, определение правил соревнований, устройство соревнований и их реклама, организация соревнований всего детского сада, определение победителей и т. п.); «Динозавры» (познакомились с понятием «предок», изучали жизнь доисторических животных; пытались найти соответствие их натуральной величине и т. п.); «Символы», «Снег», «Вода», «Дом», «Посмотрим друг на друга».
Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, и детей не поправляют. Взрослые помогают детям в изучении мира, давая им возможность перейти с одного уровня понимания на другой; например, в одном из проектов, связанных с измерением веса, взрослые построили для детей гигантские весы на дворе. Математическим понятиям был посвящен специальный проект, потому что в Италии считают, что математические абстракции должны быть приближены к популярному знанию, ибо они основаны на общественных мыслительных операциях: на выборе, анализе, размышлении, систематизации, установлении связей между объектами. Математика рождается из обычных будничных нужд. В ней присутствует идея ритма, присущая любому измерению вообще. Окружающий мир может измеряться в единицах, соразмерных человеческому телу. Педагоги должны поддержать в ребенке интерес к кодированию мира. Знание слов, обозначающих математические количества, позволяет перейти к бесконечности в измерениях. Проводятся разные опыты с количествами (больше или меньше --по штукам? По объему? На глаз? По площади?), а потом полученные идеи применяются на практике (измерить предмет разными способами), после чего дети заново могут обобщить прожитое.
Высокое качество детских рисунков и картин связано со все углубляющимся исследованием какого-то фрагмента реальности. На интерес детей к исследованиям, на их отношение к своему детскому саду, их готовность убирать, накрывать на стол, работать на кухне, содержать в порядке помещения, беречь материалы накладывает отпечаток атмосфера стабильности и благожелательности, созданная добросовестным и серьезным отношением к своей работе взрослых.
Основными итогами изучения метода Реджио Эмилия, по мнению специалистов, являются следующие. В области проектирования: следует отдавать предпочтение развитию возникших идей, а не жесткому соблюдению абстрактного плана. Над проектом работает малая группа из 2 —б детей. Хорошо удается раскрыть темы, не связанные непосредственно с повседневным опытом. Детей стимулируют делать что-нибудь большое и сложное. Не следует отказываться от эмоционально сложных тем. Проект должен предстать перед ребенком как возможность проявить себя и общаться. Любые проблемы можно решать методом «мозговой атаки». Воспитатели должны предусмотреть возможность включить учебное содержание в определенные моменты, возникающие по ходу осуществления проекта.
В области изобразительной деятельности: дети могут копировать изображения, сделанные взрослыми, например карты; пытаться изображать звуки, чувства и др. Детям показывают их собственные фотографии за работой. С рисунков начинаются более сложные изображения. Первые наброски следует делать быстро. На их основании дети развивают свои «наивные» теории. Следует делать копии детских символов и использовать их в разнообразных контекстах. Дети должны учиться связывать между собой символы и описания. Из одной символической области должна развиваться другая. Не следует концентрироваться на том, что искусство — это эстетическое освоение мира; к нему нужно относиться как к инструменту мышления. Наблюдение и воображение должны интегрироваться в рисунке. Один и тот же объект или систему нужно рисовать с разных точек зрения (перспектив). Один и тот же предмет следует изображать в протяженном времени, например удлиняющиеся тени, живые растения.
В области взаимоотношений в группе (в коллективе): взрослые должны демонстрировать тот тип взаимоотношений, к которому должны стремиться дети (демократическое участие, обучение через сотрудничество, преодоление конфликтных ситуаций). Дети должны сравнивать между собой свои работы и подвергать их критике. От разницы во мнениях дети должны переходить к решению проблем. Внутригрупповые отношения — средство обучения. В проектировании должны быть заняты группы с разным количеством участников. Следует поощрять разные стили выполнения задач и доверять детям самостоятельное обсуждение. Социальный план работы поощряется выдвижением на передний план понятия «мы». Через социальный конфликт происходит построение социальных идей. Дети заинтересованы в создании правил, и это может стать средством обучения. Кульминация проекта становится событием для более широкой общественности.
В области обучения: нужно выстраивать ситуации, которые провоцируют ребенка интеллектуально и эмоционально; записывать то, что говорят дети; подавать реплики, стимулирующие обсуждение; давать детям обсуждать самое интересное из изображений, средств коммуникации. Техническим приемам обучают в ходе работы, например, с глиной. При этом следует комментировать саму работу, а не уровень умений детей. Работая над совершенствованием конкретных навыков, следует переходить к их осмыслению на интеллектуальном уровне (для этого удобно использовать фотоснимки). Объекты и материалы можно применить в неожиданных вариантах (например, то, что используется внутри помещения, выносится наружу, и наоборот). Воспитатели должны учиться у детей так же, как и дети учатся у взрослых. Детям нужно давать действовать медленно, не торопясь, столько времени, сколько им нужно.
В когнитивной области: детей нужно поощрять думать о том, чем что-то не является; чем оно могло бы быть; о взаимовлиянии одного на другое. Нужно помогать отличать праздники от повседневности; подчеркивать важность глубинного познания целостных систем; давать понимать, что работа не завершена, и обсуждать это.
В области интерпретации детского творчества: главное — документально фиксировать все, что делают дети. Документы демонстрируют родителям, детям, коллегам, публике. Нужно стараться смотреть на все с позиций исследователя. Во вчерашних записях можно найти задачи, которые следует поставить перед детьми сегодня. Записи рассказов детей и фотографии детей следует обсуждать с самими детьми. Дети должны стараться возвращаться к сделанному изображению, постоянно перерабатывая его. Все ответы рассматриваются как варианты, к которым приводит определенное логическое рассуждение; задача состоит в том, чтобы понять эту логику.
В Реджио Эмилия говорят, что любое представление о действительности у каждого свое, непохожее на других; индивидуально возникают гипотезы о действительности, а затем они перепроверяются, отбрасываются или уточняются. Магазины детской одежды, популярные журналы, образ младенца Христа, психоаналитические представления о влиянии детских впечатлений на формирование личности, роль женщины как матери — все это влияет на общественное мнение, на ожидания взрослых в отношении своего ребенка и чужих детей. Семья делает политический, экономический и социальный выбор, а на самом деле следовало бы заниматься подлинными проблемами ребенка. Ребенок, по мнению специалистов Реджио Эмилия, с самого начала — богатый, сильный, компетентный, не обязательно вписывающийся в ту схему, которая задана общественными ожиданиями. Ребенок открыт для нового, которое он хочет познать, в отличие от взрослого. Ребенок не требует ответа на все вопросы сразу, он способен постоянно достраивать картину мира. Ребенок конструирует для себя уникальную систему своих собственных прав.
Детский сад — это место, где могут осуществляться права детей. Он не должен отчитываться перед родителями за то, что сдедано для детей, но очень важно, чтобы родители имели как можно более полную информацию обо всем, в чем участвует их ребенок и как он ведет себя в детском саду. Недостаточно осуществить деятельность, чтобы сказать, что ребенок чему-то научен. Важны его рассуждения о самой деятельности, осознание того, что происходит с ним. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Дети учатся не только у нас, но и через множество других влияний. Воспитатель должен создать контекст, в котором ребенка можно выслушать, так, чтобы он знал, что взрослым важно узнать его гипотезу. Исходя из определенной точки зрения, интерпретируются зарегистрированные наблюдения. В Реджио Эмилия считают, что учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Есть тысячи гипотез о действительности, тысячи способов провести проект; обсуждение проекта проходит как бы на песке, а сам проект как бы вырубается в скале; но пока мы выбираем один (из тысячи) вариант, мы гибки в выборе каждого последующего шага.
Первоначальная идея сотрудничества всех во имя детей, во имя будущего коммуны сохранилась до сих пор. В создании педагогики участвовали также теоретики, непосредственно трудившиеся с детьми. До сих пор такие дошкольные учреждения, как в Реджио Эмилия, для Италии (да и вообще для всего мира) — редкость. Правда, институт по изучению этого опыта возник в США, и там же попытались перенести этот педагогический метод в школу (пока достаточно удачно). В Реджио Эмилия при переходе в школу у детей и учителей взаимно возникают трудности, и, хотя многое уже сделано для их преодоления, все равно школа пока не готова принять детей «нового типа»: осознающих свои права, на равных беседующих со взрослым, привыкших задавать вопросы и обсуждать со сверстниками будущую деятельность прежде, чем начинать выполнять задания.
На свободное решение детьми разнообразных умственных и художественных задач собственными методами направлены идеи Л. Малагуцци, воплощенные в американской педагогике начальной школы, работающей по его методу. Все этапы поискового мышления детей фиксируются, что позволяет понять, как на самом деле складываются их представления о мире. Важным аспектом этой работы является такая ее характеристика, как максимальная протяженность во времени. Этот аспект — растянутое проживание изучаемого, обращенность к проблемам, поставленным самими детьми, — противостоит методам интенсивного обучения. Если первые предполагают вдумчивую работу с каждым учащимся, углубленное постижение всеобщих законов мироздания на небольшом участке окружающего, то вторые направлены на сконцентрированную краткосрочную мобилизацию сил организма. Интенсивная педагогика, апеллируя к одновременной активизации зрительного и слухового восприятия, соединенной с движением, достигает хорошего запоминания препарированного материала (отечественный корифей дошкольной психологии и педагогики А. В. Запорожец предостерегал против интенсификации дошкольного образования). При таком подходе используется много игр с правилами, позволяющих повторять один и тот же материал так, чтобы не наступала усталость. Важная составляющая — проведение дискуссий в детском коллективе, выработка общих позиций, рассуждение о структуре собственной деятельности и приобретенного опыта. Плотное по времени разучивание того, что относится к определенным областям знания, как правило, соединяется с экстенсивным расширением этих сфер изучения.
Вопросы для повторения
Почему к высказываниям и произведениям детей следует относиться серьезно и уважительно? На каких ста языках говорят дети? Каких членов общества предполагается воспитывать по системе Реджио Эмилия?
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2403;