Проблема демократии
Демократия в сегодняшнем мире — это "размножение" истины, это усмотрение разнообразных "истин" в разных людях, перенесение истины из Бога в человека и превращение гордыни в норму человеческого самоосознания. В самом деле, почему именно гордыня считается первым из всех смертных грехов, а не обжорство, не убийство и прочие, казалось бы, намного худшие проявления человеческой греховности? А потому, что гордыня наиболее опасна в силу того, что она рокирует полярные ценности, при этом тая потенцию иллюзорного оправдания такого смешения — свойство, отсутствующее в прочих грехах. Иллюзорное оправдание гордыни — в тонкой подмене богоуподобления человека его обожествлением. Ведь глубинным смыслом горьковского афоризма "человек — это звучит гордо" является усмотрение Бога в каждом человеке не в смысле присутствия в нем Бога, а в том смысле, что он и есть бог, а таких богов — множество.
Размышления по поводу язычества и "размножения" им Истины, которая потому и Истина, что единственна, размышления о противопоставленности демократии и теократии подсказывают мысль об отрицательном отношении Священного Писания к народовластию. Однако подобное безоговорочное утверждение было бы поспешным. Ведь представительную власть, являющуюся рупором гласа народа, как и прочие ветви власти, Господь признал и наделил Духом Своим; ведь когда стоял вопрос об учреждении царского престола, Бог сказал Самуилу: "Послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе" (1 Цар. 8. 7). Но уже в этой ситуации мы видим двоякое отношение к тому, что мы называем демократией и народовластием. Одновременно с указанием внять гласу народа Богом
1 См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997; Дворкин А. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 1998; Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т. 2. Оккультизм. Ч. 1. М., 1999.
было сказано также, что требование народа идет вразрез с указаниями Господа и что на самом деле это всенародное решение есть отвержение Бога: "Ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними" (1 Цар. 8. 7). В свете такой оценки, данной Господом решению народа, было бы также большой натяжкой говорить об однозначном признании в Библии ценности народовластия в стране. Хотя автор слов "Я — демократ, потому что верю в грехопадение"1, имел в виду нечто совершенно другое, все же трудно не заметить здесь печальную взаимную детерминацию двух понятий.
Контроль над государственной властью со стороны народа, в том числе через представительную власть (старейшин), равно как и судей, может быть результативен и плодотворен лишь при условии их пребывания в союзе с Богом, без чего демократия также оборачивается злом. Роковой грех Адама был уступкой "демократии" — запретный плод он вкусил, прислушавшись не к гласу Господа, а к голосу "низа" — Евы, притом — и самое главное, — когда она уже отстранилась от Бога, послушавшись змея. Достойна внимания любопытная мысль Клайва С. Льюиса: "Истинное оправдание демократии в том, что мы — создания падшие, и человеку нельзя доверить власть над собратьями"2. Начиная с первогреха, следование требованию "низов" на протяжении всей библейской истории приводило к греховным деяниям, и при этом ссылка на "низы" каждый раз приводилась согрешившим властным лицом в качестве самооправдания. Так Адам, согрешив, пытался свой поступок оправдать ссылкой на то, что он следовал голосу "помощницы": "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3. 12). Аарон изготовил золотого тельца по решению народа и потом оправдывался перед Моисеем: "Ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: сделай нам бога" (Исх. 32. 22—23). Саул внял "гласу народа" и после в свое оправдание ссылался на это: "Согрешил я, ибо преступил повеления Господа и слово твое; но я боялся народа, и послушал голоса их" (1 Цар. 15. 24). Не увлекаясь приведением
1 Клайв Л. С. О равенстве // Страницы. М., 1966. № 2. С. 112. Цит. по: Отец Вениамин. Указ. соч. С. 268.
2 Там же.
дальнейших примеров "демократически" принятых решений библейских властей, отметим, что подведением итогов такой "демократии" следует считать слова пророка о том, что "Суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площадии честность не может войти" (Исайя 59. 14).
Истина никак не соотносима с мнением большинства, она не определяется "голосованием", напротив, чаще всего "площадь" отстраняет суд со своим предначертанием определить истину, а при этом поругание и казнь истины получает псевдооправдание. Прав В. Соловьев, когда отмечает, что "царь, делающий только то, что угодно народной массе, теряет смысл своего существования"1. Далее В. Соловьев отмечает, что первый же библейский царь — "первообраз того антирелигиозного государства, где собственный произвол властителя прикрывается ссылкой на "волю народа", как некогда первомуж оправдывал свой грех, ссылаясь на жену"2. Так продолжалось вплоть до конца библейской истории, до распятия Христа. Ведь и решение о казни Спасителя было принято самым демократическим способом: народ "проголосовал": "Распни Его!" (Марк 15. 13; Лука 23. 21; Иоанн 19. 15). По требованию парода был казнен Тот, Кто возвестил: "Я есмь [...] истина" (Иоанн 14. 6). И Пилат, умыв руки, оправдался, подобно многим предшественникам своим, сославшись на волю народа: "Невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27. 24). А позже, точно так, как в библейские времена, большинство требовало крови праведников XX века.
История свободы и демократии демонстрирует справедливость апостольского противопоставления понятия "свободные" понятию "употребляющие свободу для прикрытия зла" (1 Петр 2. 16). Для предотвращения подобных последствий демократии и было дано своевременное законодательное указание: "Не следуй за большинством на зло" (Исх. 23. 2). В соответствие с этим, в современном понимании демократии намного плодотворнее было бы подчеркивать не власть большинства, а права меньшинств. Подобный подход все более актуализируется и в современном праве. Постановка вопроса о демократии в таком ракурсе естественно приводит к правам единицы,
1 Соловьев В. История и будущность теократии // Собр. соч. Т. 4. Брюссель, 1966. С. 532.
2 Там же. С. 533.
то есть предельного меньшинства — отдельной личности. В наиболее упрощенном представлении власть большинства — сумма слагаемых "единиц", без свободы которых демократия немыслима. Потому христианство — учение, адресованное не обществу, а "единице". Вся проблема человечества — в единице, которой предначертано принять божественные установления, для того, чтобы и его свободная воля служила претворению в жизнь богоугодных правовых норм, законности и правопорядка в стране и в обществе. Поэтому, для указания на необходимость всенародного контроля за властью, Библия считает достаточным сказать: "представь им и объяви им" (а не только царю) закон и права. Библия требует, чтобы обществу проповедовалось то, что исходит от Бога, потому что "почвой права является вообще духовное"1. И эта обязанность возлагается в данном случае на мирскую власть. В связи с вышеприведенными соображениями о злом начале в понятии "большинство", контроль общества над властью предполагает контроль "всеми, знающими закон и права". Закон и права — в Боге, и следовательно, знать закон и права означает знать Бога. Это в значительной степени относится к закону и в современном понимании. "Область права занимает обширное пространство души и сознания человека. [...] Когда закон оказывается впечатленным в совесть человека и воспринят им, [...] человек пребывает в царстве права, справедливости и свободы", — пишет правовед2. "Юридические законы — в отличие от природных законов — держатся только верою людей, укорененной в трансцендентной сфере", — пишет богослов3. Поэтому пребывание в Боге становится обязательным "цензом" не только для священников, призванных контролировать исполнение духовных законов, но и для старейшин, контролирующих исполнение законов мирских, равно как и для всех прочих лиц, наделенных властью. Естественное для священников возложение Духа Господня повторяется не только на судьях и на царях, но и на старейшинах. Напомним чрезвычайно важную деталь: поскольку старейшинство — тот орган власти, которому предстоит стать основой республиканского правления, наделение старейшин Духом Господним значительно отличается от иных
1 Гегель Г. Указ. соч. С. 67.
2 См.: Иванов В. Закон и право // Право и жизнь. 2000. № 25. С. 71.
3 Отец Вениамин. Указ. соч. С. 272.
случаев. В числе "получивших" Дух оказываются и те из старейшин, которые не явились в назначенное Господом место, где должен был состояться этот Божий акт: оставшиеся в шатре старейшины также стали пророчествовать, ибо Дух Господень должен был стать "достоянием" всей институции, а не отдельных лиц. В противном случае, представительная власть сама покровительствует деспотии: в эпизоде из Книги пророка Даниила предание невинного человека смерти, едва не реализовавшееся, было спровоцировано старейшинами (Дан., гл. 13); царь Иеровоам не сам по себе, а "посоветовавшись", решил направить народ свой к литым богам и обращение народа в язычество счел гарантией удержания своей узурпированной власти (3 Цар. 12. 21—29). По аналогии с этим, российские революционеры начала XX века вовсе не опасались передачи всей полноты власти ее представительной ветви, вооружаясь лозунгом "Вся власть советам": разумеется, такая форма правления не могла препятствовать им в установлении бесправия в государстве, ибо советы, по задумке вождей, должны были представлять массу, переведенную в безбожие. Посему демократия сама по себе ничего не добавляет и не убавляет к сугубо человеческим порокам, переходящим и на власть. Деспотии были как монархические, так и республиканские, как президентские, так и парламентские. Нет ничего абсурднее выдвижения в спорах политиков о президентском или парламентском правлении аргумента о якобы сравнительно большей склонности президентской формы правления к диктатуре. Весь вопрос сводится вовсе не к этому, а к союзу мирской власти, будь то монархия или народовластие, с духовной.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 521;